• четверг, 18 Апреля, 17:00
  • Baku Баку 22°C

Коварный картофель

05 апреля 2014 | 14:10
Коварный картофель

ПОТРЕБИТЕЛЬ
С появлением молодого картофеля цены на рынках снизятся. А пока покупателям остается затянуть пояса потуже. Шутка ли: стоимость картошки на столичных рынках медленно, но верно достигла рекордных показателей - от одного до полутора манатов за килограмм. При этом местный картофель стоит дороже импортного, а последний теснит отечественную продукцию количественным превосходством. Другое дело качество: наводнившая наши рынки заморская гостья не только не съедобна, но, как выяснилось, зачастую вовсе не предназначена для еды...
Вы действительно думаете, что место картофеля только на обеденном столе? И ничего не слышали о несъедобной картошке? Скажем, технический картофель используют в промышленных целях, а кормовой сгодится лишь для скота. Но и тот и другой продается на столичных рынках под видом продовольственного. Продается весьма успешно и прибыльно.
Известно, что скупой платит дважды, но виртуозные импортеры и скупщики копеечного импорта платят не из своего кармана. Они расплачиваются нашим здоровьем, скупая дешевый, несъедобный продукт и продавая его по заоблачным ценам.
Эксперт по аграрным реформам НПО «Центр экономических исследований» (ERC) Вахид Магеррамов приводит интересную статистику: по сводкам Госкомстата, в 2011 году была закуплена партия картофеля по 5 центов за килограмм. Говорить о съедобности картошки при такой цене не приходится, а вот цены на местных рынках заметно кусались.
К слову сказать, география ввоза сегодня сложилась весьма широкая - картофель завозят к нам не только из стран постсоветского пространства - России и Грузии, но и из Ирана, Польши, Турции, арабских стран.
«Скупают там, где дешево», - утверждает В.Магеррамов. Теснимый некачественным, но дешевым (для скупщиков) импортом, местный производитель постепенно сдает позиции. «Сегодня он обеспечивает лишь 50-60% потребности рынка», - считает эксперт.
Несладко приходится нашему фермеру, некомфортно… Скупщики подсели на иглу дешевой заморской продукции, которая, в отличие от местной, поступает с завидной регулярностью по бросовым ценам.
«В позапрошлом году джалилабадские фермеры не смогли продать картофель на наших рынках даже за 5 копеек. Скупщики отказались принять товар, а самому фермеру стоять за прилавком невыгодно. Для этого ему придется арендовать дорогостоящее место (до 40 манатов в день) на… год, даже если он приехал на рынок дня на два-три. К тому же местная продукция поступает нерегулярно, поэтому оптовые скупщики заведомо ориентированы на импорт.
В условиях нестабильного поведения местного фермера, рынок (имеется ввиду «базар», - Ред.) реагирует на его появление неадекватно. Заграница сегодня конкурентна низкими ценами, но наша продукция, безусловно, лучше, вкуснее и экологически чище. Там с одного гектара получают от 60 до 100 тонн картофеля, как правило, технического и кормового. Урожайность в наших частных фермерских хозяйствах 15-16 тонн с гектара, поэтому себестоимость местного картофеля намного выше.
В прошлом году себестоимость гедабейской картошки составила 45 гяпиков. Прибавьте сюда суммарную стоимость ее доставки до столицы, сопряженную с массой известных издержек, и накрутку перекупщиков - заложников оброка аренды. В результате складывается солидная потребительская цена. Исходные цены на импортный технический и кормовой картофель очень низкие: до 5 центов. Представьте себе выгоду для импортера, она будет солидной даже если опустить цены на местных рынках до 20 гяпиков», - считает эксперт.
Получается, что массовый наплыв дешевой продукции заставляет азербайджанских фермеров конкурировать с зарубежными аграрными гигантами. Такая ситуация медленно, но верно разоряет местного производителя: ведь единственное его оружие в жестокой и неравной борьбе за покупателя - это качество. Но в отличие от конкурентов, наши фермерские хозяйства работают по старинке, используя ручной труд, в условиях отсутствия семенного материала, острой нехватки минеральных и органических удобрений, низкого уровня знаний и дефицита квалифицированных специалистов.
Результат бесконтрольного импорта более дешевого картофеля не замедлил себя ждать. Сократились объемы местного производства, потому что выращивать продукт в условиях низкого спроса себе в убыток. На этом фоне Министерство сельского хозяйства апеллирует к искусственно заниженной Минздравом физиологической норме потребления картофеля, считает В. Магеррамов: «На деле физическая годовая норма составляет 125 кг. на душу населения, но сотрудники здравоохранительного ведомства думают иначе, потому что сократили этот показатель до 44 килограммов в год. Когда поднимают вопрос, почему отстает местное производство, Минсельхоз отвечает, что выполнена норма. Но она заведомо минимизирована. На самом деле, внутреннее производство сегодня удовлетворяет лишь восьмимесячную потребность населения, но никак не годовую. Поэтому создается благоприятная почва для ввоза заграничных непродовольственных сортов - технического и кормового картофеля».
Но обратимся к данным Государственного комитета по статистике. Оказывается в 2013 году объемы местного производства составили порядка 993 тыс. тонн, по подсчетам специалистов, при таком уровне производства на душу населения приходится до 100 кг. картофеля в год. Если прибавить к этому официальную статистику импорта - до 60 тыс. тонн в год, в картошке наш покупатель буквально купается. Как в таком случае объяснить нереально высокие цены, - загадка. Выходит, что данные нашей статистики игнорируют законы спроса и предложения, восходящие к Адаму Смиту: избыток предложения должен приводить к снижению цены, но никак не наоборот.
По мнению Вахида Магеррамова, объемы местного производства оставляют желать лучшего. Говоря проще - местной картошки не хватает. Последние урожаи наши фермеры собирают в октябре, а зимних резервов явно недостаточно. На фоне дефицита местного продукта импорт диктует свои законы цены и качества. Такая ситуация стала для нас традицией, но в отличие от прошлых лет, зимой и весной этого года цены достигли своей рекордной отметки. Почему? Оказалось, что причин этого достаточно, причем, возросшие цены на дизель и подорожавшие транспортные расходы лишь часть проблемы. Непростая ситуация с импортом из Ирана и России отразилась на наших рынках мгновенно, обнажив зависимость рынка от заграницы. Иран запретил перевозки в большегрузных машинах свыше 20 тонн. Свою лепту в повышение цены сыграла некоторая стагнация в торговых отношениях с Россией конца осени этого года, времени, наиболее подходящего для транспортировки позднего картофеля из этой страны. Таким образом, резервные запасы оскудели, а свой урожай мы почти уже съели!
Разобравшись с ценами, у читателя возник резонный вопрос: кто контролирует качество и съедобность картофельного импорта? Дешевым его не назовешь, а вкусовые и питательные качества заграницы с ростом цен не меняются. На страже наших с вами кошельков и желудков стоит целая армия полномочных чиновников Минздрава, Минсельхоза, Минэкономразвития, Таможенного комитета и Госстандарт. Остальное домыслите сами…
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать