• вторник, 23 Апреля, 17:51
  • Baku Баку 24°C

«Армия Мухаммеда» снова в бою

20 февраля 2019 | 12:13
«Армия Мухаммеда» снова в бою

КОММЕНТАРИЙ
Так уж случилось, что буквально в День влюбленных в результате атаки террориста-смертника на полицейский конвой в индийском штате Джамму и Кашмир погибли 45 сотрудников местной полиции. Так что если убийца рассчитывал на «прямое попадание в рай», он туда вряд ли попал, зато Индия и Пакистан оказались на грани военного конфликта.
Первая обвинила второго в соучастии в нападении на конвой, заявив, что обладает неоспоримыми доказательствами причастности Исламабада, и требует его полной международной изоляции. Пакистан же эти обвинения отвергает и требует эти доказательства предъявить.
В ночь на понедельник во время поисков подозреваемых Силы безопасности Индии в округе Пулвама вступили в перестрелку с боевиками. Четверо солдат были убиты, сообщается также о гибели двух боевиков и одного гражданского лица.
Возникшая ситуация грозит усугубить противоречия между крупнейшими мировыми державами. США безоговорочно встали на сторону Дели и пообещали усилить давление на Пакистан. А партнеры Индии по БРИКС и ШОС - Россия и Китай - ограничились осуждением теракта и от критики Исламабада воздержались.
В Индии уверены, что и без доказательств все ясно, поскольку лидер взявшей на себя ответственность за теракт группировки «Джайш-э-Мухаммед» («Армия Мухаммеда») Масуд Азхар, ни от кого не скрываясь, живет в пакистанском Пенджабе. Там же базируется и вся группировка, которая борется за отделение штата от Индии и регулярно совершает нападения.
Однако в Пакистане считают, что оснований для ареста Азхара нет.
После теракта 14 февраля премьер Индии Нарендра Моди дал понять, что с этого момента руки у силовиков развязаны.
«Силам безопасности дана полная свобода. Соседняя страна, которая находится в международной изоляции, думает, что такие террористические атаки смогут дестабилизировать нашу страну, но их планам не суждено сбыться», - заявил он.
Похожая ситуация была 18 сентября 2016 года, когда группа пришедших из Пакистана боевиков напала на штаб армейской бригады в кашмирском округе Ури, убив 19 человек.
Тогда тоже в отношениях Нью-Дели и Исламабада разразился дипломатический кризис и в качестве ответных мер премьер-министр Индии Нарендра Моди дал разрешение армии проводить карательные рейды, в том числе и на территории Кашмира, контролируемой Пакистаном. Впрочем, особого успеха это не принесло.
Каким может быть ответ Индии на этот раз? Об этом можно только догадываться. За более чем 70-летнюю историю противостояния в Кашмире, начавшегося сразу после разделения Британской Индии на Индию и Пакистан, стороны дважды вели из-за Кашмира полномасштабные войны - в 1947-м и 1965 годах. В еще одну небольшую войну вылился конфликт 1999 года в округе Каргил (штат Джамму и Кашмир).
Дели уже ввел таможенную пошлину в размере 200% на все ввозимые из Пакистана товары, лишив Исламабад режима наибольшего благоприятствования, который был предоставлен еще в 1996 году в соответствии с правилами ВТО и сохранялся до последнего времени, несмотря на конфликт в Каргиле и теракты последних десятилетий. Кроме того, индийский премьер пообещал: Дели предпримет все необходимые шаги, чтобы добиться «полной изоляции» Пакистана.
Сегодня обе страны обладают ядерным оружием, и Исламабад неоднократно давал понять, что готов его применить. Впрочем, скорее всего концепция ядерного сдерживания, действующая с начала века в отношении двух стран, убережет их от войны и в этот раз.
Индия, конечно же, не может оставить Пакистан без ответа, но каким он будет на этот раз, не раскрывается. Но, скорее всего, жесткая риторика Моди объясняется тем, что весной в Индии предстоят парламентские выборы, а его упор на дипломатию (намерение добиться международной изоляции Пакистана) говорит о том, что военного столкновения, скорее всего, не будет.
Пока на сторону Дели решительно встали США, поддержав позицию Индии, согласно которой ответственность за нападение несет пакистанское государство.
«Мы проявляем солидарность с Индией в ее борьбе с терроризмом. Пакистан не должен предоставлять убежища террористам, это угрожает международной безопасности», - заявил госсекретарь Майк Помпео. Советник президента Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон договорился со своим индийским коллегой Аджитом Довалом об активизации американо-индийского сотрудничества в области безопасности для борьбы с вооруженными группировками, использующими территорию Пакистана, как плацдарм.
В ходе переговоров Болтон «поддержал право Индии на самооборону перед лицом межгосударственного терроризма». Кроме того, стороны согласились «привлечь Пакистан к ответу за невыполнение резолюций ООН».
Партнеры Индии по БРИКС и ШОС Россия и Китай также осудили теракт в Джамму и Кашмире и выразили солидарность с народом Индии. Однако принципиальным отличием их заявлений стало отсутствие какого-либо упоминания о Пакистане и его возможной роли в поддержке терроризма.
Очевидно, что такая позиция Москвы и Пекина связана с их интересами и собственным видением ситуации в регионе.
Как разъяснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, отношения России и Индии имеют официальный статус «привилегированного стратегического партнерства»:
- Но в то же время Москва имеет военно-технические связи с Пакистаном и рвать их ей совсем ни к чему, что касается Китая, то для него Исламабад и вовсе является ведущим партнером в Азии и даже противовесом растущему влиянию Нью-Дели. Достаточно сказать, что до сих пор Пекин блокировал все попытки Индии включить Масуда Азхара в список международных террористов, на которых распространяются санкции ООН.
Между тем полную поддержку Исламабаду оказал и Эр-Рияд - ключевой союзник Вашингтона на Ближнем Востоке. По итогам визита в Исламабад наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана было подписано восемь соглашений, предусматривающих инвестиции в пакистанскую экономику в размере $20 млрд.
Таким образом очевидно, что добиться полной изоляции Пакистана Индии не удастся.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать