• суббота, 20 Апреля, 06:12
  • Baku Баку 14°C

Идеальные жертвы

23 января 2019 | 19:23
Идеальные жертвы

ЗАКОН И ПОРЯДОК
Насилие неприемлемо ни в каком его виде по отношению к кому бы то ни было. Исключение, пожалуй, составляют лишь случаи, когда жизни человека что-то угрожает и он применяет насилие в ответ, дабы ему самому не причинили вреда. Во всех остальных ситуациях, по крайней мере, в подавляющем их большинстве, сила слова оказывается куда более эффективной, чем физическое воздействие.
Под ударом - самые слабые
Жертвами насилия, как правило, становятся самые слабые - те, кто не может ответить, постоять за себя, зависимые экономически и эмоционально. Нередко это женщины - жены, реже - сестры и матери. Иногда - престарелые люди, которые в силу своего возраста оказываются беззащитными перед грубой силой. Но чаще всего от насилия страдают дети. Их можно назвать идеальными жертвами и самой социально незащищенной группой. Как правило, они не знают своих прав, не имеют понятия, к кому обратиться, если дома с ними плохо обращаются. К тому же родители, какими бы они ни были, для ребенка - это все, и они порой готовы терпеть от них побои и унижения, только бы те были рядом, не бросили их.
Однако физическое и сексуальное насилие в отношении детей не может не сказаться на их дальнейшей жизни, причем самым негативным образом. Поэтому такие случаи необходимо пресекать, а виновных привлекать к ответственности по всей строгости закона.
Одна из проблем борьбы с бытовым насилием в отношении детей заключается в том, что о случаях избиения или изнасилования ребенка в отдельно взятой семье соответствующие службы могут узнать спустя годы, а могут и не узнать никогда. Дети молчат о том, что с ними происходит, по многим причинам: чувство стыда, запугивание их взрослыми, а порой они вообще не понимают, что насилие родителей по отношению к ним - явление ненормальное.
Не проходите мимо
Если ребенка ударят на улице или применят к нему какую-либо иную форму насилия, в большинстве случаев это кто-то увидит и сможет выступить в качестве свидетеля. К тому же сейчас город буквально нашпигован камерами видеонаблюдения, которые могут зафиксировать это происшествие (понятно, что в регионах ситуация обстоит иным образом). Тем не менее, в местах скопления народа больше вероятности, что дело получит общественную огласку, а там и государственные органы, ответственные за защиту детства, подтянутся.
А вот насилие в стенах квартиры - совсем другая история. Пару синяков всегда можно списать на то, что ребенок упал. Да и большая часть следов от побоев будет скрыта одеждой. Поэтому важно, чтобы родственники, соседи, учителя в школе не оставались равнодушными и если заподозрят что-то, хотя бы звонили по этому поводу на «детскую горячую линию», чтобы там взяли ситуацию под контроль.
Иногда так и происходит, но чаще всего окружающие руководствуются принципами «чужая семья - потемки» и «моя хата с краю». Они не хотят вмешиваться, полагая, что каждый родитель сам выбирает методы воспитания и что, возможно, ситуация выглядит со стороны хуже, чем есть на самом деле. Однако когда дело касается безопасности ребенка, лучше перестраховаться.
Некуда идти
Насилие может иметь место в любой семье, даже на первый взгляд самой благополучной. Но все же некоторые из них относятся к группе риска, и с ними сотрудники социальных служб должны проводить профилактическую работу в первую очередь. Речь идет о малоимущих семьях, ведь бедственное социально-экономическое положение в ряде случаев становится катализатором рукоприкладства. Собственные неудачи некоторые взрослые вымещают на своих детях. В группе риска неполные семьи, а также те, в которых родители страдают от алкоголизма, наркомании или имеют психические расстройства.
Говоря о проблемах домашнего насилия над детьми, нельзя не затронуть следующий важный аспект: маленькой жертве насилия негде спрятаться от домашнего тирана, ей попросту некуда идти.
Напомним, что в конце прошлого года одной из тем обсуждения была необходимость создания в стране государственного шелтера (убежища) для женщин, пострадавших от бытового насилия. Но ничего не говорилось о том, нужно ли создать в Азербайджане приют для детей, переживших подобный ужас.
Исполнительный директор неправительственной организации «Надежное будущее» Кямаля Ашумова рассказала в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй», что на сегодняшний день в республике не существует государственных приютов, которые специализировались бы исключительно на детях, ставших жертвами насилия. Она отметила, что такого рода шелтеры функционируют в рамках НПО.
По словам нашей собеседницы, первый такой шелтер был открыт организацией «Надежное будущее» в 2010 году. Функционировал он на протяжении трех лет.
- Данный проект был пилотным, и по окончании его срока финансирование прекратилось. Сейчас на его базе действует Реабилитационный центр для несовершеннолетних при Министерстве труда и социальной защиты населения, находящийся в поселке Забрат. Здесь трудятся те же социальные работники, которые работали у нас, и могу с уверенностью сказать, что у них высокий уровень подготовки, - отметила К.Ашумова.
Однако по свидетельству эксперта, данный центр рассчитан не только на детей, подвергшихся насилию, но и на несовершеннолетних, которые остались без надзора взрослых, без крыши над головой. Она рассказала, что сложности порой возникают с приемом детей в центр, поскольку периодически возникают проблемы с документами.
География насилия
Точной статистики по поводу того, сколько детей ежегодно становится жертвами насилия, не существует, да ее и не может быть, потому что многие случаи, увы, замалчиваются. Поэтому цифры не отражают реальной ситуации. Однако К.Ашумова отметила, что по фактам насилия на «детскую горячую линию» поступило 1400 обращений.
- Безусловно, ни одна жалоба не остается без внимания, и детям при необходимости предоставляется реабилитационная помощь, психолог. Наш центр в свою очередь оказывает посильную помощь, и курс реабилитации детей составляет шесть месяцев, - говорит она.
По свидетельству К.Ашумовой, когда говорят о насилии над детьми, обычно имеют в виду физическое воздействие, но ведь имеют место и другие, не столь очевидные его проявления. Иногда бывает сексуальное насилие, но его трудно выявить, поскольку дети боятся или стесняются говорить об этом. Ранние браки - тоже одна из форм насилия над детьми, ведь несовершеннолетние не готовы к семейной жизни ни физически, ни психологически.
Что касается географии домашнего насилия в отношении детей, то такое может быть и в крупных городах, и в маленьких селах.
Как отметила К.Ашумова, жертвами жестокого обращения чаще всего становятся маленькие дети.
- В полных семьях домашним тираном по отношению к ребенку обычно выступает отец. В неполных же ячейках общества руку на ребенка иной раз поднимает мать. Обычно это связано с тем, что она пребывает в состоянии стресса и хронической усталости, пытаясь заработать денег на жизнь.
В происшедшем всегда виноваты оба родителя, ведь если после развода один из них не помогает ребенку финансово, не проводит с ним свободное время, часть вины ложится и на него. А в нашей стране в последние годы все больше семей разводится через два-три года совместной жизни, когда ребенок еще совсем мал, - подчеркнула она.
Профилактика и реабилитация
По словам эксперта, сложно переоценить важность профилактической работы с семьями, ведь она во многих случаях способна предотвратить домашнее насилие над детьми.
Наша собеседница отметила, что желательно провести исследование на тему того, как в дальнейшем, во взрослом возрасте, сложилась судьба маленьких жертв насилия.
- На данный момент подобных сведений у нас нет. На мой взгляд, нужно организовать отдельные проекты, которые можно реализовать, например, в рамках Государственного комитета по проблемам семьи, женщин и детей. Отмечу, что эта структура осуществляет целый комплекс мер, способствующих предотвращению насилия над детьми, в частности проводит мониторинги в школах, цель которых - выявить причины, по которым некоторые учащиеся не посещают занятия.
Что касается нашей организации, то мы стараемся отслеживать судьбу своих подопечных до совершеннолетия. Об их взрослой жизни мы обычно ничего не знаем, однако я уверена, что полученная ими реабилитация, как правило, позволяет жить полноценной жизнью и оставить в прошлом те ужасы, с которыми им пришлось столкнуться в детстве.
А вот дети, которые не прошли нормального реабилитационного курса, с кем не работали квалифицированные психологи, могут столкнуться в дальнейшем с психологическими проблемами. Порой во взрослой жизни они зачастую сами проявляют насилие, уже по отношению к своим детям. Это является последствием нанесенной им в детстве травмы, - считает К.Ашумова.
Впрочем, иногда имеет место обратное: те, кто подвергался жестокому обращению в детстве, ни в коем случае не поступают так со своими детьми, помня о той боли, которую им пришлось когда-то испытать.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать