• пятница, 29 Марта, 06:10
  • Baku Баку 5°C

Дипломатическая зима

19 января 2019 | 09:44
Дипломатическая зима

Турция на днях депортировала 31-летнюю журналистку Анс Бурсму, работающую в голландской финансовой ежедневной газете Het Financieele Dagblad. Ее обвинили в связях с террористической организацией «Джабхат ан-Нусра, ответвлением «Аль-Каиды», вовлеченным в войну в соседней Сирии.
Редакция пыталась защитить сотрудницу, называя ее высылку «вопиющим нарушением свободы прессы», однако офис Реджепа Тайипа Эрдогана сообщил, что депортация осуществлена по соображениям безопасности, а не из-за профессиональной деятельности.
Если более подробно, то спецслужбы получили разведданные голландской полиции, в которых говорится, что у Бурсмы «есть связь с террористической организацией».
Национальная телекомпания NOS сообщила, что прокуроры в Нидерландах не добивались ее выдачи на основании отсутствия сведений о ведущемся уголовном расследовании в отношении фигурантки. Голландская же национальная полиция и разведывательная служба отказались от комментариев. Все голландские власти передали звонки по этому вопросу в национальную прокуратуру, где представители не отвечали на неоднократные запросы журналистов.
Замкнутый круг, однако
Если теперь и спецслужбы Нидерландов откажутся от факта предупреждения турецких коллег, не миновать очередного витка двустороннего похолодания. Правда, и потепления-то особого не было - буквально в конце июля прошлого года стороны приняли решение восстановить дипломатические отношения, выпустив совместное заявление по этому поводу.
Очередное ухудшение в отношениях двух стран произошло в марте 2017 года, после отмены визита главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу в Голландию. Он собирался приехать в Роттердам, чтобы рассказать о конституционных поправках, вынесенных на референдум 16 апреля. Добраться до митинга пыталась также министр по делам семьи Турции Фатма Бетюль Сайян Кайя, но ей не дали доехать до места сбора и выдворили из страны.
Голландская полиция натравила на демонстрантов турецкого происхождения собак. Служебные овчарки кинулись рвать мирных демонстрантов. Может ли такое иметь место в Европе? Возможно, особенно если демонстранты - турки, да еще и сторонники президента Эрдогана. Тут как раз рвется маска евротерпимости, и Старый Свет, хвалившийся соблюдением христова человеколюбия и любовью к мигрантам, поворачивается к ним другим лицом, а точнее - собачьей мордой.
Эрдоган, Трамп и Путин возглавляют список тех, кого особо не терпит истеблишмент Евросоюза - слишком уж они своевольны, однако именно турецкий лидер и его настоящие друзья являются раздражителями для так называемого общественного мнения коллективного Запада.
После неудавшейся попытки госпереворота в июле 2016 года официальная Анкара стала особенно настороженно относиться к Европе и Америке, еще более сблизилась с Россией, был подписан договор о поставках газа в Турцию и помидоров в Россию. Более того, Эрдоган слез со старого конька «Асад должен уйти». На сирийском фронте он стал иногда даже учитывать интересы России и Ирана, что возмутило фрау Меркель и ее голландских коллег, привязанных к Белому дому. Там, за океаном, как бы по привычке после мировой войны всегда решали за турок, приход же Партии справедливости и развития к власти начал ломать стереотипы, а после упомянутого путча и вовсе случился облом.
После этого в братской стране был проведен референдум, значительно укрепивший президентские полномочия, так же, впрочем, как у нас, во Франции, США и России. И это правильно - вон сколько вызовов накопилось, и некоторые из них нужно решать оперативно, а то пока парламент соберется, определится, утвердит, ратифицирует, и решать будет нечего…
Нет толерантности, зато есть расизм
Что касается европейцев и их отношения к туркам, то сегодня представителей братской страны в одной только Европе проживает до трех миллионов (в Германии примерно два, в Голландии - почти полмиллиона), они сохраняют и паспорта, и связь с родиной. То есть, они активные избиратели Турции, имеющие право на проведение мирных собраний. Представьте, полетел на митинг глава МИД, а голландцы отказали его самолету, не дали даже приземлиться. Поехал другой министр на машине - они и второму дали от ворот поворот. Не устраивает европейцев Эрдоган, а значит, незачем и агитировать за него, а на демонстрантов они натравили служебных собак.
Власти Германии и Голландии ссылались на проблемы безопасности - боялись беспорядков, но это отнюдь не убедительный довод. Мы ведь помним, что когда в 2016 году сирийцы проводили выборы в парламент, в некоторых странах Европы запретили гражданам этой страны голосовать в сирийских посольствах. Цель - не допустить легитимизации ненавистного для них режима Асада. Но недопущением проведения митингов европейские союзники уравняли ближневосточного диктатора и Эрдогана - президента большой европейской страны, являющейся членом НАТО и одним из крупнейших экономических партнеров Евросоюза.
А может, все гораздо проще, так как Турция стоит на морально верных и принципиальных позициях, а голландские и немецкие власти (вспомним историю с полицейскими в современном Ку-клукс-клане) буквально рвутся повернуть от хваленой толерантности к естественному для них нацизму и расизму.
Мнение эксперта
Как разъяснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, европейские традиции сотрудничества предполагают подчиненное отношение союзников и партнеров, будь то к Ватикану, Парижу, Лондону, а теперь и к Брюсселю, не говоря о Вашингтоне:
- Голландцы, как и вся Северная Европа, больше тяготеют к США, чем к Евросоюзу, поэтому по действиям их МИД можно судить, чем недоволен Вашингтон. Кроме того, причиной запрета для двух турецких министров мог стать целый комплекс проблем, среди которых - антиевропейская риторика Эрдогана и попытка Анкары повлиять на мнение диаспоры в Голландии накануне референдума. В Германии, например, турецких имамов уличили в том, что они собирали сведения, кто к какой организации принадлежит, нечто подобное было и в Голландии. Так что негатив к Эрдогану - общая тенденция Запада.
Впрочем, эксперт не считает, что в ответ Анкара решится на расторжение сделки с ЕС, касающейся мигрантов. Турецкая экономика сильно зависима от европейского рынка, поэтому Анкара не пойдет на обострение отношений, но взаимные выпады продолжатся.
Ариф АЛЕКПЕРЛИ
banner

Советуем почитать