• вторник, 23 Апреля, 19:15
  • Baku Баку 20°C

Верен своим обязательствам

13 сентября 2018 | 11:14
Верен своим обязательствам

РЕГИОН
Вряд ли президент США Дональд Трамп со своей командой не просчитали вариант, при котором выход Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВДП) обернется восстановлением иранской ядерной программы.
В принципе, она и не сворачивалась, однако во время исторической сделки между Тегераном и пятью столицами стран - членов Совбеза ООН были подписаны документы, согласно которым действия южан ограничивались мирным использованием атома, примером чему может служить электростанция в Бушере.
Во всяком случае, из-за эксцентричности «дядюшки Скруджа» наш регион получил информационный шок, а также не рассасывающееся предчувствие большой беды. Будьте уверены, если Тегеран получит «оружие ада», все его соседи, особенно представители «арабской улицы», буквально озолотят тот же Вашингтон в расчете на получение такой же, а может, и более зловещей, «игрушки».
Новый виток
Накануне режим муллократии в рамках национальной атомной программы открыл новый цех по производству центрифуг для обогащения урана, сообщают мировые СМИ со ссылкой на руководителя Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Али Акбар Салехи. «Согласно распоряжению руководителя и духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, мы открыли современное и хорошо оснащенное производство. Местные специалисты закончили модернизацию исследовательского реактора в Тегеране. Иран заключил контракт с одной из европейских стран по дальнейшему усовершенствованию реактора», - отметил Салехи, не уточнив, о какой стране идет речь.
Также он не сообщил, где находится новый цех, каковы объемы производства и какое там установлено оборудование, однако не преминул отметить, что «реализация иранской атомной программы проходит с опережением первоначального плана». «Работа над обоими объектами - реактором и сборочным цехом - не нарушает положения Совместного всеобъемлющего плана действий», - нарочито подчеркнул чиновник мирную направленность работ.
Слова Салехи подтвердил и генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкия Амано. «Иран выполняет обязательства в рамках своей ядерной программы согласно СВПД. Важно, чтобы Иран продолжал полностью выполнять эти обязательства», - отметил гендиректор на заседании совета управляющих Международного агентства.
Согласно отчету организации, иранская сторона полностью соблюдает условия соглашения 2015 года в части ограничений на уровень обогащения урана, количество эксплуатируемых центрифуг и другие ключевые положения ядерной сделки.
Это стало уже вторым квартальным отчетом по исполнению СВПД после объявленного в мае президентом Дональдом Трампом выхода США из многостороннего соглашения. В своем майском докладе МАГАТЭ указало на возможность «большего сотрудничества» иранских властей с международными инспекторами с целью повышения «уровня доверия».
Персональные санкции
Напомним, после выхода из СВПД Соединенные Штаты с 7 августа первым этапом расширили санкции против наших южных соседей. Следующее расширение санкций, которое затронет в первую очередь энергетический сектор, произойдет после 4 ноября, к чему практически готовы основные импортеры «черного золота» из этой страны. Другие партнеры по сделке - Россия, Китай, Франция, Великобритания и Германия - намерены спасти этот договор. Что же до Ирана, то он, страдающий от экономических санкций, подал на США в Международный суд в Гааге в попытке добиться постановления об отмене введенных против него штрафных мер.
Есть ли у южан возможность обойти санкции? Теоретически способ их обойти существует - уже с 2012 по 2015 год в некоторых странах, в частности, во Франции и Италии, были разработаны механизмы, позволяющие государственным учреждениям финансировать иранский бизнес. Поэтому европейцы как бы могут «систематизировать и объединить отдельные инициативы отдельных стран» с тем, чтобы члены ЕС могли продолжать с Ираном экономическое сотрудничество в том объеме, который позволяет ядерная сделка, «путем координации между правительствами либо на уровне Евросоюза». При этом они должны четко заявить, что до тех пор, пока Иран будет выполнять условия договора, ЕС также намерен соблюдать свои обязательства.
Взгляд эксперта
Как описал ситуацию корреспонденту газеты «Каспий» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.Буниятова НАНА доцент Видади Мустафаев, мир переживает не лучшие времена, и политика сдерживания не приносит искомых плодов:
- Наши южные соседи ввиду пустот в международном законодательстве могут поставить вопрос о собственной безопасности в связи с ядерной угрозой со стороны Израиля, обладающего атомной бомбой наряду с членами Совбеза ООН, а также Индией, Пакистаном и КНДР. Но тогда автоматически произойдет цепная реакция, Турция, а также все арабские страны также начнут искать выход на исполнителей, после чего планета окажется перед лицом реального уничтожения.
Как ни парадоксально, но после событий 2014 года в Крыму и Донбассе многие полагают, что глупо отказываться от ядерного арсенала. Некогда самый большой арсенал, третий в мире после США и России, был у Украины. Отказавшись от него, Киев получил взамен финансовую помощь, а также гарантии безопасности и территориальной целостности от ядерных держав, закрепленные в так называемом Будапештском меморандуме. Однако документ этот скорее носит характер добровольного обязательства, он не ратифицирован ни одним из подписавших его государств и не предусматривает механизма санкций. Полагаю, наличие у Украины ядерного оружия не позволило бы России аннексировать Крым. С другой стороны, есть страны Восточной и Юго-восточной Азии, обеспокоенные примером Северной Кореи, это тоже может вызвать цепную реакцию, и тогда все больше стран захотят получить атомные боезаряды.
США вроде пытаются бороться с этим явлением продлением и расширением санкций, но почему запреты не были применены в отношении того же Пакистана? По большому счету, санкции - серьезное оружие и элемент общественных протестов. Кроме того, Трамп подписал закон о противодействии тем, кто пытается ослабить американскую гегемонию, согласно которому будут наказаны все строптивцы. То есть на практике осуществить обход санкций будет непросто.
В экономических отношениях между заокеанской державой и европейскими компаниями позиции сторон не равны, поэтому Евросоюзу будет крайне сложно сделать Ирану какое-то существенное предложение. К примеру, крупные банки ЕС вряд ли согласятся участвовать в финансовых операциях с южанами. Европейские финансовые институты, скорее всего, будут соблюдать санкции США, поскольку при проведении долларовых операций они подпадают под юрисдикцию американского законодательства. Кстати, некоторым европейским банкам в прошлом уже приходилось выплачивать крупные штрафы за нарушение режима американских санкций, и они едва ли захотят вновь оказаться в этой ситуации.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать