• четверг, 18 Апреля, 06:25
  • Baku Баку 12°C

Первый дефолт

01 апреля 2019 | 18:00
Первый дефолт

ПОЛИТИКА
Около авантюризм предполагает, а дипломатический разум располагает - вот так переиначив жизненную мудрость, можно охарактеризовать складывающееся положение вокруг политических переговоров по урегулированию конфликта в Карабахе.
Как ни пытался затуманить обстановку армянский премьер Никол Пашинян, чтобы слинять с позиции главного переговорщика своей страны, у него получился первый дефолт.
Встреча в Вене Президента Ильхама Алиева с армянским премьером - это, пусть не большой, но политический успех Баку, который искусно перевернул вверх дном бастион нежелания армянской стороны по блокированию контактного процесса. За то время, что Пашинян топорно отбивался от ответственности и отказывался взять на себя миссию по продолжению переговоров, Минская группа ОБСЕ и глава внешнеполитического блока Европейского Союза Федерика Могерини остудили пыл разогретого армянского премьера, однозначно ему напомнив, что переговорный формат изменению не подлежит.
Деваться было некуда, и вот официальная встреча сторон осталась позади. Чего же ожидать в последующем? Это на данный момент и есть главный вопрос текущей конъюнктуры, и нет смысла сомневаться, что для армянской стороны он болезненный.
Причина в том, что во всей структуре действующего положения армянская позиция выглядит не только неубедительной, но и разломанной. Составляющей столь хрупкой ситуации является раздробленность армянской политической системы, в которой фактически доминирует хаотичный склад. Новая власть все еще не владеет ситуацией, чтобы взять на себя всю полноту ответственности и определиться с последовательностью действий.
Внутренние распри заставляют премьера расходовать и без того ограниченный политический ресурс на позиционные дрязги, что не дает возможности главе кабинета сконцентрироваться на главном. А главным для Пашиняна является разворачивание антикризисной программы с выполнением обещанных реформ, чтобы начать осуществлять обещанную экономическую революцию.
Пока в стране нет никакого движения вперед. Есть только откат назад, поскольку ни один вопрос крупного калибра не находит решения ввиду неясности положения в главном блоке - карабахском. Он заморозил всю Армению, а оккупированный Карабах в том числе. Тщетный поиск финансовых ресурсов при дефицитном бюджете стал для страны обузой, тянущей всех и вся в бездну. Если не найти ответа на главную дилемму, то никакого прорыва на экономическом поприще не будет. Наравне с этим подвешенное состояние территориального кризиса в любой момент может обернуться новой военной вспышкой, что также не сулит Еревану никаких преференций.
Чтобы занять позицию подальше от острых рисков, Пашинян и оттягивал время, ссылаясь на бесперспективный посыл, мол, проблему с Азербайджаном без участия сепаратистов Карабаха никак не решить. Деланный аргумент лопнул как мыльный пузырь, и теперь после встречи в Вене министры иностранных дел наделены поручениями, чтобы придать динамику политическому процессу. А это означает, что в самое ближайшее время на столе переговоров должна появиться повестка. По факту нельзя утверждать, что табло контактного процесса обнулено, и сторонам светит перспектива начать все с нуля. Как бы ни мудрствовали армянские лидеры, со времен Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна накоплен определенный переговорный контент. В нем содержатся отдельные элементы, которые нашли обсуждение, и по ним есть предварительное согласие. Стало быть, необходимо уже взять под прицел внимания те вопросы, которые имеют принципиальное значение.
Как ни крути, Мадридские принципы, против которых Ереван вел необъявленную дипломатическую войну, все равно должны стать отправной точкой в предстоящем периоде. Они не устроили Ереван как раз потому, что актуализировали конструктивный порядок разблокирования сложного положения. Первым пунктом в них значится деоккупация конфликтного региона как ключевого момента в блоке антикризисных мер.
И в самом деле, если оккупационные войска выводятся из оккупированных Арменией карабахских земель, а четыре резолюции ООН как раз и ставят вопрос о безоговорочном выводе армянских военных подразделений с азербайджанских территорий, то следом может каскадным образом произойти давно назревшее оздоровление среды с последующими стабилизационными операциями.
По сути, самой Армении это сверхважно, и может вызвать разблокирование коммуникаций, о котором днем и ночью грезят армянские головы. Следом на места постоянного проживания могут вернуться беженцы и вынужденные переселенцы, чтобы подвести базу жизненности под действия дипломатии. Ведь ясно, что на месте представителям двух общин придется иметь доверительный контакт для решения сугубо хозяйственных задач, параллельно привлекая к процессу новые силы для успеха народной дипломатии.
Азербайджан к такому развитию процесса давно готов, как и готов к реализации своего плана «Б». Дело за армянской стороной, у которой, как видится, превалирует некомпетентность ввиду внутренней нестабильности. Но Николу Пашиняну и международные дипломаты, и внутренние силы все больше намекают, что пора определиться с позицией для выработки программы безотлагательных шагов.
Не случайно в Вене Президент Азербайджана Ильхам Алиев заговорил о важности гуманитарных операций, которые в состоянии вдохнуть уверенность в национальные элиты на пути к первому и самому ответственному этапу разблокирования. В связи с этим вспоминается инициатива азербайджанского лидера, который предложил Еревану пойти на обмен военнопленными по принципу «всех на всех». Никол Пашинян, проявив слабину, упустил спасительный для себя шанс. Теперь для него снова предоставляется возможность предпринять удачный маневр при благосклонности Азербайджана и этим не только скрасить свою бездеятельность, но и изменить ход всей дипломатической кампании.
Уже в скором времени по действиям армянской дипломатии станет ясно, какой тренд станет доминирующим в подходе Еревана, и сможет ли Никол Пашинян стать полноправным хозяином положения. Пока он продолжает изображать себя главным действующим лицом.
Если это и в самом деле соответствует действительности, то премьеру улыбнется удача с локализацией социально-экономического кризиса. Если же нет, то погружение в трясину окажет более пагубное воздействие на положение половинчатой страны, погрязшей в пучине нищеты и неопределенности. И тогда ужас без конца точно сменится ужасным концом. Но ведь это тоже результат…
Тофик АББАСОВ
banner

Советуем почитать