• пятница, 19 Апреля, 04:49
  • Baku Баку 18°C

Шансы Кочаряна стать премьером в результате заговора окончательно похоронены

10 октября 2018 | 12:35
Шансы Кочаряна стать премьером в результате заговора окончательно похоронены
8 октября в Армении был бурным с точки зрения внутриполитических событий и, по сути, обозначил логику предстоящих парламентских выборов, передает 1in.am.
Уже можно сделать несколько общих выводов.
В вопросе сроков внеочередных выборов правительство не пошло ни на какие уступки, что привело к существенному изменению порядка сил именно внутри парламента. РПА не контролирует не только улицу, но и парламент и собственную фракцию. По крайней мере, два действующих члена фракции РПА вчера публично защитили повестку дня Никола Пашиняна, ППА – меморандумом, а АРФД – пока устно, объявила, что они согласны провести внеочередные выборы в декабре.
РПА оказалась в совершенной блокаде даже в представляющем старую систему парламенте, де-факто и де-юре лишившись большинства. В этом случае очевидно, что РПА не имеет теоретической возможности даже выдвинуть кандидатуру премьер-министра, поэтому внеочередные выборы будет проведены без потрясений и форс-мажорных ситуаций.
В этом контексте шансы Роберта Кочаряна стать премьер-министром в результате заговора были окончательно похоронены: на внеочередных выборах, условно говоря, возможный список Кочаряна имеет нулевые шансы. Кочарян действительно превращается в «политический труп», что, конечно же, будет способствовать тому, что его преступления будут обсуждаться на юридической плоскости – с предсказуемой перспективой.
8 октября на встрече с Гагиком Царукяном Никол Пашинян сказал, что правительство пользуется 90% доверием общества, а это означает, что другие политические силы могут претендовать только на 10%. Конечно, конституционные механизмы предусматривают для оппозиции по крайней мере треть присутствия в парламенте, но политическая картина и логика политических событий не меняются.
С другой стороны, меморандум имеет важное политическое значение в том смысле, что, по сути, восстанавливается статус-кво, существовавший до проведения внеочередных выборов в Ереванский Совет старейшин. Другими словами, Никол Пашинян, подписав меморандум с Гагиком Царукяном, реабилитировал его шансы борьбы за второе место.
В этом контексте примечательно то обстоятельство, что если на предстоящих выборах сторонники РПА или Роберта Кочаряна не будут участвовать в выборах, то Пашинян лишается возможности разыграть контрреволюционную тему: в декларации ППА фиксируется как поддерживающая революцию сила и во время кампании не может быть представлена в статусе «черной». Пашинян, возможно, убежден, что и без этой уловки он сможет добиться убедительной победы для своего альянса, тем более что революционный список на парламентских выборах возглавит именно премьер-министр.
Однако Пашинян, реабилитируя ППА, решает более перспективную проблему, показывая, что его правительству выгодно видеть в роли главной оппозиции команду Гагика Царукяна, которая в политическом и техническом плане не может претендовать на статус альтернативы. В системе Пашиняна ППА, тем не менее, не будет играть той роли, которую имела в годы правления Сержа Саргсяна, но он все же может претендовать на роль «фейковой» оппозиции.
Во время форс-мажорных обстоятельств 2 октября с позиции защитника революции проявил себя альянс «Луйс», который в вопросе внеочередных выборов безоговорочно защищал повестку дня Никола Пашиняна и приобрел законное политическое право на второе место или роль главной оппозиции.
В декларации 8 октября не шла речь о поправках к Избирательному кодексу, однако если, тем не менее, парламент все же успеет их принять, следующее НС должно состоять из четырех партий, и в этом контексте примечательно, что правительство Никола Пашиняна дало условный, так сказать, «запасной» бонус также АРФД, руководителя армянской структуры которой принял заместитель премьер-министра Тигран Авинян, причем практически параллельно встрече Пашинян-Царукян.
Объективно создалась ситуация, что помимо альянса «Луйс», который действительно может претендовать на роль демократического противовеса и собственными ресурсами преодолеет проходной порог, остальным, в том числе ППА и АРФ, «бонус» проходимости должно дать правительство.
РПА явно ставится в положение «вне игры», и эту политическую функцию обеспечивает вице-премьер Арарат Мирзоян, последовательно лишая партию Сержа Саргсяна ресурсов. Несколько дней назад Мирзоян принял Геворга Костаняна, который накануне выступил с заявлением о защите повестки дня Никола Пашиняна, 8 октября гостем вице-премьера был еще один депутат фракции РПА – Тачат Вардапетян, и, несомненно, он объявит сегодня или завтра, насколько важна победа революции.
Но в своей маргинализации РПА должна винить только себя, потому что за последние пять месяцев она потеряла реальную возможность модернизироваться. Если бы РПА вместо разговоров о реформе действительно освободилась бы от криминальной олигархии, то с большой долей вероятности могла бы претендовать на роль главной оппозиции на предстоящих выборах, а сейчас она будет вытеснена за поля новой Армении.
banner

Советуем почитать