• пятница, 29 Марта, 10:01
  • Baku Баку 5°C

Федот почти тот

30 октября 2018 | 12:00
Федот почти тот

ВЗГЛЯД
В минувшую субботу в Стамбуле состоялся давно ожидаемый саммит с участием политического руководства Турции, России, Франции и Германии. На трехчасовом мероприятии (без учета двусторонних встреч), посвященном обсуждению военно-политической ситуации в Сирии, путям урегулирования конфликта, а также восстановления страны, помимо Эрдогана, Путина, Макрона и Меркель, присутствовал специальный посланник ООН по Сирии Стефан де Мистура.
По его итогам было опубликовано совместное заявление, в котором говорилось, что режим прекращения огня будет продлен, также продолжится и борьба с террористическими группировками. Примечательно другое – сделан важный шаг, в том смысле, что, наконец, между сторонами была достигнута договоренность о создании до конца года Конституционного Комитета, который разработает новую конституцию страны, раздираемой гражданской войной.
Важный приоритет
В качестве хозяина мероприятия в основном выступал президент братской страны Реджеп Тайип Эрдоган, который сразу же «взял быка за рога», заявив, что сирийский конфликт превратился в глобальную проблему именно по той причине, что международное сообщество не считало его своей проблемой. Позиция «моя хата с краю» привела к тому, что бремя невзгод больше всего легло на плечи соседней Турции, а Евросоюз (к сведению присутствовавших там Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона) понял всю степень трагедии только тогда, когда она краем локтя постучалась в его двери – его до смерти напугали десятки тысяч беженцев, и это в то время как Турция приютила у себя 3,5 млн сирийских переселенцев, потратив на гуманитарные нужды (школы, больницы, палаточные городки, продовольствие, транспорт) более $33 млрд!
Проверить подсчеты трудно, да и не нужно этого делать. Цифра эта все время растет, обиженность Реджепа Тайипа Эрдогана на мировое сообщество - тоже (в конце концов, он в свое время обещал открыть свои границы для беженцев в Европу, если та не заплатит каких-то 3 млрд евро, смешная сумма на фоне расходов братской страны). И хотя счетчик для европейцев по-прежнему включен, все-таки официальная Анкара поступает по-джентльменски, держа по-прежнему рубежи на замке, а ведь он мог бы послать весь этот «железный поток» по направлению к Западу, после чего тот бы готов был заплатить любые деньги.
По мнению Эрдогана, сотрудничество, которое было достигнуто в астанинском формате (Турция, Россия, Иран и немножечко правительство Сирии), стало образцом для международного сообщества, однако с номинальным присоединением Франции и Германии мир убедился, что возможно не просто расширить, но и усовершенствовать астанинский процесс, так как чем больше стран будет вовлечено, тем быстрее можно достичь решения проблем.
Турецкий лидер, таким образом, настаивал на том, что никакой новый формат сегодня не возник, а на самом деле просто расширился астанинский, Меркель же и Макрона просто привлекли, наконец, к общественным работам, потому что надо же начинать заниматься делом, как бы они ни сторонились его до последнего момента.
Кстати, Эрдоган по понятным причинам высоко оценил итоги встречи с российским коллегой в Сочи: они решили тогда (что широкая общественность далеко не сразу осознала, между прочим), что военной операции в Идлибе не будет, поскольку Анкара решит вопрос с выходом из демилитаризованной зоны представителей радикальной оппозиции и даже террористов, то есть на самом деле более или менее полноценных остатков регулярных войск…
Между прочим, именно благодаря этому во многом удалось снизить температуру кипения конфликта, относительно сохранив режим прекращения огня и прекратив большое кровопролитие. Приоритет политического решения конфликта над военным, а также возвращение сирийцев на родину под наблюдением ООН нашло отражение и в совместном заявлении лидеров «Стамбульской четверки». Кроме того, была достигнута договоренность о проведении в ближайшие месяцы международной конференции, посвященной проблеме сирийских беженцев.
Меркель в свою очередь заявила, что политический процесс в Сирии, на основе достигнутого соглашения, должен увенчаться общенародными выборами, участие в которых будет обеспечено не только гражданами, находящимся в стране граждане, но также сирийцам, проживающим за рубежом. Эрдоган тут же сказал, что окончательное решение относительно судьбы Башара Асада примет сирийский народ.
Последний абзац достоин перевода с дипломатического языка – это значит, что Стамбул перехватил лидерство у Астаны и Сочи и что повестку дня определяет коллективный Запад, частью которого является Эрдоган, а отнюдь не Владимир Путин, буквально одержимый перспективами правления алевитского клана во главе пусть даже не с Асадом, но человеком, на все сто устраивающим Кремль.
Малюсенький нюанс
После этого президент России заявил, что поддерживает предложение о создании до конца года конституционного комитета. Однако, по его мнению, для того, чтобы разработка конституции была успешной, ситуация должна быть стабильной, а отношение к нынешнему режиму уважительным. В то же время российский лидер выступил против использования выражения «сирийский режим», напомнив, что в документах ООН по-прежнему указывается правительство Сирийской Арабской Республики.
Отвечая на вопрос, обсуждалась ли на саммите судьба Асада, Путин сказал, что судьба какого-либо лица не является предметом обсуждения, в противном случае эта встреча теряет привлекательность ввиду отсутствия созидательного начала. Более того, российский лидер пригрозил, что если повстанцы станут препятствовать процессу политического урегулирования, совершать провокации в Идлибе, то Россия окажет правительству Сирии поддержку (!) в проведении антитеррористической операции.
Проблематичная перспектива
На вопрос о том, как понимать подобный поворот, руководитель Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу сообщил корреспондента газеты «Каспiй», что Кремль понимает суть вовлечения в игру французов и немцев и фактически пригрозил Ак Сараю военными действиями на территории, где сосредоточены турецкие войска:
- Мне пока не ясно, как это будет выглядеть на деле, однако перспектива такого исхода выглядит проблематичной. Сегодня в Сирии схлестнулись интересы многих стран и государственных образований. Кроме этой четверки надо бы отметить Иран и Соединенные Штаты с Израилем плюс опосредованно Саудовскую Аравию вместе с Иорданией.
Следует отметить, что саммит должен был состояться 7 сентября, но по некоторым причинам был перенесен, и теперь, похоже, целью стамбульской встречи активных участников процесса было достижение некоего соглашения. Москва и Анкара принимали участие во встрече как активные игроки. Франция долгие годы имела мандат на управление этой страной, и в настоящее время развертывает 5 военных баз в курдском регионе, может считаться активным участником сирийского процесса. Что касается Германии, она является ключевым игроком в Евросоюзе и важным донором в возможном восстановлении Сирии.
Впрочем, очевидно, что решение относительно будущего Сирии будут в большей мере зависеть от позиции России, Турции и США. Стамбульский саммит был организован в скорее для того, чтобы обсудить вопрос политического урегулирования, а не военного решения. Однако, похоже, что он проводился не в урочное время для принятия решения о будущем устройстве разодранного государства, что подтверждают заявления участников.
С другой стороны, в коммюнике сделан упор на территориальную целость, а это указывает на то, что на саммите особых результатов достигнуто не было.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать