• пятница, 29 Марта, 05:40
  • Baku Баку 7°C

Так решили США

08 ноября 2018 | 16:54
Так решили США

КОММЕНТАРИЙ
Армянских экспертов очень беспокоит усиление влияния Азербайджана на администрацию президента США Дональда Трампа. Об этом, кроме всего прочего, свидетельствует тот факт, что США не ввели санкций на транспортировку иранского газа через трубопроводы TAP и TANAP.
Что касается Армении, то тут все предельно ясно, поскольку давление со стороны США на этот придаток России продолжится с целью сведения к минимуму отношений Еревана с Ираном.
Как считает руководитель центрального офиса Ай Дата и по политическим вопросам АРФ «Дашнакцутюн» Киро Маноян, «давление продолжится, поскольку так решили США». Правда, ЕС выразил несогласие с подходом США, но это всего лишь свидетельствует о том, что Вашингтон принял единоличное решение. И советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон посетил страны региона, чтобы предупредить их о последствиях непослушания.
Избирательность как метод острастки
Именно избирательность в подходах американской администрации в отношении Азербайджана и Армении подталкивает официальный Ереван к тому, чтобы, продолжая развивать экономические отношения с Ираном, одновременно вести разъяснительную работу с США и ЕС. Но поскольку нельзя одновременно удовлетворять США и сохранять отношения с Ираном, остается лишь одна тщетная по сути затея, заключающаяся в том, чтобы армянская диаспора США объяснила своим властям, что Армения не имеет другой альтернативы. Задача, прямо скажем, неосуществимая.
А тут еще и Европа, которая совсем недавно рукоплескала Армении, во всяком случае, так это представлялось армянской аудиторией, не спешит с ратификацией соглашения Армения-ЕС. Заместитель министра иностранных дел Армении Карен Назарян объясняет это тем, что процесс ратификации соглашения главным образом зависит от конституционных особенностей различных стран-членов ЕС. Это, безусловно, отговорка. Ибо причина лежит на поверхности. И если раньше Европа мирилась с желанием официального Еревана усидеть на двух стульях, то в условиях усиливающейся конфронтации в отношениях Россия - Запад, дирижируемой Вашингтоном, Армении все-таки придется выбирать, с кем она. Вместе с тем беспокойство европейцев связано в первую очередь с тем, что армянская так называемая «бархатная революция» принесла с собой много непредсказуемости, дилетантизма, что вызвало кризис почти во всех направлениях внешней политики Армении, в том числе и в отношениях с ЕС.
Запад не верит на слово
Впрочем, Запад уклончиво и хитро объясняет свою осторожность в первую очередь тем, что ему нужно еще посмотреть, как далеко продвинется и насколько успешной будет в Армении борьба с коррупцией. Почему хитро? А потому, что коррупцию никогда и нигде никто еще не побеждал. Стало быть, Запад оставил себе люфт для отказа в помощи, если таковая понадобится. Кроме того, американцы вместе с европейцами считают, что пока слишком рано обсуждать крупные инвестиции в Армению. И несмотря на то, что консолидированное западное бизнес-сообщество хоть и интересуется возможностями Армении, потенциальные инвесторы предпочитают наблюдать, как пойдут в стране постреволюционные процессы.
Не последнее значение в потере веры в армянскую революцию имеет и долгое ожидание Западом внешнеполитического разворота Армении в его сторону, а если этого нет, то и финансирование может подождать.
А что делает армянская власть? Она, как мантру, повторяет слова о неизменности внешнеполитического курса Армении, при этом не моргнув глазом предавая интересы своего стратегического союзника, косясь на Запад. И не боясь при этом напрочь вывернуть голову. Западные страны, будучи прагматиками, не склонны верить на слово заверениям о мгновенно установившейся демократии, успешной борьбе с коррупцией, равных условиях для бизнеса, отсутствии поборов и налоговых махинаций, и так далее. А так как любой бизнес стремится к минимизации своих рисков, он будет отмерять семь раз, прежде чем отрезать. И отрежет только тогда, когда убедится в безопасности и отсутствии непреодолимых рисков для своих инвестиций.
Месседж из Вашингтона
Возвращаясь к непростому вопросу дальнейшего армяно-иранского взаимодействия, следует отметить, что армянская сторона очень надеется на возвращение Ирана к ядерной программе. О том, что Иран вернется к этой важной для страны программе, заявил и глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф, отметивший, что этот вопрос обсуждается сейчас в стране. Теперь многое зависит не столько от политической позиции европейских участников сделки, сколько от их возможности отстоять сотрудничество своих компаний с Тегераном.
Однако заявление США о том, что под санкциями окажутся те страны и компании, которые будут сотрудничать с Ираном, уже возымело действие, и многие европейские компании спешно сокращают сотрудничество с Тегераном.
Но вот беда, Армения пока не знает, как и чем ответить на месседж из Вашингтона. Учитывая этот месседж, а также заявления советника президента США Джона Болтона в ходе недавнего визита в регион, можно быть уверенным, что Соединенные Штаты готовят намного более жесткую политику в отношении Ирана, и на поблажки Армении рассчитывать не приходится, поскольку пока неясно, в какой мере озвученные в Ереване заявления Болтона будут реализованы на практике. В этой связи армянское экспертное сообщество предлагает «активно действовать и в дипломатии, и в лоббировании, и в работе с диаспорой, чтобы повлиять на позицию США». Однако армянам отныне никто не верит - ни Европа, ни США, ни даже Россия. В этой связи, думается, вряд ли армянской дипломатии удастся договориться по этому вопросу с Вашингтоном. Особенно в условиях так пугающего армянскую сторону усиливающегося влияния Азербайджана на администрацию Трампа.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать