• вторник, 23 Апреля, 21:35
  • Baku Баку 20°C

Фанаты «Трахтура» и японский флаг

30 ноября 2018 | 10:51
Фанаты «Трахтура» и японский флаг

КОММЕНТАРИЙ
На днях на тегеранском стадионе «Азади» футбольный матч столичной команды «Персеполис» и тебризского «Трахтура» завершился со счетом 0:0. Но пусть не радуются болельщики и фанаты популярной игры - поскольку речь идет о противостоянии персов и тюрок, мы рассмотрим событие, исходя из этого аспекта, тем более что уже который день не утихают страсти вокруг обсуждения этого матча.
Вниманию парламентариев
А точнее событий, развернувшихся вокруг этой встречи. Дело дошло даже до того, что эти события стали предметом обсуждений в иранском парламенте.
Как сообщает портал www.gunaz.az (Южный Азербайджан), несмотря на плохую погоду, около 40 000 болельщиков из разных городов Южного Азербайджана прибыли на стадион, чтобы поддержать свою команду. А на 15-й минуте встречи они начали исполнять «кричалку» с требованием образования на тюркском языке: «Каждому полагается медресе на тюркском языке» («Türk dilində mədrəsə - Olmalıdır hər kəsə»). Тем самым азербайджанцы выразили протест против несоблюдения Ираном статьи 15 собственной Конституции, которая гарантирует гражданам Ирана свободное использование родного языка.
Как и на большинстве матчей, фанаты «Трахтура» и в этот раз подняли азербайджанский триколор. Тем самым они в очередной раз заявили, что являются азербайджанскими тюрками, напомнили иранскому режиму о своей этнической принадлежности.
Фанаты «Трахтура» подняли также японский флаг. Этим наши возмущенные расистским режимом соотечественники хотели показать, что поддерживают зарубежных соперников, а не превратившихся в символы персидского шовинизма «Персеполис» и «Истиглал». Связано это с тем, что на днях японская «Кашима», одержав победу над «Персеполисом», стала чемпионом Азии.
Самое интересное, что это событие стало предметом обсуждения в стенах иранского парламента. В целом в последние годы политика, проводимая в Иране в отношении азербайджанцев, вынуждает к протестам и депутатов, получивших мандаты в Южном Азербайджане. Уже и они не могут терпеть это. Например, депутат от Ардебиля осудил озвученные на стадионе «Азади» шовинистические лозунги и брань в адрес тюрков, а также поддержку страны-оккупанта Армении болельщиками «Персеполиса».
27 ноября депутат Мухаммед Фейзи, выступая в парламенте, предостерег от последствий такого отношения.
«Напоминая об отваге, неизменно проявляемой героическим Азербайджаном, самоотверженности сынов Ардебиля в борьбе за территориальную целостность страны на протяжении последних 500 лет, на их радения во время последней войны, я требую уважения к мужественным сынам Азербайджана. Привлекая внимание к защите Нагорного Карабаха, который всегда принадлежал Азербайджану и находился в культурном пространстве Ирана, и названию Персидский залив, а также событиям, произошедшим во время встречи «Персеполис» - «Трахтур», предупреждаю тех, кто вредит национальной безопасности, и Министерство молодежи и спорта», - сказал он.
Поддержка агрессора недопустима
Поддержка фанатами «Персеполиса» на стадионе «Азади» в Тегеране страны-оккупанта Армении также вызвала возмущение. Депутат от Тебриза Захра Саи в беседе с корреспондентом агентства «Меджлис и Азербайджан» решительно осудила демонстрацию на стадионе баннера с надписью «Арцах».
«Такие действия направлены против национального единства. Это целенаправленная провокация. Азербайджанское население должно должным образом реагировать на такие оскорбления. Я потребую объяснений у министра молодежи и спорта. И если не будет дан удовлетворительный ответ на этот вопрос, то подниму его в парламенте», - сказала она.
Захра Саи также прокомментировала лозунги и брань шовинистически настроенных болельщиков «Персеполиса» в адрес тюрков: «Азербайджан, столицей которого является город Тебриз, играл особую роль в трудные для Ирана времена. Так было во время революции и во время восьмилетней войны. Азербайджан добился больших успехов и в области спорта. Клуб «Трахтур» - один из примеров этих успехов. Как говорит наш Рахбар, «Азербайджан - голова Ирана» и всегда служил Ирану. Он даже был лидером в экономической и культурной сферах. Азербайджан также является колыбелью шиизма в Иране. В любом случае унижение общин (этносов?) неприемлемо, это касается и великой азербайджанской нации (этноса?)».
Депутат от Маранда и Джульфы Мухаммад Хасаннеджад сказал, что демонстрация так называемого «арцахского» баннера - проявление расизма. Он поделился двумя комментариями на своей странице в Twitter по поводу происшествия на матче «Персеполис» - «Трахтур».
«191 год назад, несмотря на все усилия наших предков, Иреван был оторван от Ирана по Туркманчайскому договору. Впоследствии богатый нефтью Бахрейн был без единого выстрела оторван от Ирана. Теперь внуки предателей пытаются стереть со страниц истории предательство своих предков этим баннером».
Второй постинг депутата также содержит осуждение тех, кто поддерживает страну-оккупанта Армению.
Вода и камень, лед и пламень…
Руководитель Исследовательского центра «Атлас» политолог Эльхан Шахиноглу в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» сказал, что некоторые иранские дипломаты возмущаются, когда он пишет в своих статьях, что Тегеран на стороне Армении, а не Азербайджана:
- Однако факты - упрямая вещь. 25 ноября на стадионе «Азади» в Тегеране персидские шовинисты во время матча команд «Персеполис» - «Трахтур» своей тряпкой с надписью «Арцах» продемонстрировали, кого они поддерживают.
Конечно, не все в Иране думают одинаково, но в политических и религиозных кругах Тегерана предостаточно тех, кто отдает предпочтение отношениям не с Азербайджаном, а с оккупантом Арменией. Сторонники тегеранского клуба, вывесив баннер с надписью «Арцах», подтверждают сказанное мною...
Еще добавлю слова иранца, живущего постоянно в Баку, с которым я вместе как-то возвращался домой из пограничной Астары. По его словам, фактически власть в Иране находится в руках азербайджанцев, так как страной из Тегерана управляют переметнувшиеся в персов азербайджанцы или таковые на вполне легальной основе. В Тебризе, впрочем, местные таких уродов не любят, считая их хуже персов. По моим наблюдениям, в остальном (имеется в виду быт) наши соплеменники там свободны - говорят везде на родном языке, слушают свое радио и смотрят азербайджано-иранское ТВ. Поют песни и исполняют мелодии абсолютно те же, что в Баку, но чуть мягче и мелодичнее (такое у них произношение певучее). Правда, в родном языке тамошних азербайджанцев много персидских слов, из-за чего иногда мы их не понимаем вовсе, но чаще понимаем. Впрочем, в нашем языке тоже немало паразитических русизмов.
Это то, что касается личных наблюдений, однако для понимания ситуации предлагаю заглянуть в корень большого противостояния, который восходит к началу XIX века, когда Азербайджан был разделен царской Россией на две части, после чего у англичан появилась возможность в 1925 году посадить на престол впервые за тысячу последних лет этнического перса. То есть южный Азербайджан по-прежнему остается в составе Ирана и не имеет своей государственности, более того, он разбит на несколько провинций.
В отличие от нас, тамошнее население живет в сугубо исламском государстве, о демократическом устройстве общества жители этих иранских провинций могут услышать только в программах зарубежного радио, поскольку телевизионные спутниковые антенны здесь запрещены, газеты, не отражающие точку зрения исламских властей, подлежат закрытию.
Подобная участь, например, постигла некоторое время назад газету «Шамси-Табриз», выходившую в приграничной с нами провинции Ардебиль. Газету запретил исламский революционный суд, по мнению которого, она «отражала интересы сепаратистов, добивающихся отделения территорий и провозглашения на этой территории тюркского государства. Мы помним и заявление иранского духовного лидера аятоллы Хомейни и его последователей о необходимости экспортировать исламскую революцию на соседний независимый Азербайджан. Словом, все эти события, как отмечают наблюдатели, заставили активизироваться в своей деятельности сторонников объединения Северного и Южного Азербайджана. В Тегеране деятельность этих людей называют сепаратистской, в Баку и Тебризе - национально-освободительной борьбой.
Неопределенность или насущный вопрос?
Вопрос о самоопределении Южного Азербайджана ставится уже давно, с тех пор, как он оказался под властью Тегерана, но только сегодня созданы объективные условия для реализации этой идеи, так как там проживает порядка 30 миллионов наших соплеменников, которые не имеют права даже получать образование на родном языке. Как уже говорилось выше, они, да и наши предки тоже, с древнейших времен считали Иран своей родиной, где правили тюркские династии (их перечисление займет несколько страниц убористого текста). Правда, там есть объединяющий религиозный фактор, необходимый для того, чтобы сохранить единство многонационального государства. Но если вы заговорите на азербайджанском языке от Хамадана до Хорасана, все вас отлично поймут.
Тем более что сейчас век не только СМИ, но и всемирной паутины, а интернет - великая сила, не знающая границ. Потому, несмотря на то, что Иран является закрытым государством, азербайджанцы поддерживают связь с заграницей. В Иране есть оппозиция, а за его границами - сильнейшая азербайджанская оппозиция в лице зарубежной диаспоры, которая оказывает сильнейшее влияние на общественное сознание.
Правда, Тегеран располагает сильной машиной подавления инакомыслия, однако если противостояние вокруг футбола обретает ярко выраженные этнополитические черты, то в ближайшие годы мы станем свидетелями больших процессов в Южном Азербайджане, и если он станет правовым демократическим государством, то наши соплеменники непременно восстановят свои неотъемлемые права. Кстати, обратите внимание: в нынешней иранской Конституции черным по белому записано в статье 15: каждая нация имеет право получать образование на родном языке. Но это, похоже, касается кого угодно, даже армян, но только не азербайджанцев. Однако истина заключается в том, что в современных условиях «законсервировать» народ и страну крайне трудно, так что глобальные демократические процессы будут оказывать все большее влияние на национальное самосознание и национально-освободительное движение наших соплеменников по ту сторону Араза.
Поздно думать об ассимиляции
Еще с библейских времен единый народ персидских империй называли двуязычным. Достаточно прочитать великую эпопею «Шахнаме» Фирдовси, чтобы понять, насколько тесно переплелись тюркская и персидская культуры на данной территории совместного проживания. Правда, поэт, будучи персом, писал, что начало противостоянию положил тюрок Афрасияб, но по этому поводу нет исторических сведений, а потому, исходя из нынешних реалий, можно предположить, что конфликт начался из-за провокаций и подковерных комбинаций персидских племен, после чего тюрки развязали большую войну, длящуюся до сих пор.
Так что, думается, уже поздно говорить об ассимиляции целого этноса, составляющего значимую часть единой азербайджанской нации, однако желательно, чтобы иранский «междусобойчик» состоялся подальше от наших границ…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать