
В Кабуле опасаются «мирного соглашения» США с талибами
КОММЕНТАРИЙ
В Афганистане все боятся всех: американцы - того, что русские договорятся с «талибами» и местным правительством, Кабул - что теперь уж точно Вашингтон вычеркнет «студентов» из «черных списков» рассадников смерти, сами же «слуги Аллаха» - что правительство пойдет на уступки янки, лишь бы те не уходили и не бросали его на съедение террористам.
Во всяком случае, после успешной межафганской встречи в Москве и.о. главы Пентагона Патрик Шанахан срочно прилетел в страну Гиндугуша, где в блиц-режиме встретился с президентом Ашрафом Гани, не говоря об американских военнослужащих.
Действительно, что случилось серьезного, что могло бы спровоцировать необъявленный визит?
Как уже мы писали, буквально на днях в Москве была подписана декларация, в которой заявлено о поддержке договоренностей о полном (!) выводе из Афганистана американских войск, а также той идеи, что с территории этой страны, в том числе, со стороны так называемого «Исламского государства» (ИГ) не должна исходить угроза каким бы то ни было третьим странам. Вашингтон и сам заявляет, что как только «побьет» радикалов от ислама, выведет войска из высокогорной местности, которую никто толком так и не завоевал (в Кабул англичане с русскими заходили, акции возмездия и устрашения устраивали), а если и завоевывали, то на краткосрочный период. Американцы, правда, делают все несколько иначе, привлекая к участию в коалиции воинский контингент десятков стран, однако, согласитесь, все-таки московская встреча с бойкой двусторонней инициативой навела шороха на берегах Потомака…
Визит главы Пентагона состоялся, кстати, аккурат в преддверии мирных переговоров представителей США и движения «Талибан», но непонятно, как американцы намерены «перехватывать мяч» у оппонентов, если при этом «студенты» считают заокеанскую державу «шайтаном», с которым нет смысла иметь дела. В этом смысле для них удобно говорить с местным «заблудившимся нелегитимным» правительством, являющимся всего лишь пособником «исчадия ада». Не правда ли, оригинально, особенно если вспомнить, как те же «паханы студентов» сидели в начале 1980-х годов в предбаннике Белого дома с тем, чтобы помощник заместителя помощника заместителя секретаря по госбезопасности выдал им «стингеры» для войны с советскими войсками. С другой стороны, те же «талибы» называют нынешнюю власть Кабула нелегитимной и «посреднической», заявляя, что будут вести разговор о мире только с США и только один на один (оказывается, им памятен хрустящий шорох баксов).
Однако Вашингтон не теряет надежды усадить за стол переговоров представителей «Талибана» и Ашарафа Гани. «Афганцы должны решать, как их страна будет выглядеть в будущем», - заявил глава Пентагона.
Кабул также настроен вступить в прямой диалог с «Талибаном», однако в правительстве Гани опасаются, что США могут вывести свои войска из страны прежде, чем будет достигнут прогресс на переговорах с мятежными соотечественниками.
После публикации в американских СМИ плана «мирного соглашения» между США, талибами и Кабулом беспокойство режима еще более усилилось, так как он содержит предложение о создании некоего переходного правительства со сменным руководством и проведении президентских выборов с участием оппозиции лишь после длительного переходного периода. Тогда премьер-министр Афганистана Абдулла Абдулла обвинил Вашингтон в попытке изменить политическую систему страны за спиной местного правительства, а спикер парламента Абдул Рауф Ибрагими заявил, что встречи с талибами в отсутствие представителей Кабула не помогут миру, а отдалят надежду на него и приведут лишь «к героизации талибов в обществе».
Очевидно, что у руководства в Кабуле возникло подозрение, а не «сплавляют» ли западные союзники на этих переговорах не то что президента Ашрафа Гани, но и весь нынешний политический режим». Подозрения усиливает и тот факт, что на переговорах в Абу-Даби, Дохе и т.д. представители Ашрафа Гани не участвуют, и довольствуясь тем, что им потом пересказывают то, о чем представители ООН закулисно говорили с талибами.
Тем более что в ходе встречи московского «межафганского диалога», когда «студенты» впервые встретились лицом к лицу с руководителями бывшего «Северного альянса» (бывший фронт антиталибского сопротивления, противостоявший талибам в 90-е годы прошлого века), стороны продемонстрировали достаточную гибкость и сошлись во мнении по таким фундаментальным вопросам, как необходимость внесения поправок в Конституцию, полного вывода иностранных сил, отмены санкций ООН в отношении талибского руководства и освобождения талибов, находящихся в афганских правительственных тюрьмах. При этом главным моментом, сближающим обе стороны, стало обоюдное желание северных лидеров и «Талибана» отстранить от власти нынешнее кабульское правительство. Кроме того, по информации некоторых источников, «студенты» выступают за формирование временного правительства. И если такой сценарий осуществится, то правительство Гани окажется загнанным в угол.
На сегодняшний день не ясно, будут ли США действительно вскоре выводить военных, так как этот вопрос не решается одним человеком.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, тематика в американской внешней политике стала приобретать динамику на фоне активизации переговорного процесса с движением «Талибан»:
- В этом достаточно преуспел новый спецпредставитель США по мирному урегулированию в Афганистане пуштун Залмай Халилзад, который с сентября ведет «челночную дипломатию» с целью мирного урегулирования. Этот посол хорошо знает страну и расклад политических сил и отлично понимает, что игнорировать Пакистан и «Талибан», который по некоторым оценкам контролирует до 60% территории страны, совершенно бесперспективно.
Сегодня безопасность американских войск в Афганистане и вообще их присутствие в этой стране под большим вопросом. И если «Талибан» настаивает на выводе войск США из Афганистана, то ясно, что американская сторона добивается гарантий безопасности для режима Гани и своих интересов в регионе. В частности американцы могут настаивать на получении гарантий, что, прежде всего, российских военных там не будет.
Московская встреча, кстати, была проведена без участия представителей нынешнего правительства, так что «студенты» приобрели немалый вес, строя независимые отношения как с Россией, так и с США, и имеют возможности для политического торга.
Так что Вашингтон пытается выйти из проигрышной ситуации, «не потеряв лица» и сохранив имидж. Потому я предполагаю, что на закрытой встрече Шанахана с Гани могли обсуждаться вопросы трансформации американского военного присутствия в свете переговоров с «Талибаном». Почему я говорю о трансформации? Дело в том, что США создали в Афганистане солидную военную инфраструктуру, привезли много техники и т.д., и они собираются передать все это лояльному им Ашрафу Гани.
Салех БАЯТ
|