• четверг, 28 Марта, 19:50
  • Baku Баку 13°C

Грузинский гамбит

09 апреля 2019 | 11:02
Грузинский гамбит

ИСТОРИЯ
Грузия - родина великого поэта, автора поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели - жила в мартовские дни 1989 года своей тихой, мирной жизнью. Хотя так же, как и по всему СССР, «благодаря» неверной, предательской политике горе-руководителя Советского государства М.Горбачева, жилось в республике не очень-то богато и радостно, в сравнении с прежними временами, но люди смирились с положением дел в надежде на лучшие дни. Ничто не предвещало появления «черных туч» над этой почти райской землей.
Но к концу марта все перевернулось. «Джинн», которого год назад не хотел оставить и, пожалев, выпустил из бутылки в Нагорном Карабахе вместе с армянскими сепаратистами М.Горбачев, начал свои зловещие игры в Грузии. В связи с неожиданным поворотом событий в Абхазии, взявшей не лучший пример у армянских националистов и заявившей на прошедшем 18 марта 1989 года митинге о выходе из состава Грузии и вхождении в состав РСФСР (карабахский сценарий!), политическая ситуация в республике серьезно обострилась. А когда попытки диалога грузинского руководства с митингующими в Абхазии не дали ожидаемого положительного результата, инициативу в свои руки взяли неформальные организации республики и начиная с 4 апреля стали проводить бессрочные митинги протеста перед Домом правительства в Тбилиси. Этими акциями руководили представители интеллигенции, диссиденты - известный писатель, ученый-литературовед доктор филологических наук 3виад Гамсахурдиа (будущий первый президент Грузии), поэт и музыкант Мераб Костава, молодой политик Георгий Чантурия и др.
Так как советское руководство не хотело принимать решительные меры против сепаратистских проявлений в Абхазии, митингующие в Тбилиси были предельно возмущены и стали выдвигать встречное (по отношению к абхазскому) требование о выходе Грузии из состава СССР. Как сообщали тогда московские СМИ о событиях в Грузии, в ходе акции появились лозунги, направленные против советского режима. И якобы руководство республики, не сумевшее справиться с массовыми выступлениями, пресечь митинги, в которых по приблизительным подсчетам участвовали не менее 10 тыс. человек, пришло к выводу, что с каждым днем ситуация все больше выходит из-под контроля, и справиться с митингующими собственными силами внутренних войск и милиции в республике невозможно.
Из официальных источников: «В 20 часов 35 минут 7 апреля в ЦК КПСС за подписью первого секретаря ЦК Компартии Грузии Дж.Патиашвили была направлена телеграмма, подготовленная вторым секретарем республиканского ЦК Борисом Никольским, с просьбой направить в Тбилиси дополнительные силы МВД и Минобороны (в советское время во всех республиках вторыми секретарями ЦК назначались русские с той целью, чтобы они держали под контролем всю ситуацию в той или иной республике, а в случае чего - выступали от имени руководства в общую пользу советской системы. Они и выполняли функции главного агента КГБ и кремлевских хозяев).
В тот же день, несмотря на поздний час, в Москве состоялось совещание под председательством Егора Лигачева, на котором «просьбу» республики решили удовлетворить. Однако, по официальным данным, никакого протокола не велось и никаких письменных документов принято не было. Министр обороны Д.Язов и замминистра внутренних дел И.Шилов отдали соответствующие приказы как бы по собственной инициативе. Одновременно по телефону предложили Дж.Патиашвили: «Принимать решения совместно с командованием Закавказского военного округа, исходя из сложившейся обстановки».
Вернувшийся в тот же день около 23-х часов в Москву из зарубежной поездки (скорее всего с отдыха со своей любимой Раисой) горе-руководитель СССР Михаил Горбачев, заслушав своих помощников, предложил послать в Тбилиси «чрезвычайных эмиссаров» Центра - члена политбюро Эдуарда Шеварднадзе и секретаря ЦК Георгия Разумовского. Но первый секретарь ЦК Компартии Грузии Дж.Патиашвили заверил Москву, что хотя ситуация в Тбилиси сложная, но он с ней справится.
Однако на следующий день в Кремле состоялось второе совещание, во время которого Шеварднадзе связался с Патиашвили, который снова доложил, что «обстановка стабилизируется и в приезде московских представителей необходимости нет». А через несколько часов состоялся телефонный разговор между Патиашвили и Горбачевым, по утверждению которого он призвал руководство республики «найти пути политического урегулирования создавшейся сложной ситуации». Спустя многие годы, в 2004-м, Патиашвили признался, что тогда, в 1989 году, генсек «тоном, не допускающим рассуждений», заявил: «Надо немедленно освободить площадь, и этим займется армия!»
Несмотря на то, что сам, единолично принял такое жесткое, безответственное решение, после трагедии, унесшей более 20 жизней, М.Горбачев наглым образом заявил, что «проспал всю ночь и узнал о случившемся только утром». Какое, однако, лицемерие (которое он проявил и после январской трагедии в Баку спустя всего 9 месяцев после тбилисской)! Разве когда где-то в стране царит тревожная ситуация, происходят многодневные волнения в таком большом, исторически и политически важном городе, как Тбилиси, может ли «хозяин страны», который в ответе за каждого своего гражданина, позволить себе лезть в кровать и, обняв свою «красотку» - бывшую аспирантку и любовницу небезызвестного Аганбекяна - Раису Максимовну, и спокойно до утра спать?
Какая ложь, какая подлость, политическая безнравственность и безответственность, бесчеловечность! А ведь именно на том совещании в ЦК КПСС, состоявшемся 7 апреля, и было признано необходимым удовлетворить якобы «просьбу руководства республики и оказать помощь по нормализации обстановки в республике». И... «нормолизовали». На основании безосновательной санкции совещания в Кремле было решено направить в Грузию подразделения внутренних войск, специальных подразделений милиции и войск тогдашней Советской Армии, что противоречило действующему законодательству СССР.
Начиная с 7 апреля в Тбилиси были переброшены 4-й мотострелковый полк дивизии Дзержинского (находившийся в армянском Спитаке, где ранее произошло сильное землетрясение), полк ВДВ, бойцы Пермского и Воронежского ОМОН и еще 450 курсантов Горьковской высшей школы МВД. Всего, с учетом 650 бойцов расквартированного в Тбилиси мотострелкового полка и др., к операции были привлечены 2550 человек, а также шесть бронетранспортеров, восемь боевых машин десанта, четыре пожарные и две санитарные машины. Фактически в разгоне митинга участвовали около 900 военнослужащих - солдаты дивизии Дзержинского и рота десантников. Возглавить операцию было приказано тогдашнему командующему войсками Закавказского военного округа генерал-полковнику Игорю Родионову.
Действовать решили перед рассветом, когда, по мнению организаторов, на площади должно было остаться мало народу. Днем провели демонстрацию силы: по городу проехали танки, а в воздухе барражировали вертолеты. Вопреки расчетам, люди, наоборот, заполнили площадь, и к ночи там собралось около 10 тыс. человек. Несмотря на то, что события пошли «не по сценарию», все же операцию решили «не отменять, не переносить». И что удивляет и подтверждает нечеловеческий, звериный характер армии «самого гуманного» советского государства, не раз показавшей свое истинное лицо в Польше, Чехословакии, позже в Казахстане, Литве и в Азербайджане.
Так вот, по официальным данным, без 10 минут в 3 часа ночи начальник УВД Тбилиси в мегафон потребовал от митингующих разойтись, а в 3.45 с аналогичным призывом обратился к ним патриарх-католикос Грузии Илия II. Но не прошло и 10 минут после обращения католикоса, прислушавшись к которому митингующие медленно, но постепенно стали расходиться, как армейские силы под командованием генерала Родионова неожиданно, не дав возможности людям покинуть площадь, перешли в атаку и стали их вытеснять, громить мирную акцию. В результате погибли 21 невинных людей, большинство из которых составляли женщины, в том числе - школьницы. Было сотни раненных, а также около 2000 человек, отравленных неизвестным химическим веществом. В ходе «операции» применялись резиновые дубинки, саперные лопатки и непонятный газ. В первые часы после разгона митинга были госпитализированы 183 его участника. Около 300 человек отравились газами, 290 были травмированы, из них 21 - ударами лопат (не случайно, трагические события 9 апреля 1989 года называют «кровавым воскресеньем» и «ночью саперных лопат»).
По данным следственной комиссии Верховного Совета Грузинской ССР, в течение месяца за медицинской помощью обратились 4035 человек. Кроме того, получили травмы 37 грузинских милиционеров, из них 22 - от рук «бойцов» И.Родионова.
...Несмотря на запреты правительства СССР, еще 40 дней к парламенту Грузии люди приносили живые цветы в память о тех, кто отдал свою жизнь ради свободы собственного народа.
Руководство СССР всячески старалась отрицать свою вину в кровавом преступлении в Тбилиси (как позже в Баку и Вильнюсе), но организованная депутатская комиссия Верховного Совета СССР, возглавляемая А.Собчаком, с неопровержимыми фактами и документами доказала вину тех, кто дал команду и кто выполнял приказ по разгрому 9 апреля в столице Грузии. И, наверное, не случайно КГБ СССР подозревал А.Собчака и тщательно искал в его роду «грузинский след». А когда такового не нашлось, спустя годы, «незаметно» с ним расправились.
***
9 апреля 1989 года стал переломным моментом в борьбе с коммунистическим режимом Советского Союза, борьбе грузин за свободу и восстановление государственной независимости. Этот день стал в советской империи знаковым, пошатнувшим ее фундамент. Одновременно этот день в истории Грузии и грузинского народа стал символом и трагедии, и радости в борьбе за свободу. Ровно через два года, 9 апреля 1991 года, лидер национального движения Звиад Гамсахурдиа - будущий президент Грузии, объявил о восстановлении независимости республики на основании Акта об объявлении Независимости первой Республики Грузия 26 мая 1918 года. Решение было принято на основании проведенного 31 марта 1991 года всенародного референдума, в ходе которого подавляющее большинство населения Грузии высказалось за объявление независимости и выход Грузии из состава СССР.
Но, к сожалению, первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия, сыгравший значительную роль в приобретении страной государственной независимости, но с января 1992 года находящийся в изгнании, погиб в конце 1993 года в селе Дзвели Хибула при невыясненных до конца обстоятельствах.
ПРИМЕЧАНИЕ: Это ни для кого не секрет, что первыми начали расшатывать Советский Союз от корней армянские националисты-сепаратисты в Ереване и Степанакерте. Это они много раз открыто грозили Москве выходом из состава СССР, насильно, под покровительством Сталина и Микояна депортировали из Армении сотни тысяч азербайджанцев, убивая их сотнями. Именно они первыми, в начале 1988-го, стали проводить многодневные митинги с наглым требованием присоединения Нагорного Карабаха к Армении. При этом ими многократно организовывались нападения на войсковые части, захватывались боевая техника, оружие, боеприпасы, уничтожались не только азербайджанцы, но и русские военные. Они даже в знак протеста и возмездия русским, советскому режиму (за что, они сами хорошо знают) в годы войны в 1941-1945 гг. воевали на стороне Гитлера, а в последующие годы, включая 80-90-е, взрывали поезда на различных путях СССР, станции метро в Москве, совершали много террористических актов, кровавых убийств, свойственными им хитрыми способами разворовывали казну и т.д.
Но ни Грузия, ни Азербайджан таких провокаций, кровавых акций против СССР, русских и России нигде и никогда не совершали. А когда надо было наказать, так в первую очередь из Закавказских республик Москва стала наказывать не Армению, а Грузию и Азербайджан. Армяне на ереванской театральной площади неделями, месяцами проводили митинги, озвучивали самые оскорбительные слова в адрес руководства СССР, русских, угрожали Москве и - ничего! Вместо того, чтобы в 1988-1990 гг. стянуть советские войска к Степанакерту и Еревану, они были введены в Тбилиси, в Баку, где митинги проводились не больше недели. В результате чего пострадали безвинные люди, абсолютно не претендующие на чужие земли. Напротив, мало того, что Армения ни разу не была наказана за антисоветские, антирусские провокационные действия, но даже была поощрена - позволением ей за непонятно какие заслуги, двухкратным расширением своей территории за счет незаконно захваченных земель, городов и сел Азербайджана.
И как это расценить и назвать, когда и Грузия, и Азербайджан потеряли часть своих земель, а малюсенькая Армения, и только лишь она с 2-3-миллионным населением на сегодня (пока!..) добилась расширения - почти в два раза - своей территории. Было ли бы это мыслимо, если бы она стояла один на один против Азербайджана? Абсолютно нет! Очень жаль, что Москва, даже сегодня продолжая руководствоваться «секретными» наказами Петра I, всячески лелеет армян. А зря!
Рахман ОРХАН,
заслуженный журналист,
лауреат Республиканской премии им.Османа Мирзоева
banner

Советуем почитать