• вторник, 16 Апреля, 22:39
  • Baku Баку 18°C

Обещания Пашиняна, или Власть анонсов

30 октября 2018 | 11:02
Обещания Пашиняна, или Власть анонсов
В Армении степень свободы СМИ в настоящее время находится на беспрецедентно высоком уровне, заявил и.о. премьер-министра Никол Пашинян на встрече с представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлемом Дезиром, подчеркнув, что угрозы свободной деятельности прессы в период его пребывания на посту не будет, пишет «Голос Армении».
Смотря что подразумевать под угрозой: если «уложить лицом на асфальт» или «размазать по стенке», то действительно - не укладывают и не размазывают. Между тем угрозы бывают разные, и попытка дискредитации без предъявления каких-либо доказательств, без указания конкретных имен – тоже угроза, иной раз не в меньшей степени, нежели прямое давление. А подобное в постреволюционной Армении, увы, имеет место быть, в том числе и касательно СМИ.
К примеру, недавно глава Службы нацбезопасности Артур Ванецян заявил о том, что некие СМИ берут деньги за то, чтобы очернить его имя в прессе и публикуют негативные статьи. «Есть недобросовестные СМИ, которые брали большие деньги за то, чтобы написать имя Ванецяна, они уже покрыли так свои кредиты. За то, чтобы написать одну статью обо мне, они берут 3-4 миллиона драмов. Я не подаю в суд, чтобы не говорили о давлениях на СМИ». Однако на вопрос, кто заказчики и кто исполнители, Ванецян ответил: «Я не стану называть имен».
Интересно знать почему? Чтобы Пашинян имел возможность сказать «о беспрецедентном уровне свободы СМИ в Армении»? Только вот какое отношение имеет одно к другому – непонятно. Если речь идет об имеющихся у главы СНБ конкретных фактах беззакония, коррупции, взяточничества и т.д., то какая разница, к кому они относятся, – к СМИ или к кому-то другому? Виновных нужно привлечь к ответственности – ведь, опять же цитируя и.о. премьера, «если закон будет применяться избирательно, то мы не сможем говорить о законности в целом».
А если речь идет о бездоказательных, безадресных заявлениях, имеющих целью дискредитировать все СМИ без разбора, то, следуя подобной логике, к ответу уже следует привлечь самого Ванецяна. Пусть либо скажет конкретно, какие именно СМИ берут по 3-4 миллиона и за счет поклепа на главу СНБ покрывают свои кредиты, либо извинится перед представителями прессы за свои бездоказательные заявления. Потому что иначе любую критическую публикацию власть может преподнести общественности как результат «недобросовестности» СМИ. Не размениваясь на такие мелочи, как доказательства.
В этом контексте хотелось бы видеть более предметную реакцию со стороны журналистской общественности, нежели «стенографию» сказанного главой СНБ. Например, Союз журналистов мог бы как минимум отреагировать соответствующим заявлением. Но промолчали, очевидно, посчитав выступление Ванецяна очередным проявлением его эмоциональной натуры.
Промолчали и тогда, когда премьер заявил, что «некоторые армянские телекомпании, пользуясь неограниченными возможностями свободы слова, фактически решили заняться антигосударственной пропагандой». Опять же не сказав, о каких телекомпаниях идет речь и в чем конкретно заключается «антигосударственная пропаганда», что, надо полагать, при наличии доказательной базы считается серьезным преступлением. А если ее нет, так любую критику в адрес властей можно интерпретировать как «антигосударственную пропаганду» – так, что ли?
Где же здесь свобода слова и отсутствие давления? Я уж не говорю о недавнем публичном заявлении лидера «Процветающей Армении» Гагика Царукяна, дескать, он старается «сделать что-то, чтобы изменить ситуацию в стране, но журналисты мешают ему и разрушают страну». Какие именно журналисты и в чем заключается их разрушительная деятельность, Царукян не сказал. Уж не знаешь, то ли речь идет опять же о неконтролируемых эмоциях, то ли в постреволюционной Армении наметился новый тренд – обвинять журналистов во всех смертных грехах, вплоть до «развала» страны.
С другой стороны, с сожалением приходится констатировать, что подобный тренд наметился не только в отношении СМИ, с подачи властей он стал частью нашей повседневной атмосферы «любви и солидарности», в которой рулят анонсы громких разоблачений – коррупционеров, взяточников, контрреволюционеров, виновников разрушения страны, недобросовестных СМИ… И туман вокруг конкретных фактов. Из той же серии – недавние заявления Пашиняна о «достоверной информации», что какие-то люди, занимающиеся заговорщической деятельностью, вступили в сговор с КС о том, что «в ближайшее время общественность узнает о самом громком в истории Третьей Республики коррупционном разоблачении» – речь идет «об одном депутате», который «должен быть арестован», вышеупомянутые заявления главы СНБ и лидера ППА и т.д. Мы что, превратились в страну анонсов? А где закон?
banner

Советуем почитать