• пятница, 29 Марта, 01:17
  • Baku Баку 7°C

Назло Вашингтону

08 сентября 2018 | 10:00
Назло Вашингтону

Российская система противовоздушной обороны будет поставлена турецким партнерам на год ранее, чем планировалось, а точнее - в середине следующего года, пишут «Известия» со ссылкой на директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрия Шугаева.
История эта уже обросла бородой, слухами и даже всевозможными «приседаниями» американцев не только перед Анкарой, но и перед Дели. Накануне госсекретарь США Майкл Помпео вместе с главой Пентагона Джеймсом Мэттисом приняли участие в первом министерском диалоге в формате «2+2», окончившемся ничем. Во всяком случае, в оборонном ведомстве Индии заявили буквально следующее: «Мы практически завершили сделку с Россией по С-400 и намерены двигаться дальше». Провели высокопоставленных самодовольных «гринго» две индийские женщины-коллеги - министр обороны Нирмала Ситараман и глава МИД Сушма Сварадж.
Такой вот тупик, выхода из которого не предвидится.
Визит на всякий случай
Впрочем, американцы не унывают - Мэттис перед вылетом на родину азиатских слонов заявил, что не рассчитывает на бесплатную раздачу этих животных. Тем более что Индия еще со времен Джавахарлала Неру, а затем и его дочки Индиры Ганди (невестка великого Махатмы) очень тепло дружила с Советским Союзом, а к Англии и ее заокеанским отпочкованиям относилась не то чтобы с прохладцей, но с осторожностью. Не помогает Вашингтону даже тот фактор, что он предоставил Нью-Дели статус приоритетного партнера, что дает индусам право на автоматическое использование передовых американских технологий.
Однако, как говорится, вода камень точит, да и попугать можно партнера. Так, помощник министра обороны США по делам Азиатско-Тихоокеанского региона Рэндалл Шривер как-то заявил, что Белый дом обеспокоен планами Индии по покупке у России оружия, включая зенитно-ракетные комплексы С-400, а потому не исключает санкций в связи с этими планами. Тем более что и база под страшилку подведена - помнится, в прошлом году президент США Дональд Трамп подписал закон «О противодействии противникам Америки через санкции». Выступая в вашингтонском Центре Карнеги, Шривер заявил, что не может гарантировать Индии исключений из упомянутого закона, но в целом его страна признает прошлые связи Индии с Россией в оборонной сфере, а в будущем хочет непременно переориентировать эту страну на себя (или под себя - кому как удобно).
Почему упор на Турцию?
В то время как Великобритания строит все более тесные отношения с Китаем, а Германия и Франция - с Россией и Ираном, никто не говорит, что эти страны переживают «смещение оси» во внешней политике. Но как только речь заходит о Турции, которая наряду с отношениями с Западом углубляет также и свои отношения со странами Востока, тут же запускается ложный тезис о том, что ось смещается. Суть всех этих усилий сводится к тому, чтобы не позволить Анкаре избавиться от односторонней зависимости от Вашингтона.
Сегодня понятие «союзничество», определение оси, блоковые предпочтения, представления об угрозах полностью изменились. Осмысление и понимание сегодняшней действительности с помощью прошлых понятий невозможно.
Кто является реальным врагом НАТО? Если Варшавский договор, который как институт времен холодной войны был оппонентом и даже врагом, если хотите, прямой угрозой для Альянса, то он давно распался, а ряд его членов перешел под крыло Запада. Если имеется в виду борьба с терроризмом, тогда какое место Альянс занимает в борьбе с многоликим злом, с которым воюет именно Турция, - ведь НАТО даже не пытается помочь своему юго-восточному форпосту, напротив, поддерживает курдский сепаратизм, официально переросший в терроризм. Почему до настоящего времени Альянс не предпринял никаких искренних шагов для обеспечения безопасности Турции? Более того, согласно нормативным положениям НАТО, атака, совершенная извне на одного из членов Альянса, считается атакой, совершенной на всех его членов. Почему тогда Анкара одинока в этом вопросе?
Все мы очень хорошо знаем ответы на эти вопросы. В этой связи, когда Турции говорят о том, что она не сможет купить российские С-400, которые превосходят свои конкурирующие аналоги со всех точек зрения, это значит следующее: «Без нашего одобрения вы не сможете повернуть ни вправо, ни влево, если мы не обеспечим ваши потребности в сфере обороны, то вы без нашего позволения не сможете обеспечить их за счет других». Турция не может этому подчиниться. Отныне односторонней блоковой зависимости нет. В мире со множеством альтернатив выбора у Турции есть свои национальные интересы. И именно это определит будущее…
Тест на лояльность
Помнится, недели три назад пресс-секретарь госдепартамента Хизер Науэрт заявила: «Внедрение С-400 Турцией и другими странами НАТО идет вразрез с политикой США. Поскольку российское вооружение нельзя интегрировать в систему защиты стран Альянса, мы против того, чтобы этот ЗРК внедряли наши союзники и заинтересованные страны». То есть получается, что администрация Трампа использует фактор зенитных комплексов противника для того, чтобы проверить степень лояльности своих союзников. Госдепартамент заявляет о несовместимости российской системы, однако в этих словах слышна обеспокоенность тем, что Россия переманит американских союзников. Несмотря на это, президент Турции Эрдоган не отказывается от своей воинственной позиции.
Несмотря на турецкий шок, включая инцидент с задержанием американского пастора Эндрю Брансона, которого не отпускают турецкие власти, Турция не прогибается под США. «Мы выдержим экономические санкции. Мы не пойдем на компромисс по проблеме пастора. Также США не должны забывать о том, что они могут потерять союзника по НАТО из-за внедрения С-400». Подобные антиамериканские настроения - не только политический вызов администрации Трампа. Они также носят военный смысл, но обращены против самого Вашингтона, поэтому даже Катар начал развивать отношения с Россией и задумался о приобретении С-400.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать