• вторник, 19 Марта, 13:26
  • Baku Баку 8°C

Преступление чести

17 января 2019 | 19:41
Преступление чести

ЗАКОН И ПОРЯДОК
Никто не имеет права лишать жизни другого человека. За исключением случаев самозащиты, когда другого выбора, увы, нет. Однако некоторые полагают, что защита чести также является основанием для убийства, думая, что только кровь может смыть позор с их семьи.
«Убийства чести» - это убийство члена семьи, как правило, женского пола, за неподобающее с точки зрения родных поведение. Это может быть супружеская измена, добрачные сексуальные отношения, нетрадиционная ориентация. Иногда девушку могут убить даже за невинный флирт с молодым человеком или позднее возвращение домой. Нередко «убийства чести» совершаются из-за сплетен и слухов, не имеющих ничего общего с реальностью. Однако даже если все правда, это никак не может служить оправданием убийцам и смягчающим вину обстоятельством. Многие их осуждают, другие считают чуть ли не героями...
По оценкам ООН, ежегодно в мире происходит около 5 тысяч «убийств чести», но по данным некоторых женских организаций, их гораздо больше.
В последнее время все больше стран ужесточает наказание за это преступление, но они, тем не менее, продолжаются. К сожалению, происходит такое и в Азербайджане. Периодически в СМИ можно увидеть сообщения о том, что муж убил жену на почве ревности, брат зарезал сестру, заподозрив в неподобающем поведении и т.д.
О том, какова на сегодняшний день ситуация с «убийствами чести» в нашей стране, корреспондент газеты «Каспiй» побеседовала с главой Правозащитного центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым.
- Насколько распространены «убийства чести» в Азербайджане и каковы причины этого явления?

- Для страны - члена Совета Европы их слишком много. Эту проблему безуспешно пытались искоренить и при царе, и при советской власти, и при нынешней республике, но она, увы, все еще существует.
Коренится это явление в традициях, которые у нас переплетены с религией. В самой религии многие разбираются слабо, просто знают, что когда-то уличенную в прелюбодеянии женщину забивали камнями. Причем в данном действе участвуют члены ее семьи. Потому некоторые убеждены в том, что родственники имеют чуть ли не природное право лишать женщину жизни.
Такие настроения подпитываются кособоким религиозным «ренессансом». И в Сирию на джихад ездят семьями - с женами и малолетними детьми, и шайтанов палками изгоняют из психически больных, и по четыре жены заводят, и женятся на несовершеннолетних.
В советские времена тоталитарный режим придавал притеснению женщины политический оттенок. Мол, коммунисты зовут женщин к светлому будущему, на производство, а кто-то тянет их назад, желая закутать в чадру и полагая, что их место только на кухне. Однако тогда с проблемой разбирались радикально: расстреляли «реакционных» мулл, гаджи, мешади, кербалаи - и некому стало настраивать людей против власти.
Сейчас правительство не против религии в принципе, оно не строит свою политику на атеизме и не собирается уничтожать духовенство как класс. Но этот процесс должен быть двусторонним. В светском государстве свобода религии не должна вести к созданию параллельных структур власти, каковой является, например, шариатское судопроизводство. Светский характер государства подразумевает и то, что часть поступков, считающихся преступлениями в шариате, например, несоблюдение религиозных ритуалов, отход от религии, супружеская измена, гомосексуализм, половая распущенность, не является уголовными преступлениями и может быть наказуема разве что общественным порицанием, да и то не переходящим «красную черту».
- Кто в основном является жертвами?
- Прежде всего уточним, что расправляются не всегда с женщинами, которые «позорят семью». Бывает, достается и мужчинам. Например, буквально на днях в Шамкирском районе мужчину унизили и избили родственники за то, что он сожительствовал с женой своего двоюродного брата. В октябре в Губе родственники насмерть забили мужчину, похитившего жену у своего двоюродного брата. В сентябре в Шамахинском районе обманутый муж ранил жену и убил ее любовника. А в июле в Исмаиллинском районе супруг, наоборот, прогнал любовника и убил свою жену.
Безусловно, чаще всего страдает слабый пол. Не в последнюю очередь это связано с тем, что обманутые мужья пользуются солидарностью родственников и полицейских, в то время как жертва остается в изоляции. В лучшем случае женщина отделывается побоями или обритой головой. Но нередки и убийства, обычно в порыве ярости по конкретному поводу.
Вот классический пример: недавно в Евлахе муж приревновал жену из-за переписки в WhatsApp. Не сумев ничего доказать, устроил скандал, та в ответ забрала детей и ушла к родителям. Он явился туда и убил жену, нанеся ей 11 ударов ножом, несмотря на то, что родители пытались защитить дочь.
Но бывает, за нож берутся и сами родители. В июле, например, житель Масаллы зарезал в Баку свою дочь, которая вела «безнравственный образ жизни». Не исключено, что в некоторых подобных случаях бурные сцены ревности являются лишь имитацией аффекта, дабы получить на суде более легкую статью обвинения. Трудно поверить, например, в пылкость чувств агдамца, который зарезал в этом году в Баку женщину, с которой был в разводе уже
12 лет и которая вступила в религиозный брак с другим мужчиной. Уже одно то, что мужчина пришел поговорить с женщиной с ножом в кармане, говорит о многом.
Судить женщин берутся и совсем молодые представители мужского пола. Например, недавно в Бардинском районе сын прямо на улице попытался зарезать свою 48-летнюю мать за то, что она хотела вновь выйти замуж. А несколько лет назад в Абшеронском районе 18-летний парень на почве ревности убил свою 50-летнюю мать и ранил 20-летнего приятеля.
Впрочем, бывают и осечки, когда потенциальная жертва дает отпор. Так, в апреле муж застал жену со своим братом, устроил им сцену ревности, и те его убили. В другом случае жена шесть лет встречалась с любовником, потом все раскрылось, но муж из принципа не давал ей развода. И тогда жена вместе с любовником убили и расчленили мужа...
Во всех этих случаях мужчины не дают неверным женам развода или не мирятся с уже свершившимся фактом. Довольно часто во время следствия всплывает осведомленность об угрозе убийства не только близких родственников, но и полиции, но действенных мер почему-то принято не было.
- Преступники всегда мужчины, или представительницы прекрасного пола также прикладывают руку к наказанию «оступившихся» женщин семьи?
- И такое случается, хотя не часто. Так, в позапрошлом году в Баку 36-летняя жительница Масаллы задушила собственную 14-летнюю дочь, когда та призналась, что ее изнасиловали. При этом мать заявила, что она пошла на этот шаг, потому что «не вынесла такого позора».
В другом случае, в 2014 году, опозоренная сбежавшей из дома 14-летней дочерью мать, наоборот, сама покончила жизнь самоубийством, причем вместе с другой, старшей дочерью.
В публикациях о недавнем случае беременности школьницы от своего учителя упоминалось, что мать девочки якобы советовала ей выпить яду, чтобы избавить семью от позора. А отец срочно увез девочку из села и представил дело так, что учитель якобы обручен с ней с младенчества.
- Какие способы чаще всего применяются при «убийствах чести»?
- Жестокие. Чаще всего используют нож, причем дело обычно не ограничивается одним ударом. Реже - огнестрельное оружие. Бывает, отправляют на тот свет не только саму женщину, но и тех, кто ее защищает. Как правило, убийцы признаются экспертизой психически нормальными. В «гуманном» же варианте родственники постоянными попреками доводят жертву до самоубийства.
- Каково отношение общества к таким убийствам?
- Двойственное. Одна часть общества жалеет жертву, справедливо полагая, что ничто не дает права отнимать у человека жизнь. Эти люди в обсуждениях обычно указывают на возможность разойтись по-хорошему, задают справедливые вопросы о роли полиции.
Другие считают нанесенное чести семьи оскорбление настолько ужасным, что его нельзя смыть, например, разводом или изгнанием из села, - только кровью. Такое ощущение, что если завтра в стране восстановят «раджм» (побивание камнями), они встанут в первый ряд добровольцев.
Однако нужно учесть, что даже в шариате убийство за супружескую неверность в качестве меры наказания признается с массой оговорок. Например, оно применяется лишь по приговору шариатского суда, основанному на свидетельстве четырех надежных свидетелей (или четырехкратном признании самого человека), причем лишь в отношении совершеннолетних и состоящих в браке, а в некоторых мазхабах оно не применяется к немусульманам. Так что с точки зрения шариата многие из наших «радетелей чести семьи» сами являются преступниками.
Ну а по Уголовному кодексу их действия квалифицируются по статье 120.2 (Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах) и наказывается лишением свободы на срок от 14 до 20 лет либо пожизненным.
- Стало ли таких случаев больше, или они просто чаще получают огласку?
- Скорее всего, об этом просто стали больше говорить. Выросло новое поколение журналистов, лишенных самоцензуры в таких щекотливых вопросах, как отношения полов, которые пишут о проблемах прямым текстом. В то время как следственные органы и суды все еще перестраховываются, опасаясь называть вещи своими именами. Только так можно объяснить то, что при наличии сотен случаев родов несовершеннолетними не возбуждаются уголовные дела против педофилов, а десятки самоубийств женщин фактически считаются безмотивными.
- Как с этим бороться, и делается ли что-то в стране по этому поводу?
- «Убийства чести», детские браки и практика обривания женщинам голов, как и домашнее насилие, безусловно, должны быть вне закона, а вызвавшие их мотивы - считаться не извиняющими преступника («он похитил школьницу, чтобы на ней жениться!»), а отягчающими его вину. Преступники должны понять, что у закона «нулевая терпимость» к такой мотивации.
Сейчас же складывается ощущение, что они надеются на поблажку. Ведь в прокуратурах и судах в большинстве своем работают мужчины, которые должны понимать оскорбленные чувства преступника. По этой причине, кстати, правозащитники всегда настаивают на увеличении числа женщин среди работников этих структур.
Думаю, для судебной практики по таким делам было бы полезно принятие Верховным или Конституционным судом решения, четко излагающего позицию закона в случае «преступлений чести».
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать