• четверг, 28 Марта, 13:50
  • Baku Баку 16°C

Сачок для мелкой рыбы

06 марта 2014 | 11:03
Сачок для мелкой рыбы

Трудовые книжки ждет печальная участь, которую уготовил бумажной волоките век информационных технологий. Проще говоря, привычные для нас потрепанные бумажные экземпляры заменит современная электронная система оформления договоров. Об этом заявил министр труда и социальной защиты населения Салим Муслимов, а значит, к делу подойдут серьезно и основательно.
Руководство Минтруда настроено решительно. Такая практика используется во всем цивилизованном мире, а отставать от цивилизации нашей стране не годится. «Уже готово необходимое программное обеспечение, - сказал С.Муслимов журналистам. - Более того, мы разработали соответствующие правила, которые сейчас согласуются с органами исполнительной власти».
Что все это значит? Давайте разберемся. Дело в том, что Трудовой кодекс Азербайджана претерпел изменения в плане перехода на более легкий электронный формат: уведомление о трудовом договоре, сам договор и расторжение трудовых отношений будут вноситься в электронную базу Минтруда и социальной защиты населения. С этой точки зрения, трудовые отношения начинаются не с момента заключения трудового договора, а со дня регистрации в электронной системе уведомления. Информацию о действующих трудовых договорах обещают включить в эту систему до 1 июля текущего года.
Авторы новой системы уверены, электронная база данных имеет массу преимуществ. Начнем с простого: она не затеряется и не порвется, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем, трудовая книжка имеет интересную особенность, она может сыграть злую шутку. Например, работник может не сойтись характером с начальством или с начальником отдела кадров, ему поставят «кривую статью», которую придется «расхлебывать». Другое преимущество - доступ к новой системе данных будет открыт для Минналогов, Минюста и Государственного фонда социальной защиты. Борьба с незаконной занятостью? Пожалуйста! Однако не все специалисты разделяют оптимизм Министерства.
По мнению руководителя Лиги защиты прав трудящихся Сахиба Мамедова, инициатива Минтруда не даст ожидаемых результатов, потому что направлена она на устранение последствий, а причина, питающая зло, остается нетронутой.
«К сожалению, никто не прислушался к нашей концепции, которая предлагала конкретные шаги для частичной ликвидации нелегального рынка труда. Сегодняшняя реформа борется с устранением последствий, а причины, которые привели к этой ситуации, и будут усугублять ее дальше, остаются, - уверен специалист. - Я не думаю, что инициатива Министерства значительно повлияет на эту проблему».
Как доказать стаж работы?
Заключать договоры в электронном виде, получать все необходимые закрывающие документы через Интернет - перспектива заманчивая, но многими она воспринимается как нелепость. Возникает множество вопросов: как доказать стаж работы, накопленный до 1991 года людям, возраст которых близится к пенсионному? Не проще ли существующие трудовые книжки перенести на электронные носители и уже на этой базе вести персонифицированный учет? И не факт, если мы сегодня трудовые книжки выведем из обращения, ничем не заменив и не вложив этот стаж, унифицировав пенсионный подход, как быть с индивидуальными данными работающих или работавших граждан? Не станет ли новая система прокрустовым ложем, лишенным всякого индивидуального подхода? Это зависит от того, как работает система и какими правовыми актами она подкрепляется.
Давайте рассмотрим, какие ограничения и риски, связанные с заключением договоров в электронной форме, существуют реально, а какие надуманы. Послушаем, что думает по этому поводу наш собеседник, С.Мамедов.
«Предложение ликвидировать трудовые книжки не новость, мы выступали с этой инициативой еще 10 лет назад. Атрибут советского трудового прошлого, трудовая книжка давно потеряла свое значение. Сейчас она стала чем-то вроде резюме, только за печатью работодателей. Учет страхового стажа граждан и пенсионных взносов с 2006 года внесли в электронную базу данных Государственного фонда социальной защиты. ГФСЗ выдает электронные пластиковые карты, которые, по сути, восполняют функции трудовой книжки. Спрашивается, для чего тогда нужна бумажная волокита, процедуры отчетности, потерявшие всякий смысл личные карты? Словом, кому нужна канцелярская волокита, которая отнимает уйму времени?» - вопрошает эксперт.
Трудовой стаж к страховому сегодня не имеет отношения - это еще один пункт, который решил судьбу не только трудовой книжки, но нелегальной занятости и черной бухгалтерии прошлых лет.
«К примеру, в 90-е годы трудовые книжки «штамповали» как попало. Никаких отчислений в фонд не было, но формально присутствовал трудовой стаж. Владельцы таких книжек требовали пенсию, возникали спорные ситуации. С переходом на страховой стаж проблема решилась сама собой. Если вы участник рынка неформального труда - это ваша вина и вина работодателя», - уверен С.Мамедов. Стоит ли говорить, что вопрос решили (!) весьма своеобразно? Но это тема отдельного разговора…
На вопрос, учтет ли новая система профессиональный стаж граждан, пока ответа нет. К слову, будет ли внесен в персональную электронную базу предыдущий опыт работы? В том, что этот спорный момент существует, С.Мамедов согласен: «Действительно, есть организации, где приходится доказывать профессиональный стаж. Без этого не берут на работу. В идеале, электронная персональная база должна содержать данные о местах предыдущей работы и продолжительности профессиональной деятельности. Я не знаю, насколько это будет учтено реформой».
Как выход из ситуации, можно предъявить трудовую книжку, считает защитник прав трудящихся. Неважно, что этот предмет уже лишен юридического статуса, главное, работодатель поверит. Тем временем озадаченным гражданам приходится уповать на цивильное решение проблемы и адекватность реформаторских инициатив.
Закон вызывает и другие, не менее щепетильные вопросы. К примеру, по новому закону трудовые отношения начинаются с момента их регистрации в электронной системе. Этот момент уже не противоречит Трудовому кодексу, из которого убрали пункт о том, что третья сторона не может участвовать при заключении трудового договора. Однако именно эта статья нарушает свободу договоров и сам принцип отношений между рабочим и работодателем, считает С. Мамедов.
Также вызывают сомнения чересчур сжатые сроки полного перехода на электронную систему: «Я не думаю, что до 1 июля этого года все трудовые контракты удастся собрать в электронную базу. Это физически невозможно, - считает эксперт. - По данным статистики, мы имеем полтора миллиона трудовых договоров, а значит, ежедневно придется обрабатывать, как минимум, 700 тысяч экземпляров. Трудовой договор - живой документ, который постоянно меняется. Создать электронную базу в такие сжатые сроки с учетом всех нюансов, сложно».
Вместо заключения
«О том, как действует эта система в нашей стране, говорит статистика: 1,5 миллинов трудовых договоров на фоне 4,5 миллионов занятых граждан. Инициативы министерства преподносят в плоскости борьбы с неформальным рынком труда. Я не думаю, что реформы помогут справиться с этой проблемой. Говоря образно, Минтруда вооружилось сачком для мелкой рыбы, а прессинг мелких компаний приведет нас к прямо противоположному результату», - уверен эксперт.
На первый взгляд, реформы Министерства преследуют благие цели. Однако законы на бумаге и реальные механизмы их действия часто не пересекаются. Тем более, если речь идет об институте трудовых договоров.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать