• вторник, 19 Марта, 12:56
  • Baku Баку 8°C

Летописец Президента

15 декабря 2018 | 11:29
Летописец Президента

НАСЛЕДИЕ
С годами мы вновь и вновь анализируем минувшие события и все глубже осознаем величие личности Гейдара Алиева. Любовь и уважение народа к гениальному лидеру нации растет с каждым годом, и наглядным свидетельством этого является нескончаемый людской поток в Аллею почетного захоронения 10 мая и 12 декабря.
Гостья нашей редакции - создатель и учредитель Музея миниатюрной книги Зарифа ханым Салахова, с июня 1970-го по март 1981 года работавшая в ЦК КП Азербайджана заведующей сектором партийной информации отдела организационно-партийной работы, который был мозгом ЦК. Информации, которые шли в Политбюро за подписью Гейдара Алиева, исходили из ее сектора, и за 11 лет работы не было ни одного замечания по содержанию и качеству. Посетив могилу общенационального лидера Азербайджана, она сочла нужным поделиться с читателями газеты «Каспiй» своими воспоминаниями о встречах с незабываемой личностью, оставившей яркий след в истории нашей страны.
- Зарифа ханым, в вашей музейной коллекции немало книг, посвященных Гейдару Алиеву. Расскажите, пожалуйста, что послужило импульсом к их изданию?
- 3 октября 1993 года Гейдар Алиев был избран на первый президентский пятилетний срок, а 10 октября во дворце «Республика» состоялась церемония инаугурации, где я имела честь присутствовать. Гейдар Алиев в течение часа и десяти минут произнес свою блестящую программную речь. После церемонии я решила, что должна издать эту речь в миниатюрном формате. Как мне в голову пришла эта мысль? Дело в том, что в моей коллекции миниатюрных книг была инаугурационная речь американского президента Джона Кеннеди, изданная в Голландии после его гибели.
В тот период у меня не было возможности издать в Баку миниатюрную книгу с программной речью Президента на азербайджанском и английском языках и отдельно - на русском и английском. Я нашла спонсора, им оказался бывший сотрудник типографии Общества книголюбов Алик Нисанов, коренной бакинец, который переехал в США в начале 90-х, а в конце 1994-го прилетел в Баку создавать свой бизнес. Я попросила его помочь мне с изданием. Он откомандировал меня в Москву, и в 5-й образцовой типографии была издана «Клятва на верность Родине, государству, народу» на русском и английском языках, а на азербайджанском и английском я издала ее позже, уже в Баку.
- Как отреагировал Гейдар Алиев на столь необычный подарок?
- В середине апреля 1995 года в филармонии отмечалось 60-летие азербайджанского поэта Мамеда Араза, куда были приглашены и мы с братом - Таиром Салаховым. Нас предупредили, что после мероприятия Гейдар Алиев будет встречаться с творческой интеллигенцией. Я посоветовалась с братом насчет вручения Гейдару Алиеву этой миниатюры и он одобрил мою инициативу. В кабинете директора филармонии и прошла эта встреча. Вместе с Гейдаром Алиевым присутствовала и его внучка Лейла, которой на тот момент было лет 12. Атмосфера была оживленная, по-семейному теплая и непринужденная. И когда Гейдар Алиевич встал, я прошла вперед, чтобы преподнести ему миниатюру. Охрана остановила меня, но Рамиз Мехтиев жестом показал, чтобы меня пропустили. Подойдя к Президенту, я сказала: «Позвольте от имени присутствующих преподнести Вам Вашу инаугурационную речь».
Гейдар Алиев вернулся на место и подозвал моего брата Таира, который скромно стоял позади собравшихся: «Что ты сделал с Зарифой, я не узнал ее?». Возможно, я выглядела уставшей, работая в ЦК по 10-12 часов ежедневно...
Я показала миниатюру Гейдару Алиевичу и сообщила, что она на двух языках - русском и английском, формат книги 38х53 мм, сколько в ней страниц и количество фотографий. И высказала мысль, что хорошо было бы организовать презентацию этой миниатюры.
В первых числах мая во время встречи брата с Гейдаром Алиевичем была озвучена дата проведения презентации - 3 июня 1995 года.
В назначенный день в зале зарубежной литературы Национальной библиотеки, которая только была отремонтирована и обставлена мебелью при поддержке зарубежных нефтяных компаний, я выставила 2000 миниатюрных книг. Выступая, сказала: если мне дадут помещение, я создам Музей миниатюрной книги и завещаю его городу.
В своем выступлении Гейдар Алиевич дважды сослался на мое выступление, но обошел молчанием мое предложение по поводу завещания. Рассматривая выставленную экспозицию миниатюрных книг, он спросил: «Зарифа, все эти книги - твои?». Я ответила, что здесь выставлено лишь 2000 экземпляров, а у меня их 4000. Президент обратил внимание на издание «Фархад и Ширин» А.Навои и спросил, где она издана, в каком году, на каком языке. Я проинформировала Президента об этом и спросила, понравилась ли ему эта миниатюра. Получив утвердительный ответ, я подарила уникальный экземпляр Гейдару Алиевичу.
Должна подчеркнуть, что Гейдар Алиев никогда ни у кого никаких подарков не брал. Затем он обратил внимание на книгу художника Н.Рериха, жившего в Индии. Я подарила ему и эту мини-издание. Внимательно рассматривая экспозицию, он обратил внимание на факсимильное издание «Евгения Онегина» А.Пушкина 1837 года издания. Президент поинтересовался, как эта книга попала ко мне, на что я ответила, что история об этом умалчивает. И эту мини-книгу я подарила Гейдару Алиеву, после чего он сказал: «Ну хватит, Зарифа, две ты уже подарила». Также я показала ему десять миниатюрных томов Эриха Хонеккера и сказала: «ГДР нет, а книги остались!». Он внимательно посмотрел на меня и сказал: «Вот книги-то и остаются!».
- Однако ваш музей был создан при непосредственном участии Гейдара Алиева, не так ли?
- После этого мероприятия прошло пять месяцев, я написала в мэрию письмо о предоставлении будущему музею помещения. Прошло еще четыре месяца, мне позвонили из архитектурного управления и сказали, что им поручено пройти со мной по Ичери шехер и выбрать место для будущего музея. Директор исторического заповедника заявил, что пустых помещений и мест в Крепости нет (кстати, через три дня его сняли с этой должности). Тем не менее, мы начали обходить территорию Старого города, где в то время было много обветшалых домов, которые кому-то принадлежали. И когда подошли к месту, где сейчас расположен музей, архитекторы не осмелились даже сказать, кому принадлежит это место.
Прошло еще три месяца, а решения исполкома Баксовета все не было. Я поинтересовалась у главного архитектора Э.Гасымзаде, почему так долго не решается вопрос, на что он ответил, что документы давно отослали в мэрию. Я тут же пошла к мэру Р.Аллахвердиеву. Перебрав лежащую у него на столе стопку материалов, он позвонил своим помощникам и, получив отрицательный ответ, позвонил Э.Гасымзаде и потребовал немедленно передать ему план расположения отведенного под музей помещения.
Короче, решение было вынесено. Три года ушло на строительство здания музея. В течение восьми месяцев я обошла почти все зарубежные нефтяные компании, чтобы они помогли с обустройством. Скажем, Statoil выделил нам средства на три витрины, Penzoil - на мраморные напольные плиты, «Баккондиционер» - два кондиционера и т.д.
И 23 апреля 2002 года состоялось открытие Музея миниатюрной книги. Почему именно 23 апреля? В этот день в 1616 году скончались Шекспир и Сервантес, и по решению UNESCO этот день во всем мире отмечается как Международный день книги и авторских прав. В 29 витринах было выставлено 3200 миниатюрных книг, изданных в 62 странах мира. Гейдар Алиевич должен был принять участие в церемонии открытия, но в те дни в Ашгабате проходил саммит глав независимых бывших советских республик. После возвращения Гейдар Алиев поручил своей помощнице Диляре ханым Сеидзаде узнать, как прошло открытие музея. Она мне позвонила, и я сказала, что открытие прошло хорошо, только первого канала не было. Представьте, через полчаса представители первого канала были в музее.
Я с полным правом могу заявить, что Музей миниатюрной книги - это детище нашего общенационального лидера. Гейдар Алиев действительно был выдающимся, дальновидным политиком, он оценил значимость моей коллекции не только для культуры Азербайджана, но и для всего мира. И ярким подтверждением этому служит тот факт, что 2913 уникальных миниатюрных книг из моей коллекции попали в Книгу рекордов Гиннесса.
- Кстати, а как пришла идея обратиться в Книгу рекордов?
- Я выписываю некоторые московские издания и в одной из газет прочитала, что кто-то в Америке отрастил ногти в 3,5 метра, а какой-то индус отрастил усы длиной в 5,5 метра - и они попали в Книгу рекордов Гиннеса. Я позвонила директору Государственного историко-архитектурного заповедника «Ичеришехер» и попросила выделить мне англоязычного сотрудника, чтобы мы подали заявку в Книгу рекордов. Сказано - сделано. Мы подготовили все документы и подали заявку. Сначала получили электронный ответ о том, что по причине большого количества заявок нам придется немного подождать, но уже через десять дней нам прислали пакет материалов, на которые мы должны были ответить. Самым первым требованием был формат миниатюрной книги, который по их стандартам равняется 75х75 мм по странице, а в СССР формат был 100х100 мм. Именно по этой причине в Книгу рекордов Гиннесса попало, как сказано в сертификате, «2913 уникальных миниатюрных книг из коллекции Салаховой Зарифы Теймур гызы».
- Но за прошедшие годы вы значительно расширили экспозицию музея и даже открыли филиалы в регионах.
- В прошлом году мы отметили 15-летие музея, и сегодня здесь выставлено уже 5680 книг, изданных в 82 странах мира. В 2014-м я открыла филиал музея в Нахчыване во Дворце Гейдара Алиева, на втором этаже - в 14 витринах там выставлено 1120 книг. В мае 2016-го в центре Гянджи открылся филиал Музея миниатюрной книги с 1060 книгами. А в прошлом году - филиал в шекинском Мархале, где в 7 витринах выставлено 660 книг.
За 15 лет наш музей посетило иностранных туристов в два раза больше, чем азербайджанских граждан.
- Зарифа ханым, расскажите, как иностранцы реагируют на ваш музей, какие у них впечатления?
- Бывший директор заповедника «Ичеришехер» Микаил Джаббаров как-то раз позвонил мне и сообщил, что у них находится эксперт UNESCO и хочет посетить наш музей - возможно, он даст ценные советы. После осмотра экспозиции эксперт, хорошо владеющий русским языком, спросил, почему мы не продаем билеты. Я ответила, что эти расходы обойдутся дороже, чем бесплатный вход в музей. И тогда он поинтересовался, а ведем ли мы учет посетителей? Я показала ему журнал, где были зафиксированы дата посещения, количество взрослых, студентов, школьников, дошколят и иностранцев. Вся эта статистика подсчитывается нами за неделю, месяц, квартал, год и т.д. Эксперт внимательно просмотрел весь журнал учета посетителей по месяцам, годам и, подняв голову, сказал: «UNESCO должно поучиться у вас!».
С иностранцами происходят очень интересные истории. В последние годы у нас был турист из Южной Кореи, и он обратил внимание на отсутствие флага их страны. Через некоторое время я получаю бандероль с пятью книгами из Южной Кореи вместе с их флагом. Или из Австралии. Мы получили письмо от известного в мире мастера, делающего деревянные прессы для миниатюрных и малоформатных книг, который пишет, что его американский друг сообщил ему об этом музее и он посредством интернета ознакомился с экспозицией. «Я буду горд, если вы примите образцы моих прессов и они будут выставлены в вашем музее», - написал он. Я тут же отправила ему пять миниатюрных книг, изданных мною, а в ответ получила три пресса, которые сегодня выставлены в музее рядом с флагом его страны.
В 2010 году в Баку состоялся биеннале, в котором принимал участие известный в мире скульптор с супругой-художницей. Когда их друзья в США узнали, что они летят в Баку, каждый из них сделал миниатюру так, как он представлял мини-книгу, и передали
47 уникальных экспонатов в наш музей. Посольство США в Баку по этому поводу издало буклет в 2500 экземпляров на двух языках, со вступительным словом советника посла по культуре и самого скульптора, цветными фотографиями подаренных мини-книг с указанием их авторов и названия изданий.
А в прошлом году 14 июля мне позвонили из Таиланда и на чистейшем русском языке сообщили, что ровно через месяц, 14 августа, в Баку для посещения моего музея на своем самолете прилетит принцесса Таиланда. Они звонили, потому что дата попадала на понедельник, а для музея это выходной день. Так вот принцесса Таиланда прилетела 14 августа и в тот же день посетила наш музей, привезя с собой 38 миниатюрных книг в подарок музею, среди которых была изданная ею самой миниатюра об ее отце - короле Таиланда, правившем страной 70 лет! Принцесса сочла для себя гордостью, чтобы книга о ее отце хранилась в моем музее. Она внимательно осмотрела всю экспозицию, много фотографировала и оставила отзыв в Книге почетных гостей: «Я потрясена этой уникальной коллекцией!».
А два месяца назад мне позвонила женщина из Будапешта и сообщила, что побывала в нашем музее и высылает мне 20 миниатюрных книг 1979 года издания. Потом она приехала сама и привезла еще семь книг. Представляете, какая популярность у нашего музея!
В мировом рейтинге наш музей среди остальных 56 бакинских музеев имеет наивысший рейтинг - 4,75, и во многих отзывах иностранные туристы отмечают, что вход в музей бесплатный. А сколько добрых слов сказано о нашем музее в иностранной прессе! Я хочу сказать, что Музей миниатюрной книги - еще одно подтверждение гениальности и прозорливости общенационального лидера Гейдара Алиева!
- Расскажите подробнее об изданиях, посвященных Гейдару Алиеву
- Начиная с 1995 года по сегодняшний день я издала 28 миниатюрных книг, связанных с деятельностью нашего великого лидера. К 75-летию Гейдара Алиева я выпустила книгу «Azərbaycan neft strategiyası. Əsrin müqaviləsi», которая издана в Мюнхене, и памятную медаль с портретом общенационального лидера, на обороте которой выгравирована цифра 75. После издания этой книги с медалью, 7 мая 1998 года я была принята Гейдаром Алиевичем. Наша беседа длилась 45 минут. Я показала ему мини-книгу, куда вошли все его речи при подписании нефтяных контрактов - начиная с 20 сентября 1994 года по январь 1997-го, его биография и перечень зарубежных нефтяных компаний, подписавших контракты, значок и медаль. Тираж книги 500 экземпляров. Это был единственный подарок, который Президент преподнес высоким гостям на церемонии по поводу своего 75-летия.
Гейдар Алиевич спросил, почему я решила издать именно это? Я ответила, что за прошедшие пять лет Президентом было решено множество важнейших вопросов, касающихся внутренней и внешней политики. Но самое главное, что останется в истории Азербайджана, - это «Контракт века». Затем он спросил о медали, ведь это была фактически первая медаль с портретом общенационального лидера. Я сообщила, что в Баку сделали гипсовый слепок, но он не подошел по формату, и на Московском монетном дворе мне дали телефон известного московского и европейского медальера Ивана Копыткина. Я позвонила, представилась. В ответ он поинтересовался, имею ли я какое-то отношение к художнику Таиру Салахову. Я ответила, что он мой брат, и Иван Иванович с радостью сказал, что Таир принимал его в Союз художников СССР, и он никогда не забудет этого. Он попросил у меня три фотографии Гейдара Алиева, и через три дня слепок был готов. Гейдар Алиев посмотрел на медаль и, улыбнувшись, сказал: «Первый раз вижу, что на себя похож». И спросил: «Зарифа, что я за это должен?».
Эти слова я всегда вспоминаю со слезами на глазах. Я назвала ему спонсоров, оказавших материальную поддержку этому проекту. И под конец рассказала, что мне несколько раз предлагали вступить в партию «Ени Азербайджан», но я отказывалась, чтобы не подумали, что мне что-то нужно. Я представлю свое заявление лично вам. Гейдар Алиев прочитал мое заявление, что-то написал и, подняв голову, заявил: «YAPa qəbul olundun!». Это было 7 мая 1998 года, причем оригинал заявления остался у меня, а в партию я отдала ксерокопию. Диляре ханым Президент сказал, чтобы она приняла от меня эти подарки и по акту сдала куда следует, и проводил нас.
- Зарифа ханым, вы очень тепло рассказываете об общенациональном лидере…
- Я горжусь тем, что имею возможность в музее рассказывать многочисленным иностранным туристам о том, какой выдающейся личностью был наш Президент Гейдар Алиев, и подтверждением этому служит этот музей и Книга рекордов Гиннесса.
К 90-летию Президента Гейдара Алиева я издала два томика «Нефтяная стратегия Гейдара Алиева» вместе с медалью «Гейдар Алиев - 95». Я пришла в Президентский аппарат, показала книгу с медалью. Мне дали номер мобильного телефона высокопоставленного чиновника ПЕА, которому я звонила на протяжении трех месяцев, но он так и не ответил на мои звонки. Затем я обратилась с письмом к первой леди Мехрибан Алиевой, и через несколько дней из Центра Гейдара Алиева мне позвонили. Таким образом, 20 сентября 2013 года состоялась презентация этого двухтомника, а в конце мероприятия был показан фильм «Быть Президентом», который сняла московская продюсерская компания «Лик Плюс» (1998-2000 гг.).
Римма Казакова, известная русская поэтесса, в июне 1997 года обратилась к Гейдару Алиеву с просьбой о том, что хотят о нем снять фильм, спонсоров найдет Зарифа Салахова. Президент дал согласие, и вся съемочная команда прилетела в 1998 году в Баку. Съемки начались на открытии дома для инвалидов Карабахской войны, продолжались в Баку, Нахчыване, Сабирабаде, где размещались беженцы. В конце фильма в титрах были указаны спонсоры, а я была обозначена как консультант фильма. Сначала фильм планировался на 26 минут, но он получился длительностью в 39 минут. Фильм был снят на двух языках - русском и английском, а телеканал Lider перевел его на азербайджанский язык. На презентации этого двухтомника и фильма присутствовали Диляра ханым Сеидзаде, сестра Гейдара Алиева - Рафига ханым. После окончания мероприятия Диляра ханым сказала, как хорошо, что я пригласила дипломатов, они же не видели Президента Гейдара Алиева, а здесь увидели и услышали его видение всех самых важных вопросов внешней и внутренней политики нашей республики.
Недавно к 95-летию великого лидера я выпустила миниатюру «Награды Гейдара Алиева» вместе с медалью, и в музее состоялась ее презентация.
В декабре 2000 года Д.Сеидзаде положила на стол Гейдару Алиеву изданный секретариатом двухтомник «H.Əliyev.мədəni irsimizin keşiyində», который печатался в Турции. Он просмотрел его и отложил его в сторону, и затем Диляра ханым дала ему план нового двухтомника, связанного с нефтяной стратегией, прочитав который, он сказал: «А первую книгу, связанную с нефтяной стратегией, выпустила Зарифа Салахова - включите ее в эту книгу. И во 2-м томе на страницах 503-506 воспроизведена речь Гейдара Алиева, произнесенная 3 июня 1995 года на презентации мини-книги с его программной речью. А предваряют этот текст слова Гейдара Алиева: «Azərbaycanda miniatür kitabının nəşri sahəsində Zərifə Salaxovanın fəaliyyəti уüksək qiymətə layiqdir». Этот двухтомник стоит в моем музее.
- Зарифа ханым, вы осуществили фантастически сложную и нужную работу. И ее значимость не только перед памятью общенационального лидера, но и перед народом и нашей государственностью с годами будет возрастать, это настоящий гражданский подвиг!
...Вот так завершилась наша встреча с летописцем новейшей истории Азербайджана Зарифой Салаховой, олицетворяющей живую историю нашей страны. Эта женщина провела колоссальную подготовительную и исследовательскую работу, которая под силу фактически целому научно-исследовательскому институту! Ее организованность, железная дисциплина, дальновидность, неутомимость и последовательность, великолепная память и способность систематизировать документы, основательность и точность во всем позволили осуществить на высочайшем профессиональном уровне грандиозные проекты государственного значения.
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать