• пятница, 19 Апреля, 13:49
  • Baku Баку 25°C

Туманный Тегеран

14 сентября 2018 | 11:49
Туманный Тегеран

РЕГИОН
Накануне практически все ближневосточные СМИ запестрели сенсационными утренними заголовками, свидетельствующими о том, что турецкая армия пересекла границу с Сирией и рвется к Идлибу.
Судя по сообщениям, к последнему оплоту разномастной вооруженной оппозиции и террористических группировок движется около трехсот единиц техники, среди них тяжелая «броня»: танки и боевые машины пехоты. Туда же ползут и установки реактивного залпового огня американского производства MLRS.
Намерения турок вроде как понятны - с одной стороны, обезопасить свои южные границы, с другой - не допустить нового витка исхода беженцев в направлении их страны. Но самая главная задача Анкары - своим присутствием дать понять ситуативным союзникам, и прежде всего Ирану, что контролировать эту территорию будут в любом случае исключительно они, а никак не вооруженные силы Асада и, тем более, агрессивная муллократия.
Дела неважнецкие
Если честно, лично мне непонятна стратегия руководства Ирана, нацеленная на экспорт исламской (читай, шиитской) революции при том, что дела в самой стране идут ни шатко, ни валко. Только за три последних дня местная валюта риал потеряла в цене 15%, и прогнозируется, что недалеко то время, когда американский доллар (5 буханок хлеба) вырастет впятеро и будет стоить 200 тыс. риалов. По этой причине более-менее состоятельные иранцы спешно скупают иностранную валюту и золото даже по спекулятивной цене, что еще больше усугубляет дефицит валюты на внутреннем валютном рынке.
Последние протесты в городах Ирана (деревни пока молчат) свидетельствуют, что ситуация там действительно критическая. Население находится в постоянном психологическом напряжении на фоне опасения перед резкой девальвацией, дефолтом и потерей всех сбережений вперемешку с ожиданием войны.
Наиболее сильным моральным ударом для местной общественности стало недавнее парламентское выступление президента Хасана Роухани о нынешнем состоянии страны. Все ожидали, что обычно прямолинейный глава государства раскроет некоторые карты: представит истинные причины системного кризиса, назовет имена казнокрадов, тех, кто стоит за миллиардными финансовыми махинациями, и обозначит прочие проблемы. Однако Роухани практически слово в слово повторил заявление верховного лидера Али Хаменеи о кознях внешних сил, покусившихся на завоевания исламской революции. Понятное дело, что нельзя ожидать чудес от человека, стоящего на три ступеньки ниже рахбара в иерократической лестнице, - при раскрытии правды запросто могут даже посадить «за измену идеям имама Хомейни».
Аховая внешняя политика
Еще хуже, как показывают последние события, складывается для Ирана внешнеполитическая обстановка. Буквально до конца прошлой недели Роухани в глубине души надеялся на встречу с Дональдом Трампом во время очередной сессии Генассамблеи ООН, которая начнется уже 18 сентября. Однако упомянутая руководящая троица, состоящая сплошь из духовенства, категорически исключила какие-либо переговоры с главой Белого дома, заявив, что никакого соглашения с «Большим сатаной» - так называют Штаты иранские консерваторы - быть не может.
Да и демонстрация Ираном баллистической ракеты нового поколения Fateh Mubeen и заявление о наращивании ракетного потенциала негативно сказались на отношениях с европейскими странами. То есть улетучились последние надежды на сохранение ядерного соглашения с западными странами. Кроме того, громогласные заявления военных об увеличении количества баллистических и крылатых ракет, истребителей и подводных лодок усилили антииранские позиции Израиля и Саудовской Аравии. Так что южане теперь опасаются не войны с гринго, а гораздо более реального столкновения с арабской коалицией во главе с Эр-Риядом, которому может оказать всемерную поддержку Израиль.
Экспертная оценка
Как рассказал корреспонденту газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения Национальной академии наук Азербайджана Видади Мустафаев, наши соседи находятся на пороге беспрецедентных событий, поскольку американцы более не намерены то сжимать удавку на шее строптивцев, то отпускать ее:
- Кстати, внешний конфликт - это возможный сценарий второго акта иранской эпопеи. В первом акте должно произойти обрушение экономики, полное обесценивание национальной валюты, стремительный рост стоимости импорта, закрытие заводов, компаний, массовая безработица, обнищание населения и протесты среднего класса (в основном торговцев), который в общественно-политической жизни Ирана играет ведущую роль.
Внутреннее гражданское противостояние откроет для власти возможности для того, чтобы поставить вопрос о внешнем воздействии на внутрииранские события в Совбезе ООН - такая международная практика существует. То есть появится вполне легитимное основание для внешнего влияния на ситуацию внутри Ирана с целью защиты населения, поддержания мира и прочих факторов. Кстати, вполне вероятно, что во время очередной встречи президентов Ирана, России и Турции может зайти разговор о подобных шагах, продиктованных возможными волнениями, - соседи представить не могут американскую помощь в виде «спасательного круга», китайцев они в этой роли не воспринимают, остаются эти два государства…
Пустая затея
Продекларированные намерения о взаиморасчете в рублях, лирах и риалах между Москвой, Анкарой и Тегераном иначе как пустыми не назовешь. Западную технику и технологии на эту валюту не купить. Этим странам для нормального развития нужна глобальная резервная валюта, и пока у доллара эту роль никто не отнимал. Кстати, ежегодный экспорт нефти Ирана, по официальным данным, составляет $40 млрд, но теперь США перекрывают нефтедолларовую артерию.
Глава иранского Центробанка Абдулнасир Хеммати намерен пополнить валютные ресурсы за счет ненефтяного экспорта, но никаких значимых позиций в этой сфере у соседей нет. При всем желании Хеммати такой экспорт может обеспечить лишь мизерную часть потребности страны в валюте, так что никакой альтернативы продаже нефти у Тегерана пока не существует. И хотя санкции американские на иранскую нефть вступят в силу только 13 ноября, экономическая активность страны все время снижается на фоне того, что все больше стран отказывается покупать ее углеводороды. И все понимают, что на сегодня у власти выхода из тупика нет.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать