• суббота, 20 Апреля, 15:05
  • Baku Баку 23°C

О чем договорились министры

20 декабря 2018 | 14:58
О чем договорились министры

ПОЗИЦИЯ
В сепаратистском Нагорном Карабахе началась чистка военной верхушки, причем с «командующего армией обороны» непризнанной республики Левона Мнацаканяна, на место которого уже назначен генерал-майор Карен Абрамян. Ожидается замена других высокопоставленных армейских чиновников - секретаря Совбеза, советника «президента НКР», иных должностных лиц.
То есть меняют всех, кто не угодил Пашиняну. Та же участь ждет и главного сепаратиста Бако Саакяна. Словом, Пашинян убирает всех, кто имеет отношение к карабахскому клану.
В Армении по-разному интерпретируют эту чистку, но, пожалуй, самый большой интерес вызывает утверждение о готовности армянских верхов к миру с Азербайджаном. Это подтверждает и недавнее заявление на еженедельном брифинге официального представителя МИД России Марии Захаровой о том, что «дальнейшее урегулирование нагорно-карабахского конфликта будет строиться на креативных идеях». Однако…
Впервые за долгие годы
Заявление М.Захаровой о том, что эксперты заняты разработкой этих креативных идей, на основе которых будут вестись переговоры, насторожило армянскую общественность. И теперь тут задаются вопросом: о чем, собственно, будут говорить Мамедъяров и Мнацаканян в начале 2019-го?
Дело в том, что выступая на приеме для руководителей дипломатического корпуса, посвященном итогам 2018 года, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров относительно перспектив урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта сказал, что «на последней встрече в Милане с моим армянским коллегой мы впервые за долгое время достигли взаимопонимания. Большую часть времени я посвятил поиску путей решения нагорно-карабахского конфликта. Это будет главной задачей и следующего года».
То есть в ходе намеченной на январь 2019 года встречи с главой МИД Армении Зограбом Мнацаканяном министры будут обсуждать «пути разрешения конфликта». Получается, что по итогам трех встреч главы МИД Азербайджана и Армении достигли определенного согласия вокруг проекта соглашения, детали которого не разглашаются.
О возможном прорыве в карабахском урегулировании говорил и Президент Азербайджана Ильхам Алиев, первым сделавший шаг навстречу, заменив боевые войска на границе с Арменией в Газахском и Агстафинском районах пограничниками. Что многие российские военные эксперты расценили, как результат закулисных договоренностей с Ереваном с целью снятия напряженности на одном из участков совместной границы. Не исключено, что в ходе дальнейшего диалога Баку - Ереван азербайджанская сторона намерена оговаривать условия размещения застав своих пограничников и на границе между Ираном и Нагорным Карабахом.
У кого инициатива?
Помнится, с момента прихода к власти в Армении Никол Пашинян говорил о сепаратистской «НКР», как о стороне конфликта, и многим тогда казалось, что это станет главным условием со стороны Еревана для возобновления переговорного процесса по урегулированию конфликта. Однако переговоры ведутся в прежнем формате, к тому же в интерпретации Азербайджана. Возможно, на карабахском направлении Ереван за тайной дипломатией формирует новые национальные интересы республики, но инициатива все же у нашей страны, поскольку азербайджанские власти добились появления проекта конкретного решения по урегулированию конфликта - в диалоге только с Ереваном. Да и армянская сторона, вроде, не возражает. «Мирное разрешение нагорно-карабахского конфликта остается главным приоритетом для нас, - написал Пашинян на своей странице в Twitter. - Мы продолжим процесс мирного урегулирования на благо регионального мира и безопасности. Разрешение требует искренних усилий всех сторон».
Стало быть, декабрьские встречи глав МИД Азербайджана и Армении в Милане при посредничестве Минской группы ОБСЕ, принятие совместного заявления, переговоры Алиева и Пашиняна на полях неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге, а также визит в конце прошлой недели главы Сергея Лаврова в Баку и его встреча с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, одной из тем которой было карабахское урегулирование, свое дело делают.
И теперь стороны «должны принять конкретные меры с тем, чтобы готовить население двух стран к миру». Кстати, С.Лавров по итогам встречи с Ильхамом Алиевым сообщил журналистам об искреннем настрое азербайджанской стороны на продолжение переговоров и выразил надежду, что официальный Ереван будет готов к продолжению активных контактов по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта после формирования нового правительства.
Разбор полетов
Неслучайно Президент Беларуси Александр Лукашенко в беседе с журналистами открыто заявил, что Сержу Саргсяну на одном из саммитов ОДКБ был предложен план по возвращению Азербайджану пяти районов, который тот отклонил. В этой связи российские эксперты полагают, что от Пашиняна требуют «исправления ошибок», допущенных несговорчивым «карабахцем» Саргсяном. Однако в армянской печати не раз появлялись материалы, в которых оппоненты как раз обвиняли Саргсяна в готовности «сдать» Азербайджану пять районов.
Что касается Азербайджана, то два года назад он продемонстрировал свою способность вернуть оккупированные земли военным путем. И если сегодня для урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта сложилась более благоприятная ситуация, то важную роль тут играют, как заявил Президент Азербайджана, «наши растущие сила, потенциал, экономическая, военная, политическая мощь». О нашей мощи свидетельствует и тот факт, что войсковым частям Государственной пограничной службы приказано занять боевые посты и военные объекты на участке госграницы с Арменией, проходящем по территории Газахского и Агстафинского районов. В этой связи российские эксперты не исключают того, что армейские подразделения готовятся к выполнению более серьезных задач.
Растерянность армянских экспертов
Однако ряд армянских экспертов не разделяет нашего вполне обоснованного оптимизма. Как считает политтехнолог Виген Акопян, на данный момент максимум, о чем можно договориться двум странам, - возобновить переговоры. Возможно, считает он, стороны достигли договоренности о продолжении переговоров в старом формате и вокруг Мадридских принципов, тем более что Пашинян заявлял, что Армения не пойдет на уступки, пока не будет ясно, на какие уступки готов Азербайджан. То есть на повестке стоит вопрос «территории в обмен на мир» и нет ни одного вопроса о статусе Нагорного Карабаха, который является приоритетным для Армении.
Но позволим себе заметить, что Вигену Акопяну следовало бы самому разобраться с Мадридскими принципами, прежде чем делать столь глубокомысленные выводы. Ведь поэтапный принцип, заложенный в этом документе, говорит о том, что сначала должны быть выведены оккупационные войска с территории Азербайджана, чтобы беженцы вернулись к родным очагам, и лишь потом будет решаться вопрос статуса Нагорного Карабаха.
Как считает политолог Анжела Элибегова, вопрос пока остается в рамках нейтральных дипломатических формулировок, а азербайджанская сторона после Милана уже несколько раз говорила о том, что были созданы все условия для того, чтобы согласовать общее заявление впервые за долгое время и наметить прорыв в переговорах. Но она признается, что не понимает, о чем идет речь, однако «в 2019 году будет уже видно по динамике встреч». По ее мнению, если азербайджанская сторона позитивно настроена, то это вполне может быть просто игрой на публику и опосредованным давлением на армянскую сторону, чтобы подготовить выгодную для себя почву.
По мнению директора Института Кавказа политолога Александра Искандаряна, речь идет о том, что после смены руководства в Армении переговоры в рамках Минского процесса реанимированы и они будут продолжаться в 2019 году. Заявление связано со сменой власти в Армении, говорит он, поскольку за ней последовала определенная пауза во внутриполитической дискуссии.
Налицо растерянность армянских экспертов из-за невладения ситуацией.
Экс-власти потребовали объяснений
Оптимистический настрой азербайджанской стороны весьма насторожил экс-власти в Армении. Зампред Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов даже потребовал у армянских властей отчитаться о сложившейся ситуации и выступить с комментариями по последним заявлениям Азербайджана. «За последние два дня из Азербайджана мы слышим заявления и выступления, которые вызывают озабоченность, особенно в том контексте, что армянские власти и премьер-министр пока молчат», - сказал Шармазанов, заметив, что эти заявления вызывают озабоченность, особенно в контексте заявлений Мамедъярова по итогам миланской встречи.
Пришлось пресс-секретарю МИД Армении Анне Нагдалян пояснить непонятливым, что достигнутые в Милане в рамках Совета министров ОБСЕ договоренности между главами внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана уже были опубликованы ведомством. А главным достижением этой встречи является договоренность интенсивно работать по последующему ослаблению напряжения в зоне конфликта и подготовке народов к миру.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать