• четверг, 18 Апреля, 12:09
  • Baku Баку 22°C

Гарантии отсутствуют

08 марта 2019 | 11:20
Гарантии отсутствуют

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
События в Сирии продолжают приковывать к себе внимание мировых СМИ. Теперь международное сообщество в ожидании проанонсированного, но еще не начавшегося вывода американских войск из Сирии.
В интервью газете «Каспiй» главный эксперт Американо-Азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексей Синицын попытался развеять туман над выводом американцев из Сирии и перспективами развития ситуации в стране.
- Совсем недавно в газете The Washington Post появилась полная мрачных прогнозов статья, в которой утверждается, что так называемое «Исламское государство» (ИГ) сохранит повстанческий потенциал и силы для возвращения, как это было после ухода американцев из Ирака в 2011 году. Неназванные американские чиновники сообщили изданию, что в Сирии и Ираке сейчас насчитывается от 20 до 30 тыс. активных штыков ИГ. На ваш взгляд, насколько эта информация может сочетаться с известным заявлением Дональда Трампа о «полной победе» над террористами этой организации и выводе американских военных из Сирии?
- Статья в солидной американской газете - это скорее развернутый комментарий к ежеквартальному докладу о ситуации в Сирии, который выпустил Офис генерального инспектора Министерства обороны США. Его авторы уверены, что ИГ способно «физически восстановить халифат» за 6-12 месяцев в «областях Сирии с отсутствием правительства». Это, кстати, весомое подтверждение того факта, что на территории, отбитой войсками Асада у боевиков «Исламского государства», речи быть не может о возрождении этой террористической организации.
Но вот что интересно: доклад «покрывает» три месяца - с октября по декабрь 2018 года. А президент Трамп объявил о выводе американских войск из Сирии в середине декабря…
- Надо понимать, что президент Трамп и его советник по национальной безопасности Болтон проигнорировали информацию собственных военных о ситуации в Сирии?
- Как принимаются решения в Овальном кабинете, мало кому известно. Трамп сам «придумал», кем заменить американских военных в Сирии. Сначала это была пресловутая «Исламская коалиция» во главе с Саудовской Аравией, которая давно завязла в йеменском «болоте». Когда монархи Залива не изъявили особого желания испытывать судьбу еще и на просторах Сирии, американский президент обратил свой взор на ведущие европейские державы.
Администрация Трампа попросила союзников «сформировать силы наблюдателей для патрулирования «безопасной зоны» на сирийской стороне границы, отделяющей Турцию от сирийских курдов». Команда президента как-то не учла, что Германия вообще не имеет своего военного контингента ни в Сирии, ни в Ираке. Но и британцы с французами такого предложения никак не ожидали.
Впрочем, министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант, на что уж преданный друг США, сразу же заявил, что «перспективы для замены американских сил британцами в Сирии нет». Его французский коллега Жан-Ив Ле Дриан вообще отделался какой-то загадочной фразой. Мол, он озадачен тактикой Трампа в Сирии, и ничего больше.
Еще одна деталь. Сегодня в Сирию летают только американцы, которые наносят удары по остаткам ИГ в провинции Дейр-эз-Зор. Союзники по НАТО не испытывают никакого желания подниматься в сирийское небо. Тем более они не захотят таскать каштаны из огня для президента Трампа на сирийской земле.
- Но, может быть, возможности возрождения ИГ в зоне ответственности проамериканской коалиции, мягко говоря, преувеличены?
- Безусловно, они значительно преувеличены. Ни о 30, ни даже о 20 тыс. потенциальных боевиков ИГ речь не идет. Однако именно проамериканская коалиция превратила в руины сирийскую Ракку, которую террористы считали «столицей» самопровозглашенного «халифата». Земли коренных арабских племен в Сирии фактически оказались под оккупацией курдских отрядов из т.н. «Сирийских демократических сил», оперирующих под американским прикрытием с воздуха. Подобная ситуация вызывает ненависть ортодоксальных суннитов, а она вполне питательная среда для воспитания новых бойцов, готовых встать под черные знамена ИГ.
Конечно, ИГ в зоне ответственности коалиции полностью не разгромлено. Даже в самой Ракке сохранилось подполье непримиримых радикалов из самых опытных военных профи. Менее месяца назад в этом городе очень аккуратно была взорвана штаб-квартира французского филиала DGSE (Генерального директората внешней безопасности). Это - военная разведка, которая проводит все тайные операции Парижа за рубежом.
Погибло, как минимум, 15 французов, а число жертв среди курдских охранников до сих пор точно не установлено. Кстати, после этой диверсии во Франции наконец-то заговорили о том, что французам пришло время покинуть сирийские территории.
- Но какой-то план «Б» о судьбе американских военных в Сирии у президентской администрации все-таки должен существовать, не так ли?
- Судьба американцев в Сирии обсуждалась на днях в Вене на переговорах между председателем Объединенного комитета начальников штабов Армии США Данфордом и главой Генштаба ВС РФ Герасимовым. Примечательно, что на сайте Объединенного комитета начальников штабов особо подчеркивается: «Стороны согласились сохранить содержание своих бесед в тайне». Такой атмосферы строгой секретности я даже не припомню.
Замечу, что сейчас на территории Сирии пребывает значительно больше американских военнослужащих, чем обычно - не менее 3 тыс. Официально они находятся там для организации вывода войск и логистических операций. Понятно, что далеко американцы не уйдут. Компетентные турецкие источники сообщают о двух уже развернутых полевых базах ВС США в иракской провинции Анбар, в безлюдной местности недалеко от сирийско-иракской границы. По словам местных, «там полно американских солдат и дронов». К тому же в самой Сирии все равно останется 200 американских инструкторов для обучения курдских боевиков.
Совершенно неожиданно Трамп объявил, что вывод сравнительно небольшого американского контингента займет целых четыре (!) месяца. Причем его эвакуация с базы в арабском (не курдском) районе близ местечка ат-Танф, которое находится прямо на границе с Иорданией, начнется, как ни странно, в последнюю очередь. Все происходит в полном соответствии с очередным «крылатым» выражением экс-чемпиона мира по боксу и весьма необычного политика Виталия Кличко: «Если уходишь - уходи! И не возвращайся, пока не вернешься».
Нет никаких гарантий, что вывод американских войск все-таки произойдет. Никто не знает, что Трамп напишет в очередном Твиттере, а логику его действий почти невозможно предугадать. Эвакуация американцев поручена уже упомянутому генералу Джозефу Данфорду, но ее детали президент почему-то обсуждал с генерал-лейтенантом Полом Лакамерой.
Кто-то может заметить, что Данфорд был против ухода из Сирии. Поэтому, мол, Трамп уже объявил о его неизбежной замене на генерала Марка Милли в сентябре. Но так и Лакамера был против, как и генералы МакГерк, Воутел и многие другие видные американские военные, не говоря уже о бывшем министре обороны Джеймсе Мэттисе, с которым президент демонстративно порвал все отношения.
Так что может быть, у американцев и есть «План Б», но у Дональда Трампа и его советника Джона Болтона совершенно спонтанно, в одночасье, могут созреть и другие планы. Но о них первыми узнают не военные или спецслужбы, с которыми Трамп тоже рассорился, а его подписчики в сети Twitter.
- Окончание гражданской войны в Сирии большинство экспертов связывает с ликвидацией террористов, прежде всего из «ан-Нусры», которая сейчас называется «Хайят Тахрир аш-Шам», в провинции Идлиб и Северной Хаме. Именно там Россией и Турцией создана последняя в Сирии «зона деэскалации». Общественности объяснили, что делается это для разделения оппозиции на «умеренную» и «непримиримую», которая и должна быть уничтожена. Почему так затянулся процесс этой своеобразной антитеррористической «селекции»?
- Операции против радикалов проводятся даже сейчас. В самом начале марта были разгромлены боевики «Ансар-аль-Тавад» в Северной Хаме. Они, правда, сами напали на блокпосты сирийской армии, после чего по их позициям на т.н. Эль-Латаминском выступе были нанесены массированные «удары возмездия».
Надо все же понимать, что процесс разведения боевиков на «чистых» и «нечистых» очень сложен. Какие-то переговоры правительство Асада, пусть и без всякого удовольствия, но все-таки ведет с «умеренными оппозиционерами». Во всяком случае, медийные ресурсы террористов «ан-Нусры» обвинили в этом своих бывших «товарищей по оружию» из самой крупной радикальной организации «Ахрар аш-Шам». Однако время торгов с вооруженной оппозицией стремительно истекает.
Это понимают все. В военном контексте к проведению антитеррористической операции в Идлибе все уже давно готово. Боевикам будет противостоять 60-тысячная группировка наиболее боеспособных сил сирийской армии, ее союзников и иранских прокси. Естественно, что она будет поддержана с воздуха российскими ВКС.
Но вот, что особенно важно. Ранее президент Эрдоган решительно выступал против массированного наступления сирийских войск в Идлибе. Вернувшись с последнего трехстороннего президентского саммита в Сочи, турецкий лидер сделал важнейшее заявление: «Совместные операции могут проводиться в любое время в соответствии с развитием событий. Для этого нет никаких препятствий». Единственное, на чем настаивает Анкара, - это их тщательная проработка, которая позволила бы максимально обеспечить безопасность мирных жителей.
Конечно, в Сирии осталась еще масса нерешенных проблем: это и политическая судьба Сирийского Курдистана, и вывод из страны иранских войск, которые вовсе не горят желанием ее покидать, и многое другое. Но ясно одно - правительство Башара Асада выходит из многолетней гражданской войны в статусе победителя. Этот факт дает ответ на вопрос: кто будет диктовать условия в послевоенной Сирии?
Роман ТЕМНИКОВ,
наш спецкор

Чехия, Брно
banner

Советуем почитать