• пятница, 19 Апреля, 11:56
  • Baku Баку 13°C

Впервые за восемь лет

28 февраля 2019 | 10:05
Впервые за восемь лет

РЕГИОН
Сирийский диктатор Башар Асад неожиданно для многих посетил столицу Ирана Тегеран. Никто не ожидал от него такой прыти, хотя, впрочем, обстоятельства сложились таким образом, что муллократия становится единственным стопроцентным его союзником на фоне создания буферной территории, именуемой дипломатами зоной безопасности.
С курдскими террористическими формированиями, «оттянувшими» у правительства несколько провинций и заселивших их соплеменниками в расчете на объединение с автономией в Ираке, договариваться не получается. В отношениях с официальной Анкарой даже нет просвета в конце тоннеля, Москва тоже скорее солидарна с турками, горящих желанием обезопасить собственные границы, вот и остается вовсе не всесильный Иран. Правда, возникают вопросы по поводу визита, главный из которых сводится к тому, почему Асад все же посетил Тегеран не во время празднования 40-летия исламской революции…
Зависимость однозначна
Если бы ближневосточный диктатор был на торжествах вместе с высшим руководством южан, это означало бы не только знак уважения, но и равенство среди равных, а тут он оказался в качестве просителя. Кроме того, его посещение высшего политистеблишмента Тегерана стало первым с начала гражданской войны в Сирии, разразившейся в марте 2011 года. Для него плюсом является личная встреча с руководителем и духовным лидером Исламской Республики Али Хаменеи, где он, все же улучив момент, хоть и с опозданием, поздравил рахбара с юбилеем революции, в результате которой, по его словам, «было создано сильное государство, способное защитить национальные интересы и оказывающее поддержку справедливому делу других (!) народов».
Хаменеи тоже не остался в долгу - не без умысла поздравил сирийского диктатора с военными победами, особо подчеркнув, что его войска нанесли серьезный удар по западным и американским планам в регионе. «А это теперь требует проявления большей предосторожности относительно того, что шайтаны могут подстроить в будущем в качестве реакции на свой проигрыш», - сказал он, с одной стороны, давая понять, что грош цена сирийской армии без Корпуса стражей исламской революции, а с другой - подчеркивая собственную значимость.
Так оно и вышло в итоге - в ходе официальных переговоров стороны подтвердили, что именно их взгляды по поводу сохранения единства сирийской территории и сохранения независимости страны совпадают. Однако все же главной была тема, оставшаяся по большей части закрытой для широкой общественности, - это процесс межсирийского урегулирования в широком контексте и развитие ситуации в Идлибе и на территориях, находящихся под контролем курдских Отрядов народной самообороны. Также стороны выразили единство во мнении, что агрессивной политике США надо давать отпор и в этом вопросе надо координировать усилия.
По итогам переговоров стороны выступили с совместным заявлением, направленным против внешних сил, стремящихся ослабить как Иран, так и Сирию.
Было сказано, что партнерство двух стран позволяет успешно противостоять «враждебным заговорам», которые пытаются «дестабилизировать обстановку и посеять анархию во всем регионе».
А что же Роухани?
Во время визита Асад также провел переговоры с президентом Ирана Хасаном Роухани, который намеренно подчеркнул, что победа Сирии в войне против терроризма является «достоянием всей исламской нации», и пообещал, что его страна будет продолжать предоставлять сирийцам все, что необходимо для полного разгрома террористов и восстановления после войны.
Роухани также рассказал Асаду об усилиях, предпринимаемых странами - гарантами перемирия (Россия, Иран и Турция) по прекращению конфликта в САР в рамках Астанинского процесса. Он подчеркнул, что на последнем трехстороннем саммите в Сочи было зафиксировано «совпадение позиций Москвы, Тегерана и Анкары относительно путей достижения прогресса в сирийском урегулировании».
Очевидно, что визит Асада в Тегеран был крайне важен для режима и должен был рано или поздно состояться. Более того, вызывает вопросы - почему он не состоялся раньше, хотя для этого были возможности, и почему он произошел именно сейчас?
Экспертная оценка
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова Национальной академии наук Азербайджана Видади Мустафаев, не секрет, что Москва контролирует многие происходящие в Сирии движения, будь-то хоть политика, хоть боевые действия, хоть решение территориальных вопросов:
- Кремль успел достаточно хорошо обосноваться в этой стране, тем не менее, у него есть серьезный конкурент - Иран. Тегеран вроде бы является союзником Москвы. Он всегда без проблем поставлял пушечное мясо для ведения сухопутных операций против повстанцев, чем существенно облегчил Кремлю задачу взятия под контроль страны, то есть, говоря языком торговцев, ближневосточная страна обошлась русским достаточно дешево - их военные потери были мизерны. Кроме того, Иран финансировал режим Асада.
Поэтому глупо было бы думать, что Тегеран ничего не захочет взамен. Он, конечно же, хочет… всю Сирию, то есть ее общественное мнение. В Москве, конечно же, отдают себе отчет в том, что рост влияния Ирана на сирийский режим приведет к постепенному вытеснению России.
И наблюдаемый рост давления Москвы на Иран как раз говорит о том, что борьба между союзниками идет вовсю, о чем свидетельствует хотя бы сокращение там под различными предлогами иранских баз и вообще специалистов. Но проблема Кремля в том, что пока он налаживал диалог с Турцией, Израилем и США, Иран активно внедрялся во внутриполитическую жизнь Сирии и преуспел в этом настолько, что сегодня он решает в этой стране гораздо больше, чем Россия.
Понимая это, Москва хочет создать противовес, и для этой цели она может попытаться использовать командующего элитными формированиями «Силы тигра» генерала Сухеля аль-Хасана, который теоретически, пользуясь ее поддержкой, мог бы взять под свой контроль армию Асада. Однако против объединения под его начальством выступают другие сирийские военачальники, в том числе и младший брат диктатора - Махер Асад. Да и сам сирийский диктатор тоже не в восторге от такой перспективы. И далеко не факт, что под начало аль-Хасана согласятся перейти 4-я дивизия, Республиканская гвардия и другие части. Кроме того, этому воспрепятствует и Тегеран, который кредитует сирийскую экономику, его представители скупают в стране недвижимость, а инструкторы и советники Корпуса стражей исламской революции работают как с группировками, так и с регулярной армией.
Потому недавно Асад, обеспокоенный ростом влияния аль-Хасана, фактически расформировал «Силы Тигра», а сам Сухейль попал в опалу, что раззадорило Кремль не на шутку - то есть Россия все же пытается продавить ситуацию, сделав из Сухейля противовес для проиранского Асада. Делать из него президента она пока не собирается, да это и не нужно. Достаточно того, чтобы генерал возглавил создаваемую российскими военспецами армию, и если это произойдет, то он автоматически станет лицом номер два.
Этого для лоббирования российских интересов пока достаточно. А там, глядишь, Асада можно будет и подвинуть…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать