• пятница, 29 Марта, 06:30
  • Baku Баку 5°C

Обезглавливание

08 января 2019 | 12:23
Обезглавливание

ИССЛЕДОВАНИЕ
Советская властная система каждый раз, когда начинала репрессии, придумывала экстравагантные названия репрессивным кампаниям. Например, обвиняли людей в оппортунизме, отходе от идей «мирового коммунизма», «троцкизме», в служении Японии, Германии, Британии и т.д. Среди прочих были «Султангалиевщина», «Касымовщина», «Иногамовщина»…
Из истории ЧК, НКВД, КГБ известно, что репрессии и произвол были обычным явлением в стране Советов. Начиная с «Красного террора» (1918-1935 гг.), коренное население исторического Туркестана истреблялось, в основном, как «басмачи».
С 1937 по 1953 г. в Узбекистане были репрессированы почти 100 тыс. человек, из них 13 тыс. расстреляны. Среди репрессированных были представители всех национальностей и народностей, проживающих в Узбекистане. Кроме того, по сфальсифицированным обвинениям было уничтожено почти все политическое руководство Узбекистана.
С началом «Большого террора» местная интеллигенция уничтожалась сталинскими репрессиями, в качестве контрреволюционеров и «пантюркистов».
Хуже немецких фашистов
Анализируя все то, что происходило в Туркестане после октябрьского переворота 1917 года, можно однозначно констатировать, что характерная черта национальной политики большевиков в этом древнем крае скорее напоминала нацистскую политику Германии 1933-1945 гг.
В 1925 году за Троцкого подали заявление 18 руководящих работников ЦК, их прозвали «Группа 18-ти» и репрессировали, на самом деле ликвидировали как «троцкистов». По этому поводу было соответствующее указание Сталина, суть установки заключалась в том, что если не было сторонников, их надо было найти, придумать, «нарисовать» из них сторонников Троцкого и наказать для устрашения остальных. Типичная политика террора.
Сталинисты не только по всему союзу, а по всему миру искали сторонников Троцкого, и их, якобы, находили в Узбекистане. В те же годы Рахим Иногамов, заведующий отделом печати ЦК КП(б) Узбекистана и народного комиссара просвещения Узбекской ССР был арестован со всеми своими соратниками. Его близкое окружение было названо «Иногамовщиной». Кстати, он первым заявил, что политику большевиков в регионе можно приравнять к колонизаторству. В конце 1929 года были арестованы великий просветитель Мунаввар Кари Абдурашидханов и члены организации «Миллий истиклол», их судили по обвинениям из цикла советских обвинительных «букетов» - пантюркизм, контрреволюционер, агенты других стран.
В 1930 году по Узбекистану только с 1 по 25 февраля в 33 антиколхозных выступлениях участвовали 14 тыс. 170 дехкан, а с 25 февраля по 17 марта число участников составило 42 тыс.
743 человек. В результате этой политики были раскулачены 40 тыс. дехкан, из них - почти 32 тыс. репрессированы. В тюрьмы были заключены 5 тыс. 758 человек из числа узбекских писателей, журналистов, общественных деятелей и др. Из них 4 тыс. 811 человек были расстреляны.
В тот же год начались репрессии работников Государственного банка и была арестована группа руководящих работников суда, прокуратуры, а также бывший председатель Верховного суда Узбекской ССР Сахдулла Касымов и его сторонники. Было сфабриковано дело под кодовым названием «Касымовщина».
После убийства М.С.Кирова в 1934 году по всему СССР искали «зиновьевцев», «каменевцев», «бухаринцев» и др. После «Красного террора» начинается эпоха «Большого террора». В Узбекистане под арестом оказались все крупные и известные деятели партийного и государственного аппарата.
Активный участник армянской националистической партии «Дашнакцутюн» в 1917 - 1918 гг. Дереник Захарович Апресян 19 августа 1937 года назначается народным комиссаром внутренних дел Узбекской ССР. Он проработал в этой должности до 21 ноября 1938 года. Если обратить внимание на дату, сразу все становится ясным. Именно во время управления этого дашнака по распоряжению НКВД Узбекистана была убита и сослана на лесоповалы Сибири вся узбекская элита, то есть почти 100% узбекских джадидов просветителей были обвинены в «национализме-пантюркизме» и застрелены по приказу этого дашнака.
Д.Апресян, приехав в Ташкент, сразу же приступает к аресту узбекской интеллигенции. На 30 сентября 1937 года в Узбекистане были арестованы и осуждены 10 700 человек, из них к расстрелу приговорены 3613 человек, 8-10 лет лагерей получили 7087 человек. По сведениям учетно-распределительного отдела НКВД, на 1 октября 1937 года количество узбеков, содержащихся в лагерях, составило 21579 человек.
До дашнака Д.Апресяна еще один красный командир этнический армянин Яков Мелькумов (Мелькумян Акоп Аршакович) показал свою доблесть в деле истребления местного населения Туркестана. В частности он хвастался убийством Энвер паши.
Из советских источников известно еще об одном дашнаке, который также хвастался убийством Энвер паши. Это Георгий Сергеевич Агабеков (настоящая фамилия Арутюнов). Он был агентом советской разведки в Турции. После романа с преподавательницей английского языка в Стамбуле должен был поспешно бежать в 1930 году во Францию. Точнее, он был завербован английской разведкой, но его разоблачили.
Левон Исаевич Мирзоян в разгар «Большого террора» с 1933 года по 1938 год был первым секретарем Казахстанского крайкома ВКП(б), первым секретарем ЦК КП(б) Казахстана. До этого свои преступления совершал в Азербайджане, был непосредственным участником и организатором резни мирных жителей в Азербайджане в 1918 году. Казахский народ, переживающий голодомор, получил от Сталина очередного палача. По предварительным подсчетам, во время голодомора в Казахстане погибли от голода более 2,5 млн человек, многие покинули родину.
Статистическая «показуха»
После смерти Генерального секретаря КПСС Леонида Ильича Брежнева 12 ноября 1982 года его место занимает председатель КГБ СССР Юрий Владимирович Андропов. Будучи главным чекистом Союза, он был хорошо осведомлен о действительном положении дел в стране. Пятнадцатилетнее правление Андроповым КГБ было, своего рода, продолжением бериевской методики ведения делопроизводства. Именно в эти годы создается изощренная система подавления человеческого духа. Точнее, усовершенствуются бериевские методы.
Постоянные репрессии против инакомыслящих, психбольницы для диссидентов, лагерные «стукачи», высылка инакомыслящих за рубеж, внедрение агентов в ряды диссидентских организаций, изощренные методы натравливания деятелей правозащитного движения друг против друга, эти и другие методы в итоге помогли росту личного влияния Андропова на Брежнева. Главный чекист страны становится для брежневского режима тем же, кем был для сталинского режима Берия.
Партийное руководство при Брежневе превратилось в реакционно-консервативное сборище старых партийцев преклонного возраста. СССР катился в пропасть и гибель страны была неизбежна. Андропов решает приступить к реформам. Как и положено чекисту, он приступает к реформам не в экономике и не в сельском хозяйстве, а в партийной структуре, методом репрессий элиты узбекского народа в частности.
В те годы социальное положение народа Узбекистана из-за превосходства в сельском хозяйстве монокультуры хлопчатника было очень критичным. Посев хлопчатника занимал 65% всех орошаемых земель республики. Каждый год по указанию Москвы сельские жители Узбекистана сеяли, собирали и сдавали хлопок за копейки, но кремлевские торгаши тот же хлопок продавали за валюту в 34 государства мира. Помимо хлопка Узбекистан занимал 2-е место по золотодобыче в СССР. Не оставляя в республике ни грамма золота, все отправлялось в государственную казну. В год Узбекистан сдавал в Центр 50 тонн золота высокой пробы, а ежегодный доход республики в начале 80-х составлял 20-21 млрд рублей.
Мурунтауское золотоносное месторождение по содержанию благородного металла можно отнести к числу самых богатых в мире. Узбекистан по запасам золотосодержащей руды, качеству и рентабельности добычи драгметалла до сих пор занимает одно из первых мест в мире, а Мурунтауский горно-обогатительный комбинат является единственным предприятием в мире как по мощности, так и по технологической оснащенности. Кроме того, в Узбекистане добывают медь, асбест, корунд, графит, бирюзу, гранит, известняки, бентонит, уголь, медь, нефть и газ. Отчисления Узбекистана в союзную казну были весьма существенными. Однако несмотря на это, жизненный уровень сельского населения республики оставался плачевным: по минимальной заработной плате около 60 рублей Узбекистан значительно уступал всем союзным республикам. Однако в статистических «показухах» сельские жители СССР официально получали среднемесячную зарплату в размере 91,5 рубля.
В Узбекистане в 80-х годах общий объем потребления на душу населения продуктов питания, в том числе мясомолочных продуктов, был в 1,5-2 раза ниже по сравнению с общесоюзным уровнем. По оказанию услуг связи населению (почта, телеграф, телефон) Узбекистан занимал последнее, 15-е место, культурного обслуживания - 14-е место, обеспечению жилья, транспортным услугам - 13-е место. Несмотря на все это, Кремль продолжал уничтожать руководящие кадры республики, фактически приступив к эксперименту по обезглавливанию узбекского народа. В эти самые годы в Узбекистан отправляется карательный десант во главе с Тельманом Хореновичем Гдляном.
Последняя репрессия элиты узбекского народа была проведена в период гдляновских вакханалий в 1983-1989 гг., поддерживаемая Кремлем и обозначенная как «Хлопковое дело», «Узбекское дело» и «Рашидовщина» - по имени первого секретаря ЦК КП УзССР Шарафа Рашидова.
«Узбекское дело»
Простого следователя Т.Гдляна из прокуратуры Ульяновской области до ранга следователя по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР поднял его соплеменник, этнический армянин Герман Петрович Каракозов. Позже Каракозов буквально «пропихнул» Гдляна в начальники карательной группы следователей по «Узбекскому делу». В тот момент Каракозов занимал пост начальника Управления по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел Прокуратуры СССР, то есть был ключевой фигурой по надзору за гдляновской «шайкой».
28 апреля 1983 года сотрудники КГБ УзССР под руководством Л.Н.Мелкумова первым делом арестовали начальника ОБХСС Бухарского УВД А.Музаффарова якобы при получении взятки. Вслед за этим, в мае, были арестованы Ш.Кудратов, директор Бухарского горпромторга и другие. КГБ УзССР раскрутил дело бензозаправщиков. В июне было возбуждено уголовное дело в отношении директора Ташкентской автозаправочной станции Закирияева. По этому делу был арестован начальник отдела ГАИ УВД Ташкентского облисполкома Мадаминов. Сфабриковали дело и в отношении министра внутренних дел УзССР К.Эргашева, после чего его арестовали.
Карательную кампанию против узбекского народа патронировал председатель КГБ УзССР, этнический армянин Левон Николаевич Мелкумов. Все действия бригады Гдляна осуществлялись в служебных помещениях именно этой организации. К услугам Гдляна были всегда готовы следственные изоляторы КГБ республики, оперативники и агентурные материалы, собранные мелкумовской командой госбезопасности.
Попытка Ш.Рашидова избавиться от андроповского «подданного» Мелкумова и упорядочить работу гдляновской группы не имели успеха. Гдлян пускал в ход руководителя КГБ УзССР Л.Мелкумова, который, ссылаясь на постановление Политбюро, пресекал попытки Ш.Рашидова защитить свои кадры.
Сразу же после первых арестов представителей узбекской элиты, в августе 1983 года главный инициатор «Узбекского дела» Л.Мелкумов, передав все дела в Прокуратуру СССР, отбывает в Москву. Таким образом, перед крахом «империи зла» СССР по всему Союзу загремело так называемое «Узбекское дело», также известное под названием «Хлопковое дело».
Продолжение следует
Шухрат САЛАМОВ (БАРЛАС),
историк-публицист,
специально для газеты «Каспiй»

Узбекистан
banner

Советуем почитать