• пятница, 19 Апреля, 23:29
  • Baku Баку 24°C

Кнессет ушел в отставку

26 декабря 2018 | 12:23
Кнессет ушел в отставку

СИТУАЦИЯ
Принцип домино никто не отменял, а потому задолго до того, как президент США Дональд Трамп начал прилюдно хвалиться переносом Посольства своей страны из Тель-Авива в Иерусалим, израильтяне должны были просчитать последствия бравады.
Гондурас, Гваделупа и прочие страны с причудливыми названиями тоже могут последовать примеру заокеанской державы, однако еврейскому государству жить рядом не с ними, расположенными за тридевять земель, а с палестинцами, в конце концов. Именно нескончаемые протесты на этой земле в большей степени привели к тому, что главы коалиционных партий («Ликуд», лидером которой является премьер-министр Биньямин Нетаньяху, «Байт Иегуди», «Кулану», ШАС и «Яадут а-Тора») приняли решение о роспуске Кнессета и проведении 9 апреля досрочных выборов. Но до того постсоветская фракция «Наш дом Израиль» Авигдора Либермана тоже вышла из коалиции.
Противоречия налицо
Итак, решение о досрочных выборах было принято на фоне тупика, в который зашли попытки утвердить закон о призыве. Премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху, «надев маску воодушевления» при плохой игре, заявил, что лидеры коалиции были единодушными, и добавил, что хочет, чтобы нынешняя коалиция сформировала ядро следующего правительства. Понятно, рассчитывает он на избирателей, которые могут дать его правительству мандат на продолжение управления, а ведь могут и не дать.
Причиной роспуска парламента явились внутриполитические противоречия в парламенте, а также противоположные позиции военных и руководства Израиля по поводу соглашения о перемирии между Израилем и Газой, заключенного 21 июля. Либерман требовал жестких мер по отношению к «строптивому» сектору, полагая, что после нанесения серьезного удара по нему палестинцы сами будут молить о прекращении огня. Однако он не учел того фактора, что и премьер-министр, и руководитель службы внешней разведки, руководитель управления военной разведки, начальник Генштаба армии обороны были против такого решения.
И тогда, уже в ноябре, в знак протеста против прекращения боевых действий в секторе Газа Авигдор Либерман, возглавляющий партию «Наш дом Израиль», подал в отставку, заявив, что соглашение о перемирии является «капитуляцией Тель-Авива перед лицом терроризма». Кроме того, он объявил, что возглавляемая им фракция «Наш дом Израиль» выходит из коалиции, а также призвал как можно скорее провести досрочные парламентские выборы.
Впрочем, это не единственное его противоречие с премьером - в конце июля он потребовал, чтобы Кабинет министров принял закон о смертной казни. Премьер публично поддержал его предложение, однако дальше словесной риторики дело не пошло, и законопроект завяз в бесконечных дискуссиях и бюрократических проволочках. Обсуждение закона трижды откладывалось в Кабинете министров, и теперь законопроект грозит разделить судьбу множества важных инициатив, поддержанных общественностью, но в конечном счете оказавшихся в корзине для мусора. Наиболее бескомпромиссный противник закона - советник по национальной безопасности Меир Бен-Шабат. Он же отвечает за повестку дня Кабинета министров и является доверенным лицом премьера, торпедируя, по мнению Либермана, упомянутый проект.
Пособия для «террористов»
Следующий вопрос - изъятие средств, передаваемых властям Палестинской автономии и идущих на выплату пособий сопротивленцам, которых называют в Израиле «террористами», и их семьям. Рамалла утверждает, что ежемесячно тратит 17 млн шекелей на тех, кто отбывает заключение в Израиле, и их родственников. В общей сложности это 5-7% бюджета автономии. В отчете посла Израиля в ООН указаны куда более внушительные цифры: $130 млн на оплату заключенным «террористам» и еще $175 млн - на пособия семьям погибших участников протестов, а это без малого порядка трети получаемой автономией иностранной помощи. Либерман считает, что зря израильтяне из своего кармана оплачивают благополучие убийц своих граждан и их родственников.
Еще одно «яблоко раздора» - снос «незаконных» арабских построек. По словам экс-министра обороны, глава правительства препятствует сносу «нелегальных» палестинских строений в районе Сусии на южном нагорье холма Хеврона, а также возле деревни эль-Ахмара.
Неуемные амбиции
Очевидно, что Нетаньяху движет отнюдь не пламенная страсть к палестинцам. У него есть свои резоны тормозить «бульдозер» Либермана, поскольку оказывается активное давление с самых разных сторон. В частности, не допустить сноса арабских построек в Сусии потребовала группа конгрессменов от Демократической партии США, с которыми не стоит портить отношения. Кроме того, скандал и провокации вокруг этого вопроса и закона о смертной казни могли осложнить и без того непростые переговоры с королем Иордании Абдаллой.
Более того, против сноса активно выступает либеральная часть американского еврейства, а ведь именно они задают тон в заокеанской диаспоре. Вероятно, Трамп, сколь бы дружественно ни был настроен к Израилю, не хочет осложнять ситуацию в момент выдвижения собственного плана мирного урегулирования. Оказывается давление также и со стороны ЕС.
С другой стороны, уход Либермана с поста министра обороны и вывод его партии из правящей коалиции ставит под удар правительство, которое хоть и не падет сразу, но и долго не просуществует.
Отставка Либерман может свидетельствовать также о его премьерских амбициях и желании самому возглавить коалиционное большинство. С политической точки зрения это верный шаг, который может не только реанимировать экс-министра, но даже усилить его позиции среди электората. В принципе, исходя из его поступков, он может получить голоса правых избирателей, которых в стране предостаточно.
Что касается «Ликуд» и близких ей по духу партий, то они на фоне усиления консервативных настроений в израильском политическом истеблишменте и в израильском обществе в целом, скорее всего, одержат победу на досрочных выборах в Кнессет, но вряд ли выдвинут Нетаньяху на должность премьер-министра.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать