• пятница, 29 Марта, 13:40
  • Baku Баку 14°C

Не ностальгия, а реальность

05 апреля 2019 | 18:16
Не ностальгия, а реальность

ЭКОЛОГИЯ
Буквально в начале этого года вышел указ Президента Азербайджана Ильхама Алиева о мерах по разведению рыбы и увеличению уровня реализации рыбной продукции населению. О сроках никто не говорит, но конкретные меры для роста осетрового стада новый министр экологии Мухтар Бабаев уже принимает.
Настоящее золото

По большому счету, настоящее золото Каспия - не нефть, имеющая тенденцию к убыванию объемов, а воспроизводимые осетровые. Рынок отмечает тенденцию последних лет - разочарование клиентов в икре и мясе осетров, выращенных вне Каспия. По всему миру осетровых стали выращивать в искусственных условиях, ранее налицо был подъем, сейчас отмечается спад. И икра не та, что у осетровых, выловленных в Каспии, и мясо не такое вкусное.
«Я всем задаю вопрос: почему в Азербайджане не развивалось рыбоводство, - обратился к участникам конференции по развитию аквакультуры на Каспии в конце прошлого года новый министр экологии, - почему наша страна на последних местах по потреблению рыбы в СНГ?»
Вопрос более чем актуальный в связи с высокими ценами на говядину и баранину, а также удорожанием потребительской корзины. По словам профессора Мехмана Ахундова, еще в 2006 году ихтиологи предложили научную программу по развитию рыбоводства бывшему руководству профильного министерства. Никакой реакции не последовало, при этом рыбоводство было заменено дорогостоящей и неэффективной охраной интенсивно тающих рыбных ресурсов. Ученые из Ирана и России еще более обострили интерес министра к вопросу, сообщив статистику роста потребления рыбы в их странах и роста продажи икры осетровых на внешних рынках. Икра дает прибыль Ирану, ибо это тот продукт, к которому никогда ни одна страна не применит санкций. Поэтому у наших южных соседей отмечается стремительный рост разведения осетровых, - отметил профессор Каземи из Ирана. - Икре осетровых не страшны ни санкции, ни границы. Монополия на экспорт черной икры каспийских осетровых позволяет диктовать цену на мировом рынке, и здесь даже Трамп ничего не может поделать.
Невнимание к предложениям ученых бывшего руководства Минэкологии привело к печальным последствиям. По мнению профессора М.Ахундова, сейчас в нашей стране соотношение выловленной рыбы к разведенной искусственно примерно 100 к 15, тогда как нарастающий тренд во всем мире - развитие аквакультуры. Потребительское отношение к Каспийскому морю - преступление и глупость, поскольку оно в корне нерентабельно, ведь седой Каспий может дать в сотни раз больше, если относиться к нему, как к природной лаборатории, секреты которой надо изучать. Мы только сейчас пытаемся вписаться в тренд, в который инвестиции идут мощным потоком.
- У нас нет молодых кадров, - отметил М.Ахундов, - братская Турция ежегодно выпускает до 300 специалистов по рыбоводству, а у нас ни один вуз этим почему-то не занимается. В той же Турции в каждом крупном предприятии по разведению рыбы должен быть специалист с высшим образованием именно в данной области. Это требование - норма, тогда как у нас в подавляющем большинстве фермы, где разводят рыбу, не владеют современными технологиями. Сейчас надо заново восстанавливать связи производителей рыбы с наукой.
Иран добывает ежегодно до 23 тысяч тонн кильки, из года в год растет экспорт красной и черной икры. Все благодаря использованию современных технологий рыбоводства. В этом отношении мы отстаем от своих соседей, и надо изучать опыт признанной во всем мире японской программы роста производительности моря. Активно развивается аквакультура и в России. Профессор Елена Галич сделала сообщение о создании по постановлению В.Путина проекта очищения Волги, внедрении новых технологий по ускорению половозрелости и достижению товарного вида искусственно разводимых осетровых.
Огромный экспортный потенциал
Все выступавшие на той конференции специалисты нашей страны на фактах доказывали, что рыбоводство в Азербайджане - самая перспективная ненефтяная отрасль экономики, имеющая стабильно растущий рынок внутри страны. Экспортный потенциал разведения осетровых оценен на сегодня в пределах 500 млн долларов США ежегодно, что и объясняет быструю реакцию инвесторов на стремление нового руководства Минэкологии развивать столь прибыльный бизнес.
Выступивший глава LU-MUN Holding Руфат Табасаранский, в ведении которого находится Нефтчалинский рыбозавод, очень порадовал ихтиологов информацией об инвестиции в расширение завода-ветерана 30 млн долларов. Нефтчалинский рыбозавод станет самым эффективным предприятием своей отрасли на Каспии. Будут внедрены передовые технологии в разведении и получении икры, помимо осетровых будет разводиться африканский сом - рыба быстрорастущая, с вкусным мясом. Вновь, как и во времена до развала СССР, при рыбозаводе будет функционировать научно-исследовательская лаборатория, которая силами ученых из НИИ физиологии в советское время внесла большой вклад в изучение осетровых. Будет организован процесс обучения специалистов-ихтиологов.
-Уже сейчас можно отметить одно важное явление, - заявил Р.Табасаранский, - мы трудоустроили нескольких бывших браконьеров, и в скором времени таких специалистов в наших рядах станет гораздо больше. Известно, что они профессионалы своего дела, отличные специалисты, а потому, в отличие от выпускников любых вузов, превосходно изучили жизненный цикл и пути миграции осетровых по Каспию. Оправдываются слова писателя Франца Кафки о том, что лучшие лесничие - бывшие браконьеры, а освоение выделенных государством 30 млн манатов даст в перспективе сотни миллионов долларов чистой прибыли стране от развития рыбоводства.
В перспективе завод намерен выйти на производство 20 тонн черной икры. Произойдет это не так быстро, как хотелось бы, поскольку много времени упущено. Для выхода на этот рубеж нужно решить множество проблем, одна из которых - кормовая база. Это должно позволить выпускать в море не мальков, а двухмесячных особей, что резко повышает выживаемость осетровых.
Есть еще одна проблема, которая должна быть решена. В советское время, отметил М.Ахундов, у Каспия было два хозяина - СССР и Иран. Сейчас их пять, и всем прикаспийским странам необходимо соглашение по рыболовству и охране рыбных ресурсов Каспия.
В своем выступлении министр экологии отметил, что подготавливается программа комплексных мер по переориентации населения побережья с рыболовства на рыбоводство. Так что наше Министерство экологии вскоре надеется оправдать сентенцию знаменитого писателя. Это должно было произойти гораздо раньше, но прежнее руководство Минэкологии успешно избегало контактов со специалистами по осетровым. Доходило до абсурда: на конференции по осетровым за границу Минэкологии посылало экспертов по копытным, тюленям, перелетным птицам.
Без науки - никуда
На Нефтчалинском рыбозаводе до прихода нового руководства научная лаборатория обходилась без ученых. Хотя ихтиологи под руководством членкора НАНА профессора Р.Гасымова за несколько лет до развала СССР на заказах со всего Союза заработали 10 млн рублей.
Вот результат невнимания прежнего руководства Минэкологии к науке: осетровый дефицит настолько острый, особенно на западном побережье Каспия, что здесь сейчас отлавливают 30-сантимеровых осетров весом от силы в 400 граммов. Хотя там ни вкуса, ни икры. Выходит, все рыборазводящие заводы работают на браконьеров, которые не дают рыбе дорасти даже до 70 см и веса в полтора-два кг. Проблема Каспия - в его богатстве. Когда-то он был так богат, что села на побережье не занимались выращиванием овощей, зелени, не разводили коров. Все семьи кормились от моря, от его рыбных щедрот. В 1930 году на Каспии в целом отловлено фантастические 8 млн центнеров кильки и 20 тысяч центнеров осетровых. Да и во времена застоя осетровая мафия Каспия была самой богатой из всех теневых отраслей в СССР.
Сейчас надо переориентировать все население каспийского побережья: до сих пор, пока ловится хоть какая-то рыба, во многих прибрежных селах ничего не сажают и не выращивают. У богатых есть свои неприкасаемые баркасы, на которых мечтают работать все жители прибрежных сел. Задача Минэкологии - не только защитить рыбные ресурсы Каспия, но и обеспечить работой бывших браконьеров. А они остро заинтересованы в рыборазведении, в создании условий для создания искусственных водоемов, в налоговых послаблениях, в работе на Нефтчалинском рыбозаводе. Выход видится в искусственном разведении именно осетровых. Частнику тут нечего делать.
К кандидату биологических наук, сотруднику НИИ физиологии Г.Палатникову десятки раз обращались с просьбой быть консультантом по выращиванию осетровых. Но узнав, что ждать придется минимум 10 лет, энтузиазм испарялся мгновенно. Разведение осетровых требует солидных инвестиций и под силу лишь крупным компаниям. Нефтчалинский рыбозавод скоро станет флагманом всей ненефтяной промышленности именно потому, что здесь будет создан комплекс направлений - от разведения мальков до получения икры - щадящими методами, при которых самки осетровых производят икру десятки лет. Убивать осетров ради икры так же преступно и глупо, как топить печь деньгами.
Прогноз при успешной реализации программы по модернизации всей отрасли рыборазведения в нашей стране: в 2040 году от реализации черной икры мы можем получить 2 млрд долларов прибыли.
Весь ненефтяной сектор не даст и 10% от этой суммы в 2040 году. Почему рассматривается именно этот год? В 2040-м экспортные возможности Азербайджана по углеводородам могут значительно снизиться. Если уже сейчас в Норвегии экспорт рыбы на втором месте по прибыли после нефти, то почему бы не реализовать норвежскую модель в условиях Каспия и в 2040 году вывести экспорт осетровых на второе место?
Сейчас дан наконец старт комплексной программе по разведению осетровых и трудоустройству мужского населения прибрежных сел. Если программа получит достаточное финансирование и этот тренд примет необратимый характер, то второе место - пусть и в отдаленной перспективе, но возможно. В Норвегии развитие аквакультуры привело к решению многих социальных проблем, спасение моря стало общенациональной задачей. Нам бы еще норвежский менталитет, в котором сотрудничество с природой уже давно заменило потребительское к ней отношение и уверенность в бесконечном терпении моря. Ихтиологи отмечают, что на штормовом Каспии искусственные садки обходятся слишком дорого, рискованный бизнес. Значит, в перспективе для успешной деятельности Нефтчалинского рыбозавода и создания его филиалов на побережье придется создавать предприятие по производству кормовой базы для осетровых.
Наконец-то можно с уверенностью сказать, что наступила эра милосердия для каспийских осетровых. Все эксперты из России, Ирана, Азербайджана отмечают, что инициатива нового руководства Минэкологии по развитию аквакультуры будет стимулировать создание единой программы стран морского бассейна по совместному экологическому контролю Каспия, который является достоянием всего человечества.
Ширин МАНАФОВ
banner

Советуем почитать