• пятница, 19 Апреля, 20:35
  • Baku Баку 24°C

Плотное взаимодействие

14 сентября 2018 | 18:02
Плотное взаимодействие

ВЗГЛЯД
На днях Баку и Тбилиси посетил с визитом министр обороны Израиля Авигдор Либерман. О том, какие цели преследовала эта поездка и к каким результатам она способна привести, спрогнозировал в комментарии газете «Каспiй» известный политолог Тофик Аббасов.
- Азербайджано-израильские связи развиваются по нарастающей, и фактически наши отношения уже имеют статус стратегических. Потому что два государства сотрудничают и плотно взаимодействуют в таких важных сферах, как оборонная промышленность, высокие технологии, туризм, медицинский туризм. То есть в тех сферах, которые предопределяют важность завязок, и немудрено, что стороны имеют большие ожидания, связанные с будущим. И в этом смысле, я бы сказал, неправомерно рассматривать Авигдора Либермана в качестве исключительно министра обороны. Не будем забывать, что он является выходцем с постсоветского пространства - из Молдовы. И на этом пространстве его воспринимают тепло, как своего. Он - человек больших интеллектуальных способностей, и как переговорщик, как контактное лицо обладает массой позитивных ключевых свойств. И в этом смысле он, конечно же, умеет выруливать даже сложные вопросы на ровную гладь, что очень немаловажно в современной практике.
Наш регион для Израиля - ключевой и очень важный. Вопрос не только в том, что этот регион граничит с Ираном - стратегическим противником Израиля, проблема в том, что с годами наш регион играет все более значимую роль в мировой, глобальной политике, особенно на Евразийском континенте. Поэтому энергопоставки, открывающиеся новые коммуникации, более полная реализация интеграционного потенциала Южного Кавказа - все это отвечает ожиданиям Израиля. Поскольку он является одним из ключевых игроков на Ближнем Востоке. И учитывая его не очень-то доброе соседство с арабскими государствами, Израиль вынужден компенсировать это налаживанием и поддерживанием отношений с постсоветскими, особенно мусульманскими республиками. Тем самым израильтяне хотят показать и доказать всему миру, что религиозный фактор выстраивания парадигм сотрудничества и взаимодействия не является для них определяющим. Напротив, они открыты к контактам и готовы сотрудничать с самыми разными мусульманскими народами даже в таких важных направлениях, как оборонная промышленность.
По ходу истории наших отношений и того, как они развиваются сегодня, конечно же, возникает много проблем, которые приходится решать, как говорится, по ходу пьесы, и в данном случае контакты на таком уровне видятся вполне рациональными и востребованными.
Азербайджан, кроме всего прочего, избрал для себя Израиль еще и в качестве одного из двух главных поставщиков вооружениям. Вообще, при приобретении, импорте любых видов продукции колоссальное значение, как известно, имеет соотношение цены и качества. И в данном случае израильская оборонная промышленность - как раз пример идеального партнера. Маленькая страна, которая не имеет богатых природных ресурсов, делает ставку на развитие человеческого, интеллектуального капитала. В этом смысле Израиль - один из лидеров в мировом масштабе. Поэтому наряду с российским вооружением, которое тоже считается очень качественным, Израиль представляет весьма конкурентоспособные виды оборонной продукции ничем не худшего уровня. Он входит в первую десятку стран-экспортеров вооружения в мире. В этом смысле Азербайджан, как страна, у которой проблемы с восстановлением территориальной целостности, имеет полное право сотрудничать с любой страной, поставляющей надежное высокоточное оружие.
Еще один момент. Не израильтянам надо объяснять, что такое война и ее жертвы. Азербайджан - страна мультикультурная, и в ней наряду со многими малыми народами исторически проживает и еврейская община. И не случайно в ходе Карабахской войны славные сыны Азербайджана из еврейской общины воевали и гибли за него. Высокопоставленный израильский политик не мог не обратить на это внимания, Либерман посетил памятник всем шехидам и возложил цветы к могиле героя-танкиста Агарунова. Израиль знает, что Азербайджан ведет справедливую войну, чтобы отстоять свои исторические территории, в отличие от Армении, которая ведет войну захватническую, экспансионистскую. Израиль испытывает похожие проблемы, связанные с тем, что его соседи выказывают претензии на его территории, предъявляют счета. Тут много сходств. А вот с Арменией у Израиля всегда были не очень развиты отношения. Они не могут не видеть, что в Армении практически перестала существовать еврейская община - это еще один момент, который отдаляет Тель-Авив от Еревана. Армения позиционирует себя рисками, новыми вызовами, что не выглядит привлекательным ни для одной нормальной политической элиты.
Что касается первого в истории визита министра обороны Израиля в Грузию, надо сказать, что Тель-Авив, как и многие другие в международной системе координат, рассматривает Южный Кавказ в едином комплексе. Но тут Азербайджан и Грузию отличают от Армении, которая не способна привнести какой-то конструктивный вклад в развитие международных тенденций. То есть мы с Грузией видимся Израилю в том числе в качестве надежных партнеров для создания общей региональной системы противодействия терроризму, например.
Безусловно, в ходе визита рассматривался и иранский вопрос. Иранский фактор очень беспокоит израильскую элиту, они пытаются наладить контакты с представителями ИРИ. Точно так же, как Трамп посылает своих эмиссаров, чтобы они добились от президента Роухани согласия на переговоры. Подвешенное состояние отношений с Ираном является тревожным фактором для Израиля, и в данном случае не совсем по адресу было бы обращаться к Азербайджану и Грузии, чтобы они предоставили какие-то свои возможности, которые Израиль мог бы использовать против ИРИ. За грузин мы отвечать не можем, но Азербайджан - страна, которая никому не позволяла и не позволит использовать свою площадку для нанесения удара по третьим странам.
После прихода к власти Роухани, у нас отношения с Ираном выправились и хорошо развиваются. Есть большие ожидания от них в энергетическом и транспортно-коммуникационном плане. Один только Север-Юг чего стоит. Мне кажется, визит Либермана был посвящен как раз изучению ситуации, чтобы понять, насколько их ожидания могут быть усилены или ослаблены. Грузия тоже развивает отношения с ИРИ, и сейчас на кону стоит проект транспортного коридора Юг-Запад в сторону Европы, в котором ключевую роль играют и Иран, и Азербайджан, и Грузия. То есть никто не хочет рисковать своими преференциями. А вот в качестве доброго посредника Азербайджан выступить всегда готов. Нельзя исключать, что в будущем наша страна как раз и станет той площадкой, на которой состоится замирение между ИРИ и Израилем.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать