• вторник, 19 Марта, 08:14
  • Baku Баку 8°C

Авторитет никто не отменял

17 октября 2018 | 13:32
Авторитет никто не отменял

Не знаю, отчего российские СМИ преподнесли решение правительства Башара Асада отбить Идлиб любой ценой, как недружественное. Однако давайте подумаем над тем, для чего диктатор вообще обращался к русским и иранцам за помощью три года назад.
Правильно, именно за тем, чтобы они закрепили расшатавшееся под ним кресло, поскольку он (вместе с ближайшими родственниками) является единственным гарантом их активного присутствия в его «вотчине». Мало что мог сказать асадовский министр иностранных дел Валид аль-Муаллем относительно того, что Идлиб обязательно вернется к Дамаску, и если это не получится сделать мирно, то «есть другие способы». Во-первых, не Москве он угрожал, а Анкаре, а во-вторых, когда Кремль заключал сделку с Ак-Сараем, наверное, просчитал все варианты и, скорее всего, решил проигнорировать интересы ближневосточного сателлита.
Буря в стакане воды
Решение Москвы согласиться на сделку с Турцией по идлибской проблеме вызвало бурную реакцию всех заинтересованных сторон, которые так или иначе вовлечены в решение сирийских вопросов. Поначалу казалось, что для Кремля это - победный ход, так как он избавился от повышенного давления со стороны Запада, который в преддверии операции башаровской армии и российских ВКС в Идлибе сыпал угрозами в адрес Дамаска и всех его союзников.
При этом главным его аргументом было химическое оружие, которое якобы собирался использовать Башар Асад при посредничестве России и Ирана. Москва и Тегеран подливали масла в этот огонь, утверждая, что химатака действительно намечается, только вот исполнителями будут люди, связанные со Штатами и Великобританией. Турки вроде бы были очень дипломатичны и с теми, и с другими, но больше все-таки тяготели к своей игре, ибо соглашаться с обвинениями в адрес союзной ей сирийской оппозиции было просто невозможно. В итоге Кремль избавил себя от этой головоломки и согласился отказаться от наступления.
Это вроде бы сбавило градус напряженности, однако со временем стало выясняться, что российско-турецкое соглашение вообще никого не устраивает - ни Дамаск, ни Тегеран, ни Вашингтон вместе с НАТО. Отсюда и начались угрозы сначала мелких чиновников, а затем и главы МИД Сирии «освободить каждый дюйм», вновь начались пустые призывы готовиться к скорому наступлению на Идлиб и так далее. Однако его потуги были проигнорированы «старшим братом», и тогда он пообещал дать время «российским друзьям проанализировать положение дел» в мятежной провинции.
Что же до идлибских боевиков, включая вооруженную оппозицию, то они также не испытывают радости от турецко-русского «братства». Для них любое российское присутствие в Идлибе неприемлемо, но ведь по условиям договора между Анкарой и Москвой военные обязуются совместно патрулировать демилитаризованную зону. Что касается настроений в наиболее влиятельной группировке «Хайат Тахрир аш-Шам», там все еще сложнее. Ее представители сразу же после оглашения итогов переговоров Путина и Эрдогана заявили, что им «до лампочки» попытки примирения, и они продолжат вести свой маленький джихад.
Нужно легализоваться - запросто…
Но на то и Анкара - она сделала ход конем, мол взамен формального роспуска Джебхат ан-Нусры ее члены - граждане Сирии переходят в более умеренные группировки. Руководителям организации при этом гарантировались хорошие должности в «Национальном фронте освобождения». Кстати, этой возможностью воспользовался Хуссам Салама, успешно перекочевав из одной организации в другую и тем самым легализовавшись. Однако большинство террористов от такого предложения отказалось, да и те, что перешли, сделали это скорее с целью расширить влияние Джебхат ан-Нусры в Идлибе.
На днях ее лидеры распространили интересное заявление, которое поддержали другие группировки - в самом начале говорится об одобрении стремлений турецкой стороны не допустить кровопролития, но далее в тексте всплывает Россия, «вечно обманывавшая исламский мир», так что они заранее знают о ее «грязных намерениях». Словом, раз доверия нет, то и мир с РФ вряд ли возможен. При этом интересно, что в тексте используется словосочетание «российский оккупант», но кремлевское ухо к этому делу привычно - в советские времена об этом на весь мир трубила западная часть соцлагеря, сейчас по делу присоединились Грузия с Украиной и прорумынская часть Молдовы.
Получается, что сочинское соглашение провалено? В Идлиб русским вход заказан, зато турки, имеющие огромный авторитет в суннитской умме исламского мира, могут не опасаться ни боевиков, ни тем более беженцев, миллионы которых проживают и учатся в братской стране. Во-вторых, они добились укрепления своего влияния среди сирийцев - террористы и оппозиция, конечно, ненавистны Дамаску, но они в большинстве своем именно граждане страны, а потому их мнение довольно много значит в Идлибе. К тому же местное население в основном симпатизирует Анкаре, но никак не Вашингтону и Москве.
Головоломка с последствиями
Как рассказал по поводу развертывания ситуации корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, Москва зря тешит себя надеждой, что Анкара в Идлибе будет защищать ее интересы, в крайнем случае она «умоет руки» и прикажет Асаду начать наступление с целью восстановления суверенитета:
- Некоторые маниловы считают, что в ближайшем будущем сирийские государственные чиновники без войны войдут в Идлиб после того, как турки умиротворят местную оппозицию. Начнем с того, что означенная демилитаризованная зона толком так и не создана. При этом на отдельных ее участках есть системы ПВО и танки, большая часть которых принадлежит братской стране, но некоторые «бесхозны».
До недавнего времени рассматривался план совместного российско-турецкого удара по некоторым бандами в Идлибе, но и по этому вопросу возникло недопонимание. Создается впечатление, что Эрдоган уже добился своего, выбив ударную силу курдов из приграничной территории и отдав эти земли в распоряжение вооруженной оппозиции, состоящей из местных арабов.
Кроме того, это объясняется и потеплением в отношениях с США (вспомним недавнее освобождение пастора Брансона, которого Эрдоган обещал «образцово наказать» за пособничество терроризму). Что же до Дамаска, то высокопоставленные представители Асада на переговорах с российскими коллегами отмечают неэффективность мирного соглашения и рапортуют о постоянно случающихся столкновениях на линии разграничения.
Для них приоритетом остается военное решение идлибской проблемы, да и в России этот план, конечно же, не забыт, и он периодически обновляется в зависимости от того, как ведет себя Турция и какой уровень взаимопонимания у нее с вооруженной оппозицией. Но говорить о полноценном наступлении связки Дамаск-Москва на Идлиб в ближайшие месяцы нет смысла, поскольку под удар попадет турецкая армия, после чего Кремль и Ак-Сарай вернутся к исходной враждебной позиции 24 ноября 2015 года. К тому же сейчас ставка делается на создание комиссии по работе над новой Конституцией, где у Анкары опять же преимущество - большинство населения Сирии признает ее самой авторитетной силой в регионе.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать