• пятница, 29 Марта, 17:26
  • Baku Баку 14°C

На органы

05 апреля 2014 | 13:20
На органы

ПРОБЛЕМА
В Азербайджане снова поднят вопрос о трансплантационной медицине. На этот раз медики заговорили о рациональности использования органов умерших людей в качестве донорских. Однако, как выяснилось, на пути медицинского прогресса встало отечественное законодательство.
Сегодня операциями по пересадке органов сложно кого-либо удивить. Трансплантация давно стала одним из направлений практического здравоохранения, в том числе и в нашей стране. Однако пока подобного рода операции исчислялись единицами и носили экспериментальный характер, они вызывали удивление и одобрение: почти четверти миллиона людей с тяжелыми заболеваниями современная трансплантология подарила возможность продления жизни. Но она же породила и ряд непростых моральных, юридических и социальных проблем.
Здесь следует отметить, что сегодня самая острая проблема в сфере пересадки органов и тканей от человека к человеку - нехватка донорского материала. Именно поэтому на пересадку таких внутренних органов, как почка, сердце, печень, врачи не только в Азербайджане, но и во всем мире идут лишь в крайних случаях: когда традиционное медикаментозное и хирургическое лечение полностью исчерпало себя и больной обречен на скорую смерть.
И вот, когда азербайджанские трансплантологи вновь заговорили об использовании в качестве донорских внутренних органов умерших людей, вопросы законодательства, этики и криминала вновь всплыли на поверхность. Понятно, что в масштабе одной газетной статьи найти ответы на каждый из них невозможно, поэтому сегодня мы остановимся на одном из основных аспектов, а именно - попытаемся рассмотреть законодательную базу. Итак…
Аспект юридический
О нем в конце прошлой недели заявила член комитета по социальной политике Милли Меджлиса Малахат Ибрагимгызы. По ее словам, если покойники в ближайшее время в нашей стране станут основными донорами, то есть необходимость во внесении изменений в законодательство.
«При использовании органов умершего в качестве донорских следует определить, в каком состоянии эти органы находятся. В некоторых случаях люди дают свои органы для трансплантации родственникам. Но пересадка их чужому человеку - дело сложное. Я считаю, что было бы правильно принять закон об использовании органов умершего в качестве донорских. Естественно, никого нельзя принудить к передаче своих органов. Все должно быть добровольно», - считает депутат.
Тут следует отметить, что в Азербайджане трансплантация человеческих органов разрешена специальным законом от 28 октября 1999 года «О трансплантации человеческих органов и (или) тканей» и охватывает операции на сердце, легких, почках, печени, поджелудочной железе, костном мозге.
В законе сказано, что пересадка возможна при наличии трупа или донора, но при условии, что донор достиг 18-летнего возраста. В статье 17 вышеназванного закона также указано, что человеческие органы не могут быть предметом купли-продажи. А также ни органы, ни ткани, ни даже клетки не могут быть удалены (изъяты, пересажены) против воли человека, которому они принадлежат.
Однако отечественный закон не исключает пересадку с согласия самого донора или после его биологической смерти - с разрешения родственников. Но только на некоммерческой основе. В Уголовном кодексе Азербайджанской Республики в статье 137.1 указывается, что незаконная купля-продажа органов или тканей человека наказывается штрафом в размере от 2 до 5 тысяч минимальных оплат труда, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Международные конвенции также строго осуждают использование человеческих органов в качестве объекта для коммерции. Об этом говорится в пункте 8 Декларации о трансплантации человеческих органов. В статье 21 Конвенции о защите прав и достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины сказано, что тело человека и его части как таковые не должны являться источником получения финансовой выгоды.
Какой выход?
В принципе, медики предлагают ссылаться в деле использования внутренних органов умерших людей на позицию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). А она хоть и признает право человека на свое тело после смерти, тем не менее, рекомендует странам, где проводятся подобного рода операции, вводить в законодательную базу презумпцию «неиспрошенного согласия». То есть изъятие и использование органов из трупа осуществляется, если умерший при жизни не высказывался против этого или если не возражают его родственники.
Второй моделью является «испрошенное согласие», то есть когда еще до своей кончины умерший разрешил изъять орган либо член его семьи четко выражает согласие. Доктрина эта принята в законодательстве по здравоохранению США, Германии, Канады, Франции и Италии. А вот в Нидерландах и Бельгии, проблема прав на изъятие органов у умерших решается по принципу: если человек умирает и, по мнению врачей, может быть донором, то органы будут забирать без его разрешения и согласия родственников.
На заметку
По статистике, в настоящее время лишь в экономически развитых странах не менее 150 тыс. человек нуждаются в пересадке донорских органов и тканей. Мировая же потребность во много раз больше. По сравнению с 1988 годом она удвоилась и продолжает ежегодно увеличиваться на 15%, а удовлетворяется только для пациентов до 65 лет всего на 5-6% . В США около 30 тыс. человек, а в Великобритании около 6 тыс. включены в «лист ожидания» донорского сердца, почек, легких или печени, но лишь у 10% есть шанс дождаться трансплантации.
Цены на рынке органов тоже немалые. В США трансплантация почки стоит около 90 тыс. долларов, не считая последующих ежегодных расходов в 7 тыс. долларов на лекарства, которые надо принимать постоянно на протяжении всей жизни, чтобы предотвратить отторжение пересаженного органа.
Криминальные структуры моментально оценили ситуацию, когда человеческие органы оказываются дорогим товаром и их добывание для богатого клиента может превратить каждого из нас в «донора» - объекта преступления. Согласно информации в СМИ, первое упоминание об импорте человеческих органов в Западную Европу относится к 1987 году, когда правоохранительные органы Гватемалы обнаружили 30 детей, предназначенных для использования именно в этом бизнесе.
В списке стран, где проводились незаконные операции по трансплантации, числятся и азербайджанские клиники. Наверняка многие помнят тот громкий скандал: в преступную группу «черных трасплантологов» входило 12 человек, ее организатором являлся израильтянин Кирилл Шульман (бывший боец спецназа израильского режима). Объявление о донорстве размещалось в Интернете, спросом пользовались здоровые девушки и женщины в возрасте 18-25 лет. Стоимость почки оценивалась в 10 тысяч долларов.
А как у нас
В Азербайджане первые операции по пересадке органов от живого донора больному были проведены в феврале 2008 года в Центральной больнице нефтяников, которая до сих пор является неформальным центром трансплантологии страны. По словам завотделом хирургии и трансплантации органов Мирджалала Кязыми, сегодня основной проблемой отечественной трансплантологии является вопрос создания хранилища донорских органов.
«Сейчас для этих больных единственным донорским шансом являются живые люди. Есть больные, которые приводят по семь родственников в качестве реципиентов, однако никто из них не подходит по тому или иному критерию. Что делать таким больным? Для этого должно быть создано специальное хранилище донорских органов. Они могут изыматься, к примеру, у людей, у которых уже зафиксирована смерть мозга. Каждый из них может вернуть к жизни как минимум семь человек», - утверждает хирург.
И депутат, и медики говорят о необходимости просветительской работы в данной сфере и пропаганды среди населения. У людей в данной связи возникнет множество других вопросов: к примеру, если «дело» будет поставлено на поток, то сможем ли мы сохранить право на… собственное тело после смерти? Или каков морально-этический статус умершего человека? И насколько соответствует нормам морали продление жизни одних людей за счет других? В конце концов, обладает ли смерть этическим смыслом?..
Вопросы трансплантации потому и являются столь острыми, что не ограничиваются медицинской сферой. Впрочем, об этом - в следующий раз…
Алена МЯСНИКОВА
banner

Советуем почитать