• четверг, 28 Марта, 17:45
  • Baku Баку 16°C

Пашинян и Путин побеседовали: стоит ли Еревану спешить?

17 ноября 2018 | 16:55
Пашинян и Путин побеседовали: стоит ли Еревану спешить?
Никол Пашинян 16 ноября провел телефонную беседу с президентом России Владимиром Путиным. Как отмечается в официальном сообщении, в беседе с Путиным были обсуждены актуальные аспекты взаимодействия в рамках евразийских интеграционных объединений. Безусловно, что речь идет о должности генсека ОДКБ. Тем более, что в тот же день Путин провел телефонные беседы также и с Лукашенко и Назарбаевым. Лукашенко и Назарбаев – главные азербайджанские лоббисты в ОДКБ, и они пытаются использовать повод для того, чтобы отобрать у Армении квоту генсека, которая до 2020 года все еще должна принадлежать Армении. Россия в этой связи пока что хранит молчание. Никол Пашинян заявляет, что Армения намерена сохранить квоту. Вчера в интервью ТАСС об этом заявил и министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян. На днях в связи с этим вопросом весьма бурными и любвеобильными мыслями обменялись Лукашенко и Алиев, которые 19 ноября встретятся в Минске. А до этого оба президента обоюдно пригласили послов и признались в любви: Беларусь – Азербайджану, Азербайджан – Беларуси.
И вот после этого происходят телефонные беседы Путина с Пашиняном, Лукашенко и Назарбаевым. Кого Путин убеждал уступить накануне предстоящего в Санкт-Петербурге 6 декабря собрания глав стран-членов ОДКБ, на котором, согласно заявлению, сделанному на саммите в Астане, этот вопрос должен быть решен? Не исключено, конечно, что вопрос и там не будет решен. В конце концов, есть прецедент. Вопрос назначения того же Юрия Хачатурова более года обсуждался от саммита к саммиту. С другой стороны, однако, проблема здесь другая. В ОДКБ Армения поставила вопрос, так сказать, жестко, то есть, в том смысле, является ли ОДКБ серьезной организацией, военно-политическим блоком или нет? Вопрос генсека Армения ставит именно в этом контексте, то есть, не в контексте чести и достоинства Армении, а содержания и серьезности ОДКБ.
Следовательно, отказать Армении – означает вновь подтвердить, что ОДКБ – несерьезная структура. С другой стороны, если потянуть время, то нет сомнений, что и Армения потом будет торпедировать так называемых кандидатов Беларуси, когда очередь дойдет до Минска. Путин по большому счету понимает, что проблема именно в этом. С другой стороны, он, наверное, понимает, что если сейчас уступает Минску и Астане, то этим самым не только остается «в долгу» перед Арменией – в военно-политическом смысле этого слова, но и, по сути, Минск и Москва зафиксируют очередную победу над Москвой. Россия на протяжении лет рассматривала ОДКБ как площадку для своих двусторонних отношений с постсоветскими странами, не обращая внимания на вопрос коллективности этого блока. Тогда как остальные постсоветские страны, в частности Беларусь и Казахстан, в действительности рассматривали ОДКБ в качестве тисков, в которые смогут взять Москву и начать диктовать ей свои условия.
Сейчас Россия столкнулась с некой ситуацией, когда игнорирование союзнического, коллективного компонента поставило ее перед кризисом, и если казалось, что ОДКБ посредством двухсторонних отношений с постсоветскими странами было одним из инструментов влияния или контроля над ними, то сейчас получается, что в действительности ОДКБ является инструментом давления на Россию с двух сторон. Путин не может выйти из этой ситуации без помощи Армении – единственного приличного участника ОДКБ, который полноценно привержен логике военно-политического блока. С другой стороны, возникает вопрос – стоит ли Армении поскорее вывести Путина из этой ситуации, или продление этой ситуации может дать Еревану возможность для политического маневра и затрагивания различных вопросов?
1in.am
banner

Советуем почитать