• четверг, 25 Апреля, 00:57
  • Baku Баку 19°C

Фактор доверительности

25 октября 2018 | 15:22
Фактор доверительности

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Расценив отношения своей страны с Азербайджаном, как стратегические и имеющие большие перспективы, советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон не покривил душой. Он высказал вполне ответственную и всецело соответствующую действующему положению вещей истину.
Выстраивать стратегические отношения нелегко, но еще труднее их поддерживать, особенно, когда наличествуют сложности геополитической структуры. В данном случае они связаны с глобальными и региональными факторами.
В азербайджано-американских отношениях имеется надежная база для поддержания взаимной поддержки в будущем. Невзирая на это, отношения в прошлом несколько раз пережили не только взлеты, но и падения, а застрельщиком сложностей неизменно выступал Вашингтон. Помнится, во времена президентства Клинтона, Обамы кривая двусторонних связей не раз резко ниспадала вниз.
Неожиданные кульбиты американского истеблишмента только подтверждали выводы о том, как нелегко дружить с сильными. Азербайджан мудрость этой истины испытал сполна, и искусственно создаваемые неровности отношений его особенно-то и не шокировали.
Баку же неизменно следовал курсу верности обязательствам, вытекавшим из логики связей. Собственно, это фирменный показатель азербайджанской дипломатии, демонстрирующий, насколько важно следовать избранному курсу доверительности. Это позволяет наращивать потенциал преференций, создавать картину предсказуемости. Наконец, постоянство в международных отношениях - это еще и залог стабильности.
Джон Болтон, говоря о высоком уровне азербайджано-американских отношений, ничего не приукрасил. Баку с самого начала, заявив о своих прозрачных намерениях, дал знать Вашингтону о готовности выстроить такого рода отношения, которые вписываются в здоровые представления о полноценном сотрудничестве. Если бы было не так, Азербайджан не стал бы заметной частью глобальной системы безопасности, воссоздаваемой Америкой.
Вашингтон гордится своими достижениями на этом поприще. Сегодня, когда одна из значимых фигур администрации Белого дома столь открыто говорит о стратегических отношениях Баку и Вашингтона, это значит, что стороны добились весомых результатов, будучи в одном ряду.
Ни для кого не является секретом, что Южно-Кавказский регион для Америки представляет исключительно важное значение. Тут не все связано с Ираном, с которым Вашингтон без малого сорок лет выясняет отношения. Регион играет незаменимую роль в спектре коммуникативного действия, и на нем завязаны большие евразийские расчеты. Смыслов здесь много, и главный из них сводится к тому, чтобы в регионе, образно говоря, не было заторов и транспортно-коммуникативная функция была безотказной.
Это сверхважная цель для США, которые приучены думать и решать перспективно. В фокусе непростых отношений Вашингтона с другими мировыми полюсами Южный Кавказ останется тем звеном, от которого будет зависеть геополитический и геоэкономический тонус глобальной политики. Потому фактор стабильности в этом регионе играет безальтернативную роль.
Советник президента США высоко оценил вклад Азербайджана в борьбе с терроризмом в рамках миротворческой миссии в Афганистане, в обеспечение энергетической безопасности Европы, в создание обнадеживающего геополитического ландшафта. На переговорах с Президентом Ильхамом Алиевым, с министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым, да и на своей итоговой пресс-конференции в МИД страны, особо выделил значимость двустороннего сотрудничества в контексте борьбы с международным террором.
Не нужно быть оракулом, чтобы знать - эта борьба будет долгой. Фактически речь идет о задаче, не имеющей окончательного решения. Раз так, то здоровые силы обречены быть на короткой ноге, действовать согласованно.
Взаимодействие США с Азербайджаном выдержало испытание временем, дав более чем весомые результаты. Все совместные проекты работают и оправдывают прогнозные расчеты, и это дорогого стоит. Вот почему Болтон в Баку говорил откровенно, подчеркивая важность фактора доверительности.
Еще со времен Первой мировой войны Южный Кавказ воспринимался западным сообществом, как нечто единое и неделимое. Когда после войны на политической карте появились три новых государства, Запад отнесся к ним с опаской, и только после тщательного анализа местной специфики смирился с рождением суверенных образований. Прошли десятилетия, три страны Южного Кавказа после советизации восстановили суверенитет, но с высоты западных холмов некоторые политические круги по инерции вновь воспринимали Южный Кавказ в виде единого пространства. Однако особенности регионального развития вызвали в их восприятии важные трансформации.
Бесспорно, религиозный фактор, христианская солидарность с момента распада СССР сыграли ключевую роль в том, что американские и европейские круги безоговорочно поддержали Грузию и Армению, а на Азербайджан отрядили остаточный ресурс. Собственно, принятие 907-й поправки в Акт о демократии и проливает свет на тогдашнюю конъюнктуру. Правда, не последнюю роль в их предвзятости сыграл внутриполитический вакуум Азербайджана, царивший вплоть до середины 93-го. Баку приложил немалые усилия, чтобы изменить отношение к себе и наверстать упущенное.
Ныне при упоминании географического понятия «Южный Кавказ» в представлениях западников сразу же возникает образ Азербайджана, как синонима устойчивого позиционирования и реального лидерства.
В турне Болтона по постсоветскому пространству после посещения Москвы Баку стал главным пунктом, где прошли ключевые переговоры и консультации. Тому есть объяснение. Азербайджан реально влияет на формирование геополитического климата, имея четкую позицию по всем проблемным вопросам. Это следствие солидного стратегического багажа, накопленного Баку в результате реализации точечных расчетов.
Действуя осмысленно и наверняка, Азербайджан превратился в сильное звено регионального действа. Элита страны, выступив инициатором крупных инфраструктурных энергетических, транспортно-коммуникационных, промышленных и гуманитарных проектов, превратила Азербайджан в субъект, без участия которого не находит разрешения ни один важный вопрос.
Азербайджан стал одним из значимых игроков евразийского пространства, и это - следствие успешной инновационной концепции реформ. Заметно изменилась сама страна, она же стала менять геоэкономический ландшафт Кавказа, Южной Европы, увеличивая при этом свой стратегический ресурс.
Если бы было не так, то симпатии сообщества, политическая поддержка большинства стран в деле урегулирования армяно-азербайджанского конфликта не были бы на стороне Баку. Сегодня мир знает все об этой проблеме благодаря тонкой дипломатии, которой оперирует азербайджанский лидер Ильхам Алиев.
Прекрасно осведомлены о кризисе и американцы, хотя Болтон выказывает желание постичь его тонкости. В дипломатии и не такое допустимо. Не лишне было советнику услышать от азербайджанских собеседников, что Баку не допустит сохранения статус-кво. Незаконное присутствие вооруженных сил Армении на оккупированных территориях Азербайджана – вот главная причина пробуксовки миротворческого процесса, и с этим придется бороться.
Для Баку подвешенное состояние нагорно-карабахского конфликта намного актуальнее, нежели, скажем, ядерное досье Ирана или торговля людьми, хотя неправомерно оспаривать актуальность и этих дилемм. Однако Вашингтон, как стратегический союзник, все же должен проникнуться беспокойством партнера.
Не может Америка не замечать, как Армения в чувствительном регионе диверсифицирует риски. Ими она опоясывает успешно функционирующие проекты, тот же «Южный газовый коридор», борьбу с терроризмом, наркотрафиком. Да и как можно не замечать очевидного факта сращения армянского террора с международным?!
Отмена пресловутой 907-й поправки могла бы стать показателем изменения отношения американского истеблишмента к южно-кавказским процессам. Болтон об этом высказался в Баку, намекнув на наличие такой возможности, и если Президент Трамп воспользуется своим правом отмены, это может сыграть конструктивную роль для США в региональных процессах. Тем более Болтон заверил, что США высоко ценят роль Азербайджана в регионе и Евразии.
Это признание звучит в очень непростое время, когда Вашингтон усиливает давление на Тегеран, планирует выйти из договора с Россией о ракетных вооружениях, наращивает обороты в борьбе с террором. В свете непростых проблем отношения со странами, с которыми налажен диалог, должны сыграть решающую роль в судьбах мира. И не факт, что роль темы уважения прав человека и демократии для Америки первична, а на ее фоне загубленные права, например, сотен тысяч азербайджанских беженцев и перемещенных граждан неактуальна.
Значимость прав человека - это абсолют не только для американцев, но и для остального мира, и нельзя этим бравировать, где надо и не надо. Да и проблема эта не решает всех противоречий. Наконец, у каждой страны свои демократические институты, которые не менее компетентны в предмете, чем американцы.
Демократия во всех смыслах признает диалог, как основу поиска компромиссов. Она актуальна во всех смыслах и повсеместно. Коль на пути к консенсусу диалог является всему головой, стало быть, и Джону Болтону, и его коллегам нужно внимать тому, о чем говорят партнеры.
Гостя из далека в Баку внимательно выслушали, а внял ли он тому, о чем поведали собеседники? Сдается, что да. Вообще, это великое качество - уметь слушать. Ведь это один из ключей работающей демократии.
Тофик АББАСОВ
banner

Советуем почитать