• суббота, 27 Апреля, 02:28
  • Baku Баку 14°C

Противоречия нарастают

04 марта 2019 | 15:17
Противоречия нарастают

ВЗГЛЯД
Армянский МИД и местные СМИ сделали реверанс в сторону премьер-министра Никола Пашиняна, назвав его визит в Иран «крайне успешным». Но, спрашивается, что там произошло такого, чем можно гордиться?
Может быть, успехом является «теплый прием» со стороны жандармерии и муллократической администрации в столице Южного Азербайджана городе Тебриз, где практически все население пришло в ярость и решило продемонстрировать свою ненависть и к непрошеному гостю, а попутно и к собственному режиму. Активисты города, где не услышишь ни одного слова на фарси в общественных местах, включая чайханы и автобусы, вышли на демонстрацию протеста с плакатами «Стыдитесь ирано-армянского братства!», а на стене местного спортивного клуба «Арарат» создали графити «Карабах - неотъемлемая часть Азербайджана!» (оба текста были написаны латиницей!). Ну, и как правило, был прилюдно сожжен флаг страны-агрессора…
Пусто-пусто, как в домино
Там же, в Иране, Пашинян сообщил о том, что хочет встретиться с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, при этом заявив, что «в повестке ничего не стоит». Ну, и на том спасибо - хорошо хоть в очередной раз не озвучил бред типа «мы будем добиваться, чтобы «НКР» была стороной переговоров». Вот вам и успехи премьера, который к тому же считает, что президент страны обязан отчитаться перед ним по каждому зарубежному визиту.
И этой тенденции в их взаимоотношениях есть объяснения. Так, накануне в резиденции президента Армении Армена Саркисяна состоялась их плановая встреча с Пашиняном. Как передает газета «Жоховурд», согласно официальному сообщению, они обсудили различные вопросы повестки, коснувшись также темы последних зарубежных визитов. Опять же, номинальный глава государства поздравил премьера с «успешным визитом» в Иран. Пашинян долго говорил о запланированной им повестке внешнеполитических визитов, при этом внезапно подметив: «Всю эту внешнеполитическую повестку дня, конечно, важно поставить на службу интересам нашей экономической революции (?!). Я знаю, что у вас также было несколько встреч в этот период, которые вписываются в эту логику. И также важно сопоставить эту информацию, чтобы дальнейшая реализация договоренностей стала более эффективной».
Обратите внимание, вроде сказано как по писаному, однако в этих на первый взгляд кажущихся обычными словах премьер-министра Пашиняна в действительности есть серьезный политический подтекст. Тем самым молодой, да ранний, еще не созревший премьер, хотя и косвенно, но открыто выразил свое негативное отношение к последним зарубежным визитам Армена Саркисяна, а точнее, конфиденциальности достигнутых во время этих визитов договоренностей в экономической сфере. И сейчас он открыто говорит об этом, отмечая важность сопоставления имеющейся информации.
Не секрет, что в последнее время Армен Саркисян довольно активно занят зарубежными визитами. Пашинян фактически выражает конкретное отношение. Особенно, когда по конституции президент имеет очень ограниченные полномочия в сфере внешней политики, и достижение договоренностей от имени государства не входит в эти обязанности.
Отголоски 1 марта
Вообще-то, стороны должны заранее договариваться о том, кто «главный по стране», в противном случае могут произойти казусы типа того, что произошел накануне.
Так, президент Армении возложил цветы к памятнику Мясникяна в Ереване, воздав дань уважения памяти жертв событий 1 марта 2008 года. В опубликованных на его официальном сайте фотографиях видно, что территория у памятника покрыта снегом, посему президенту пришлось возложить цветы на тротуаре. Однако сразу после этого, буквально за полчаса перед шествием во главе с премьер-министром территорию покрыли искусственным газоном. Правда, это мелочи, однако именно из них складывается наглядное представление о вертикали власти.
Для Пашиняна 1 марта - особый день, с которым тесно связана вся его активная политическая карьера. Да, он был журналистом, активистом, главным редактором газеты, однако местное общество по-настоящему услышало о нем благодаря той роли, которую он сыграл в организации демонстраций против фальсификации выборов, в результате которых к власти пришел Серж Саргсян. Мирные протесты длились девять дней, но потом полиция и военные разогнали демонстрантов, в результате чего погибли 10 человек. Тогда более 100 активистов оппозиции, включая нынешнего премьера, были арестованы, сам он провел примерно два года в тюрьме по обвинению в организации массовых беспорядков.
Затем, став руководителем правительства, Пашинян сказал, что один из его приоритетов - добиться справедливости для жертв 1 марта, забыв о том, что примат правовой нормы и процессуального законодательства должен стоять выше любого другого императива. И что получилось на деле? Под его непосредственным наблюдением прокуратура возбудила дела против нескольких высокопоставленных чиновников, включая экс-президента Роберта Кочаряна (который в настоящее время находится в тюрьме в ожидании суда по обвинению в «посягательстве на конституционный строй»), бывшего министра обороны Сейрана Оганяна, бывшего секретаря Совета национальной безопасности Армена Геворгяна и бывшего главу ереванского военного гарнизона Юрия Хачатурова.
Причем не только возбудила, но и посадила бездоказательно (хотя я считаю, что Кочарян и Оганян должны сидеть, но по другим статьям, включая истребление гражданского населения в НКАО и на сопредельных территориях), точно так же, как саргсяновская прокуратура посадила его самого. Так правосудие это или банальное возмездие?
Наивные мечты
Вообще-то, Пашиняну нужно определиться с собственными шагами как внутри страны, так и на внешнеполитической арене, а для этого, прежде чем излучать оптимизм, нужно «изучить матчасть», фундамент которой состоит из нескольких составляющих. Во-первых, все основные международные организации, включая ООН, UNESCO, ОБСЕ, ПАСЕ, не говоря об ОИС и ISESCO, поддерживают справедливую позицию официального Баку при решении нагорно-карабахского конфликта. Во-вторых, ни одна «бархатная» революция в Армении не отменяет справедливость постулата о том, что страна-агрессор является форпостом ОДКБ и ЕАЭС на Южном Кавказе. В- третьих, заигрывания с официальным Тегераном и клятвенные заверения в дружбе не пополняют копилку доверия мирового сообщества к Еревану, тем более что и муллократия не питает иллюзий относительно «братства» с нацией, сыгравшей немалую роль в расколе империи Каджаров (1812-1828).
Более того, Азербайджан давно вышел из рамок двустороннего формата, налаживая более тесные трехсторонние связи, цементируя региональные, а в иных случаях и межконтинентальные энергетические и транспортные проекты.
Есть еще один момент - армянской «революции» без малого год, а это значит, что время аванса народного доверия прошло, и Пашиняну следовало бы конкретными делами отвечать избирателям, а он только и делает, что обличает старые власти и углубляет разлом между населением Армении и НКАО, а теперь еще усугубляет отношения с президентом страны, пусть даже номинальным…
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать