• четверг, 25 Апреля, 00:24
  • Baku Баку 19°C

Пекин слезам не верит

03 ноября 2018 | 10:01
Пекин слезам не верит

Такого никогда не было, однако произошло: премьер-министр Пакистана Имран Хан находится с пятидневным официальным визитом в столице Китая - Пекине.
По сути, двум странам есть что обсудить относительно международной повестки дня, в том числе недопустимость поведения американцев, которые пытаются подмять под себя всю мировую экономику. Возможно, стороны обсудят опасность высокоскоростного развития Индии, которая беспокоит обоих партнеров. Так-то оно так, но все-таки это как бы прелюдия к основному действу.
Платите по счетам
В течение последних десяти лет, пока Исламабад разгонялся для серьезного противостояния Вашингтону, но так до конца и не разогнался, ему приходилось брать ссуды, причем немалые, на стороне, и этой самой стороной согласился стать противодействующий заокеанской столице Пекин. Так вот, сумма кредита немалая ($62 млрд), причем все это взято у Китая в рамках инициативы Си Цзиньпина «Один пояс - один путь» (BRI) в виде займов на развитие автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. Однако из-за прекращения заокеанской поддержки и возникшей в связи с этим сложной финансовой ситуации в выплата, мягко говоря, затягивается. При этом растущая неспособность Пакистана обслуживать свой долг привела к росту антикитайских настроений среди пакистанского общества, что побуждает правительство Имрана Хана форсировать решение проблемы, оттого оно и стремится либо быстро погасить свою задолженность перед Китаем, либо перевести выплаты в иную плоскость - передать или продать часть активов, отдать в долгосрочное пользование пару провинций. Конечно, это было бы слишком, но что-то делать с этим надо, тем более что Пакистан вынужден рассматривать возможности для дополнительного обеспечения финансово «голодной» экономики кредитами. Теперь правительство перед дилеммой: занять у МВФ или у других субъектов (несмотря на то, что первоначально Хан выступал против этих переговоров), в частности у Саудовской Аравии и Китая. Так что от решения, принятого Цзиньпином, зависит многое, в том числе ориентация близкой нам исламской страны в международном политическом пространстве.
Пакистан является важным союзником Китая в регионе. Особенностью взаимоотношений является общая напряженность в делах с Индией. У Исламабада к Нью-Дели имеются территориальные претензии, что же касается Пекина, то Индия для него - главный экономический конкурент в регионе. Однако экономическая зависимость и растущее влияние Китая вызывают опасения у Пакистана и оказывают негативное влияние на союзнические отношения.
Впрочем, в настоящий момент Китай сталкивается с негативной реакцией в отношении своей инициативы «Один пояс - один путь» не только в Пакистане, но и в других странах и у себя дома. Дело в том, что в отличие от западных кредиторов, КНР не требует от своих партнеров соблюдения строгих условий в отношении коррупции, прав человека или финансовой устойчивости. Подобный подход к инвестициям подпитывает коррупцию, в то же время обременяя правительства новыми долгами. Граждане многих стран также негативно относятся к китайской инфраструктурной инициативе - об этом свидетельствуют результаты выборов различного уровня. Похоже, что этот проект не расширяет возможности «мягкой силы» Китая, а совсем наоборот.
Наглядные примеры
Так, результаты выборов в Малайзии в мае 2018 года показывают наличие разногласий в обществе относительно перспектив «единого пояса». Премьер-министр этой страны Махатхир Мохамад открыто выступил против усиления влияния Китая, раскритиковав своего предшественника Наджиба Разака за то, что тот одобрил дорогостоящие инфраструктурные проекты в рамках проекта Поднебесной, для реализации которого требуются крупные китайские кредиты. Мохамад обвинил Разака в том, что он пытался создать иллюзию развития, в то время как сам он вкупе с соратниками разворовывал государственный бюджет. С момента своего вступления в должность Мохамад отменил два крупнейших китайских инфраструктурных проекта в Малайзии: строительство железной дороги стоимостью $20 млрд и газопровода стоимостью $2,3 млрд. Премьер-министр заявил, что страна не способна выплатить китайские кредиты.
Недавно Мальдивские острова также обратили пристальное внимание к «назойливым» проектам. Нынешней осенью (в сентябре) демократ и реформатор Ибрагим Солих одержал на выборах победу над президентом Абдуллой Ямином, и тоже именно благодаря негативному отношению общества к крупным заимствованиям из Китая, которые позволили бы Пекину установить контроль над небольшой страной.
Солих также пообещал пересмотреть часть проектов. Правда, маловероятно, что он откажется от крупных китайских сделок на общую сумму в $1,3 млрд, включая строительство моста в столице - Мале, однако он явно дал понять, что готов коренным образом пересмотреть отношения с Пекином.
Особые отношения складываются у Поднебесной со странами Африки, которые поначалу тоже были недовольны излишней опекой Вашингтона. В августе в Кении началась борьба с коррупционерами, связанными с проектом строительства железной дороги между городами Найроби и Момбаса. Другие страны, такие как Уганда и Замбия, тоже начинают беспокоиться, поскольку китайские кредиты быстро становятся неустойчивыми и не обладают достаточной прозрачностью. Страны обеспокоены отсутствием устойчивости своих долговых нагрузок и тем, что они берут китайские кредиты и платят китайским компаниям за строительство инфраструктуры по более высоким ценам.
Глубинные причины
Почему страны начинают менять свое отношение к китайским инвестициям? Основная причина заключается в том, что, как выяснилось, в реальности процентные ставки китайских кредитов часто превышают процентные ставки льготных кредитов таких международных организаций, как Всемирный банк, которые отказывали тем или иным странам в выдаче кредитов из-за роста уровня задолженности.
С другой стороны, отказ Китая от разумных гарантий (необходимый уровень финансовой устойчивости, отчеты о состоянии окружающей среды и антикоррупционный контроль) привел к росту коррупции, долгов, экономической неустойчивости либо появлению нежизнеспособных инфраструктурных проектов. Из-за крупных коррупционных скандалов, связанных с инициированными Пекином проектами, граждане многих стран пришли к выводу, что Поднебесная нарочито способствует развитию коррупции, потому что это ей выгодно.
Думается, скорее всего, в ходе своего визита Имран Хан попытается добиться пересмотра условий проектов. Вероятность того, что это ему удастся, невелика, поскольку руководство компартии Китая до сих пор не воспринимает финансовые и политические реалии, которые приводят к негативной реакции в странах-партнерах в отношении ее начинаний. С момента начала реализации инициативы «Один пояс - один путь» Пекин рассматривает любую критику в адрес данной инициативы как отказ воспринять его несомненное верховенство, на котором он мягко настаивает. Так что, скорее всего, Имрану Хану все же придется просить кредиты у Всемирного банка, МВФ или стран Залива, а это все равно что просить у Вашингтона. Дружественная ему Турция сегодня сама нуждается в финансовых вливаниях, остается вариант с состоятельным Катаром...
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать