• вторник, 19 Марта, 09:13
  • Baku Баку 8°C

О «30 миллионах» Сашика Саргсяна, «Голден Пэлес» и остальных: каков путь к дани примирения?

17 декабря 2018 | 16:46
О «30 миллионах» Сашика Саргсяна, «Голден Пэлес» и остальных: каков путь к дани примирения?
Во время предвыборной агитации на выборах в Совет старейшин Еревана, на митинге в общине Давидашен премьер-министр Никол Пашинян, комментируя состояние брата Сержа Саргсяна Александра Саргсяна, сказал, что «Сашик Саргсян только в одном из банков Армении имеет 30 млн долларов». На вопрос о том, что случилось с этими деньгами, вчера директор СНБ Артур Ванецян в эфире Радио Азатутюн ответил: «Возбуждены уголовные дела, ведется предварительное следствие. Вы слышали, что посредством различных СМИ они заявили, что готовы вернуть, а не пожертвовать, эти деньги. Думаю, возвращение денег состоится в ближайшее время. Согласно статьям Уголовного кодекса, на все эти средства наложены аресты, соблюдены все процедуры, эти уголовные дела будут идти в своем русле, и эти суммы будут возвращены в государственный бюджет Армении».
В Армении, по сути, начался некий процесс, о котором Никол Пашинян заявил еще на митинге 17 августа. Различные олигархи, которые проходят по тем или иным уголовным делам, выражают готовность вернуть государству собственность, деньги – в надежде, что будут удостоены более гуманного отношения. Во всяком случае, с подобными заявлениями выступили генерал Манвел Григорян, бывший глава Таможенной службы Армен Аветисян, брат бывшего президента Армении Сержа Саргсяна – Сашик Саргсян.
Различные страны мира на, так сказать, переходных этапах, когда был совершен переход от авторитарного управления к демократии, имели такие этапы. Условно говоря, речь идет о так сказать дани примирению, когда представители крупного капитала вполне легальным путем возвращали государству определенную часть своей собственности – ожидая примирения с обществом. Это предполагает легализацию бизнеса, закрепление социальной ответственности капитала. В мировой практике эту процедуру принято называть термином «дань примирению».
Вся проблема в том, что мы имеем дело с неким емким, многослойным процессом, обеспечение которого трудно представить в условиях действующего законодательства, сегодняшней системы правосудия. В этом контексте придается значение созданию институтов переходного правосудия. На митинге 17 августа о необходимости именно этого и говорил Никол Пашинян. Само собой понятно, что в период деятельности старого парламента едва ли мог был быть принят подобный законодательный пакет, потому что НС представляло старую систему, и трудно представить, что институт, имеющий реваншистские амбиции, мог бы пойти на подобный революционный шаг.
Одной из первоочередных задач сформированного после парламентских выборов 9 декабря нового Национального Собрания, мы считаем, должно быть принятие всеобъемлющего законодательства о создании органов переходного правосудия.
Очень важно, чтобы общество не ассоциировало переходное правосудие с чрезвычайными судами или карательной машиной: это институты, непосредственная функция которых призвана устанавливать истину и способствовать становлению общественной солидарности.
Принципиально важно, чтобы связанные с олигархией дела расследовались исключительно легальным путем, принимались персонифицированные решения и возвращение денег или собственности государству происходило в рамках исключительно правовых процедур – с целью действительно сформировать культуру общественного примирения и исключить раскулачивание.
В обратном случае, велики риски, что можем повторить плохой прецедент путинской России, когда под лозунгом «социальная справедливость» государство вынудило представителей олигархии к примирению не с обществом, а, по сути, с новой властью. Этот путь предполагает не ликвидацию олигархии, а трансформацию олигархии – под диктовку политической конъюнктуры.
1in.am
banner

Советуем почитать