• вторник, 23 Апреля, 19:22
  • Baku Баку 20°C

Все во имя чего?

09 января 2019 | 12:00
Все во имя чего?

СИТУАЦИЯ
Как и предполагалось, советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в день православного Рождества (считай, по московскому календарю) зря съездил в столицу Турции - у президента Реджепа Тайипа Эрдогана было много других дел, кроме как принимать заокеанского защитника израильских интересов.
Так что картина на ближайшую перспективу отношений двух важнейших союзников по НАТО ясна - вооруженные янки как минимум на уровне инструкторов остаются в сирийской провинции Манбидж, турки пока никак не начнут очередную военную операцию против курдских оккупационных сил на этой территории, Фатхуллах Гюлен во всяком случае пока останется в Пенсильвании, поставки американских ЗРК Patriot будут приостановлены, а радикалы всех мастей, особенно те, кто состоит в «Курдской рабочей партии», будут еще более усердствовать в осуществлении терактов в городах и весях братской страны…
Как бы между прочим
Итак, Эрдоган не удосужился принять Болтона, который самодовольно все рассказал в Иерусалиме за день до этого - и как они будут курдских боевиков выгораживать, не позволяя туркам «проливать кровь», и почему Израиль для них «самый важный стратегический союзник» на Ближнем Востоке, и почему вывод американских войск из Сирии упирается в «понятливость» Анкары. Выходит, он «убил» интригу за сутки до переговоров, сделав их бессмысленными.
Тем не менее он все-таки прибыл из аэропорта Тель-Авива, а сопровождали его председатель объединенного комитета начальников штабов США Джозеф Данфорд и спецпредставитель госсекретаря по Сирии Джеймс Джеффри. Команда, надо сказать, солидная, да только крыть ей нечем - ни последствия попытки государственного переворота, предпринятой последователями Гюлена, ни отказ от своевременной поставки систем противоракетной обороны, после чего и был подписан контракт с русскими по С-400, ни тем более откровенную финансовую и материальную поддержку курдских «Отрядов народной самообороны» (ОНС).
Все это способствовало тому, что переговоры шли на фоне обострения напряженности, во многом связанной с нарастающими сомнениями Анкары по поводу решимости президента Дональда Трампа относительно скорейшего вывода американских войск из Сирии (во всяком случае, он в ходе телефонного разговора с президентом Турции божился, что отход с занятых позиций не за горами). Более того, в ходе итоговой пресс-конференции в Иерусалиме Болтон сказал, что Америка выведет свои войска с сирийской территории лишь после того, как будет обеспечена безопасность Израиля и остальных союзников и партнеров Вашингтона по региону (читай, ОНС) от так называемого «Исламского государства» (ИГ). «Возможность защитить себя является главным экзаменом для суверенного государства. Я обращаюсь ко всем странам региона, которые сомневаются в готовности США встать на защиту Израиля, чтобы они подумали еще раз», - заявил советник по национальной безопасности США.
Подобное заявление одного из высокопоставленных американских чиновников говорит о том, что импульсивный Трамп, похоже, уже пожалел о своем заявлении. А потому неслучайно многие аналитики расценивают переговоры в Анкаре, как решающий момент для двусторонних отношений союзников по НАТО Турции и США.
Чего хочет братская страна?
Тут надо бы внести полную ясность в отказ Эрдогана принять команду Болтона.
Предваряя переговоры в Анкаре, Эрдоган опубликовал в New York Times статью под многозначительным заголовком «У Турции есть план по обеспечению мира в Сирии». В ней глава турецкого государства прежде всего выразил решимость вести борьбу с ИГ и «иными террористическими группировками». Касаясь вывода американских войск, он подчеркнул, что «процесс должен быть тщательно спланирован и осуществляться в сотрудничестве с истинными (!) партнерами в целях защиты интересов США, международного сообщества и сирийского народа».
Для обоснования его позиции, пожалуй, стоит привести полностью один из отрывков: «Турция, обладающая второй по величине армией НАТО, - единственная страна, обладающая силой и решимостью выполнить эту задачу и нацелена на реализацию всеобъемлющей стратегии, которая устранит фундаментальные причины, способствующие радикализации. Мы хотим, чтобы население не чувствовало себя оторванным от правительства, чтобы террористические группировки не могли злоупотреблять недовольством местных общин и чтобы простые люди могли рассчитывать на стабильное будущее. Первым шагом на этом пути является создание стабилизирующей силы с участием бойцов из всех слоев сирийского общества. Только такая структура может служить всем гражданам Сирии и обеспечивать правопорядок в различных частях страны. В этом плане я хотел бы отметить, что у нас нет каких-либо проблем с сирийскими курдами».
Эта статья из серии «абсолютно нечего добавить».
Однако, как считает экспертная группа газеты «Каспiй», с учетом характера взаимоотношений двух держав надежд на прорыв в ходе переговоров немного. Если договоренность и возможна, то она будет исходить от двух президентов, а не от участников этой встречи, тем более что в диалоге Турции и США есть важная фигура умолчания - Тегеран, а против партнера и соседа Анкара не будет играть никоим образом. Достаточно сказать, что буквально пару недель назад Эрдоган в очередной раз высказался против американских санкций в отношении Ирана, заявив, что будет им противодействовать всеми силами.
Поэтому турки могут лишь выступить посредниками между муллократией и «колыбелью демократии», но вмешиваться в этот спор им невыгодно, поскольку в Сирии они преследуют узкую цель - зайти в районы восточнее Евфрата, придя на смену США, чтобы не допустить присутствия ОНС вдоль своей границы.
Какова ставка?
Впрочем, учитывая, что Турция и Иран исторически являются соперниками и гегемонами в обширном регионе Ближнего Востока, Анкара все же может прислушаться к призывам Вашингтона. Понятно, что несмотря на партнерские отношения с Турцией, муллократия вынашивает планы создания так называемой шиитской дуги, а потому оппонент, прекрасно осведомленный о планах гуманитарной экспансии, может пойти на сотрудничество с США, создав собственную суннитскую ось.
Но для того, чтобы эффективно сдерживать непомерные аппетиты аятолл, американцы обязаны будут предложить туркам полномасштабную военную и логистическую поддержку, так как Турции потребуется расширение военного присутствия в Сирии. Но это в свою очередь потребует еще большей вовлеченности США, чем сейчас, что противоречит высказываниям Трампа по поводу вывода войск - так что Вашингтону придется заплатить высокую цену.
Руководитель Исследовательского центра «Атлас» политолог Эльхан Шахиноглу в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» тоже усомнился, что США выведут свой военный контингент из Сирии:
- Последние заявления президента США Дональда Трампа указывают на то, что американские военные не собираются покидать страну, разве что могут передислоцироваться в Ирак, чтобы «столкнуть лбами» турок и русских. При любом раскладе вывод войск потребует значительного времени, а послания Болтона о необходимости защитить курдов и вовсе заставляют усомниться в том, что янки полностью покинут страну, раздираемую гражданской войной. Об этом же заявил и «Курдский национальный совет» (коалиция этнических партий, выступающая за автономию курдов в Сирии) с логической ссылкой на то, что в настоящее время Пентагон не готов упразднить свои местные 15 военных баз, так как Израиль обеспокоен усилением Ирана в этой стране.
То есть в этой связи США хотя и сократят свои силы, но полностью не выведут. Кроме того, в данный момент военнослужащие США совместно с курдами воюют в Дейр-аз-Зор против ИГ.
Провал миссии Болтона в Анкаре только подкрепляет тезис о том, что не сбылось очередное обещание Трампа, что делает его «хромой уткой» перед очередными президентскими выборами в США.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать