• четверг, 18 Апреля, 14:31
  • Baku Баку 22°C

Предпосылки созданы

09 января 2019 | 16:11
Предпосылки созданы

КОММЕНТАРИЙ
Соединенные Штаты Америки времен Дональда Трампа, даже не оборачивающиеся в сторону Южного Кавказа, вдруг озаботились урегулированием армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Как свидетельствуют события последних месяцев, все большее число американских действующих и экс-политиков делают прогнозы в этой связи, демонстрируя показушную заинтересованность.
На самом деле вся эта свистопляска преследует цель поближе подобраться к Ирану, который США возвели в ранг врага. А более активная политика США в отношении этого региона является лишь антуражем для решения «более серьезных геополитических проблем», таких, например, как ограничение экономического влияния Ирана. Но сначала все же надо выступить в качестве «конструктивного геополитического участника» в поиске мирного урегулирования карабахского конфликта, при этом сваливая всю вину на Россию.
В чем заключается приоритет США на Южном Кавказе?
Американский аналитик Уильям МакГенри, являющийся одним из экспертов неправительственной организации «Молодые специалисты во внешней политике», считает, что США должны считать приоритетом нахождение дипломатического решения нагорно-карабахского конфликта. Для него карабахский конфликт «появился в заголовках во время так называемой четырехдневной войны в 2016 году», хотя и длится почти 30 лет. Так вот он негодует по поводу того, что кризис не удостоился должного внимания со стороны западных политиков, особенно в Соединенных Штатах. Он, как и все американские аналитики, полагает, что замороженные конфликты на постсоветском пространстве «не только ослабляют стороны, вовлеченные в сам конфликт, но используются Россией для манипуляций политикой того или иного региона для достижения целей Кремля». Поэтому и считает особенно важным, чтобы в Вашингтоне обращали больше внимания на этот регион.
Однако на первый взгляд трудно представить, с какой это стати урегулирование конфликта на том конце света может послужить интересам США. Тем не менее, по Уильяму МакГенри, получается, что разрешение этого конфликта имеет стратегическое значение для Соединенных Штатов из-за того, что Армения расположена рядом с двумя соперниками США - Ираном и Россией и граничит с двумя важными союзниками - Турцией и Грузией. При этом американский аналитик как-то не особо заморачивается тем, что и Иран, и Россия, в особенности, являются союзниками Армении. Последняя - даже стратегическим союзником, имеющим на Армению огромное влияние.
Фактически Армения находится под сильным российским прессингом, вырваться из которого она сможет, лишь пойдя на мир с Азербайджаном на наших условиях. Учитывая, что две из четырех границ Армении накрепко закрыты, а третья - с Грузией время от времени тоже бывает закрыта из-за погодных условий, единственным выходом во внешний мир является Иран, который перманентно шельмуют США. Так вот для решения проблемы с закрытыми границами, как отмечает МакГенри, некоторые в Америке надеются на то, что Никол Пашинян использует свою власть для достижения дипломатического решения конфликта. А дипломатическое решение предполагает отвод оккупационных войск Армении с территории Азербайджана и заключение мира, который и откроет все запертые двери и границы.
Коснулся МакГенри и визита в Армению советника по нацбезопасности Джона Болтона, который «продемонстрировал безрассудное дипломатическое мастерство, оказав давление на Армению с тем, чтобы она закрыла свою границу с Ираном, вместо того, чтобы в первую очередь подчеркнуть, что США поддерживают Армению в поиске взаимоприемлемого и мирного решения замороженного конфликта в Нагорном Карабахе».
Однако, заметим, Болтон назвал вещи своими именами, сказав все как есть - честно, без обиняков, прямым текстом, и не стал вилять, как это предлагает МакГенри.
За кулисами идут серьезные переговоры?
Между тем бывший посол США в Азербайджане Ричард Козларич считает, что произошедшие в 2018 году в Армении внутриполитические перемены и пришедший к власти Никол Пашинян создали предпосылки для начала серьезных переговоров между Арменией и Азербайджаном по вопросу Нагорного Карабаха. Правда, как сам признался, будучи пессимистом, он не очень-то надеется, что в 2019 году удастся достичь урегулирования карабахской проблемы. И обосновал свои умозаключения тем, что «несмотря на воинственную риторику обеих сторон, военное противостояние на линии соприкосновения не переросло в крупный вооруженный конфликт. Конечно, перестрелки и жертвы были, но, к счастью, войны не было». Козларич также добавил, что теперь сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны продолжать оставаться консолидированными и едиными, чтобы поощрить стороны начать серьезные переговоры, направленные на мирное урегулирование проблемы.
Вместе с тем Ричард Козларич признался, что не знает, повлияют ли указанные события на урегулирование конфликта или нет, имея в виду тот факт, что Россия продолжает вооружать обе стороны конфликта, следовательно, враждующие стороны конфликта продолжают наращивать свой военный потенциал. А это, мол, увеличивает опасность «неосторожных столкновений», поскольку численность тяжелых вооружений, современного оружия на линии соприкосновения растет. Он выразил также надежду на то, что за кулисами проходят серьезные переговоры. Но если эти переговоры действительно имеют место, то они однозначно проходят с ведома и поощрения России, и тут для радости американцев вообще нет оснований, поскольку в таком случае раздраконивание Ирана со стороны США в полной мере опять не состоится. Особенно учитывая, что основной целью визита Болтона на Южный Кавказ было усиление позиций США против Ирана, и внимание США к Армении и Азербайджану было больше по этой части, нежели переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. И все это понимают.
Сопредседатели предложили встретиться в январе
О том, что в переговорном процессе действительно имеют место серьезные подвижки, свидетельствует тот факт, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ предложили главам внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении - Эльмару Мамедъярову и Зограбу Мнацаканяну - встретиться в январе текущего года. В данный момент идет согласование этого предложения, после чего об этом будет объявлено более детально.
Последняя встреча глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана состоялась 5 декабря в Милане при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Тогда Мнацаканян и Мамедъяров договорились продолжить встречи в подобном формате и сохранить динамику переговоров.
А буквально на днях начальник Генштаба вооруженных сил Армении Артак Давтян как бы в ответ на то, что Азербайджан в одностороннем порядке заменил регулярные войска на границе с Арменией на пограничные, заявил, что «Ереван будет приветствовать возможные переговоры по поводу определения границы с Азербайджаном, а также совместной организации службы в целом». Сделал он это, заведомо зная, что об этом и речи быть не может.
Такое впечатление, что это не Армения воюет с Азербайджаном, и разговор идет об обычной демаркации границы. И ему должно быть известно, что Государственная граница Азербайджана давно и четко определена. И то, о чем с такой помпой разглагольствует сей армянский начштаба с умишком сапожника, возможно лишь в том случае, если армянские оккупационные войска будут выведены с азербайджанской территории за периметр азербайджанской госграницы. В противном случае - это лишенная какой-либо логики демагогия.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать