• четверг, 18 Апреля, 13:58
  • Baku Баку 22°C

Роухани пока держит удар

30 марта 2019 | 10:18
Роухани пока держит удар

РЕГИОН
На фоне санкций США против Ирана президент Хасан Роухани, считающийся лидером умеренных реформистов и переизбранный на второй срок в мае прошлого года, теряет политический вес. На это указывает не только участившаяся критика в его адрес со стороны консервативного парламентского течения. В последнее время их голос из законодательного органа и на страницах местной прессы доносится все настойчивее, но и возобновилась дискуссия о переходе к другой форме правления.
Ветер из коридоров муллократии

Эту тему в последнее время актуализировали представители Корпуса стражей исламской революции (КСИР), предложив избавиться от института президентства. С учетом того, что в данной структуре, особо близкой к персоне верховного лидера страны, собраны наиболее воинственные клерикалы, можно предположить, что возвращается время закручивания гаек, когда исполнительная власть не могла ступить ни шагу без «ценных указаний старших товарищей по партии».
Так, они утверждают, что стране нужен контролируемый парламентом премьер. Например, месяцем ранее депутат Меджлиса Джевад Карими Куддуси, представляющий консервативное крыло в парламенте, голословно обвинил президента страны в «сотрудничестве с британской внешней разведкой» (MI-6). А буквально позавчера советник по культуре КСИР Мохаммад Хоссейн Саффар-Харанди, выступая в эфире гостелевидения, высказался в пользу необходимости реформ и предложил учредить пост премьер-министра, отметив, что такая реформа позволит парламенту контролировать действия президента и даже отстранить его в случае необходимости.
Примерно в то же время верховный командующий КСИР генерал-майор Мохаммед Али Джафари, комментируя сложившуюся политическую ситуацию, заявил об ошибочном выборе иранского народа. Как нетрудно догадаться, речь шла о Роухани, хотя не он навлек санкции, а как раз высшее политическое руководство, поддерживаемое упомянутым корпусом.
Дело в том, что в Иране посты президента и премьер-министра совмещены, поэтому президент Ирана фактически и есть глава правительства. Это означает, что гипотетический уход Роухани повлечет за собой отставку всей его команды, а также досрочные президентские выборы с практически неминуемым вытеснением консерваторами своих политических оппонентов со всех высших постов исполнительной власти.
Слово теперь за верховным руководителем, духовным лидером Ирана аятоллой Сейидом Али Хаменеи. Здесь стоит отметить, что рахбар еще полтора месяца назад призвал правительство быть осторожным в отношениях не только с Соединенными Штатами, но и с Европой, чтобы «не дать сбить себя с толку». По его словам, хотя враждебность США по отношению к Ирану несопоставима с тем, как Европа относится к Тегерану, тем не менее, иранские власти не должны допустить, чтобы их «обхитрили».
Второй этап противоборства
В принципе, государства, построенные на идее «всеобщего счастья» под руководством одной нации (фашизм, коммунизм, исламизм, христианизация, американизация и пр.), страдают единой болезнью - в их руководство пробираются самые оголтелые проводники бредовой идеи с лужеными глотками, острыми локтями, стальными зубами и волчьим аппетитом.
Во времена аятоллы Хомейни (нынешний рахбар не в счет) бывалый бизнесмен и президент Хашеми Рафсанджани смягчал противоречия, наводил мосты, Мохаммад Хатами тоже умел умасливать, однако его фактическое бездействие в балансировке интересов сторон привело к приходу во власть Махмуда Ахмединежата. Призывы этого деятеля «порвать всех врагов революции», стереть с лица земли Израиль и США нравились электорату (скорее - толпе), который, однако, столкнувшись с самыми жесткими санкциями Запада, сам же проголосовал за технократов с рациональным мышлением в лице Роухани и иже с ним. И ведь эта команда хорошо играет в рамках дозволенного, обучена дипломатическим искусам, разбирается в хитросплетениях мировой экономики - словом, тащит воз исполнительной власти, несмотря на сильный тормоз в лице озверелой муллократии. Интересно, что клерикальные идеологи сами же мешают развитию государства, зато обвиняют в этом правительство, что очень напоминает времена, когда Алексей Косыгин ничего не мог поделать с «несгибаемыми ленинцами» из Политбюро.
Поэтому не случайно, что вслед за обтекаемой критикой со стороны рахбара консерваторы пошли в практически открытую атаку на Роухани, предъявляя ему тяжкие обвинения. Тем не менее, пока признаков приближающейся его отставки не наблюдается. Скорее всего, речь может идти о схватке бульдогов (между консерваторами и реформаторами) под ковром, которая время от времени выплескивается наружу.
Однако если захромает или сойдет на нет действие механизма-инструмента INSTEX для развития взаимных торгово-экономических связей в обход санкций США, то лидер иранских «реформаторов» потерпит неудачу. Механизм был создан квартал назад командой Роухани вместе с тремя ведущими экономиками Европы (Германия, Великобритания и Франция), сохранившими участие в ядерной сделке, а потому консерваторы возложат ответственность на него, и вероятность такого сценария достаточно велика.
И тогда «деликатные предостережения» рахбара по поводу осторожности ведения дел с Европой могут принять критический характер, а «ястребы» уже не будут себя сдерживать.
Помнится, в конце августа прошлого года после «неубедительной» речи президента в Меджлисе аятолла Хаменеи оказал ему своеобразную поддержку, остудив на время горячие головы из КСИР. Однако теперь, похоже, он не намерен смягчать удар по реформаторам.
Экспертная оценка
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова Национальной академии наук Азербайджана Видади Мустафаев, надежда на ЕС у иранского президента призрачная:
- Европейцы не только пытаются максимально отложить во времени четкий ответ на требования Тегерана окончательно определиться со сроками запуска и содержанием финансового механизма, опасаясь экономических последствий из-за испорченных с США отношений, но и стали с недавних пор заигрывать с более богатыми арабскими соперниками Ирана на Ближнем Востоке, что не в пользу наших южных соседей.
В то же время необходимые Ирану многомиллиардные кредиты и инвестиции из России и Турции не могут поступить по объективным причинам. Анкара сама нуждается в них, в то время как западные санкции в отношении Москвы привели к ограниченности ее кредитно-финансовой ресурсной базы на внешнеэкономическом направлении. Китай также не спешит с крупными вложениями на рынке Ирана.
Кроме того, правительство Роухани оказалось не в состоянии решить две главные проблемы. Первая - низкий уровень жизни большинства населения 80-миллионной страны, что чревато рисками социального взрыва. Вторая - постоянная борьба между двумя главными внутриполитическими полюсами. Геополитические враги Ирана раскачивают обе эти платформы (добавим сюда конфессиональные и этнические проблемы), ослабляя при этом точку опоры нынешнего относительно успешного правительства под улюлюканье депутатов-клерикалов.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать