• четверг, 28 Марта, 17:36
  • Baku Баку 16°C

Клоунада надежды?

25 августа 2018 | 12:55
Клоунада надежды?

КОММЕНТАРИЙ
С одной стороны, Никол Пашинян является символом надежды на решение карабахской проблемы мирным путем. С другой стороны, его непоследовательность, популизм, метания достаточно сильно беспокоят общественность по обе стороны границы и не дают верить в это.
Достаточно посмотреть на его лозунги, несовместимые с политикой. Создается впечатление, что он не понимает, чем все это может закончиться. В частности, одно из первых его заявлений касалось того, чтобы прекратить выплату штрафов за нарушение правил дорожного движения, зафиксированных камерой. То есть, получается, что Пашинян пытается предотвратить последствия применения закона, не отменяя сам закон. Таким образом, становится ясно, что этот человек просто не понимает сути функционирования законодательной и исполнительной системы по исполнению существующего в стране законодательства.
Своими мыслями по поводу основных аспектов дальнейшего развития ситуации в соседней Армении в свете первых 100 дней со времени смены власти в этом государстве, а также надеждами на урегулирование карабахского конфликта в интервью газете «Каспiй» поделился известный российский эксперт Олег Кузнецов:
- Обратите внимание - будучи главным редактором одной из оппозиционных газет, Пашинян выступает с идеей сделать деятельность правительства открытой и начинает приглашать на заседания кабинета министров журналистов. Проходит несколько месяцев, и он закрывает с 1 сентября доступ журналистам на заседания правительства. И тут непонятно, чему отдается предпочтение - то ли гласности и демократии, то ли возврату к тоталитаризму, полной кулуарности и келейности решения вопросов? И самое главное, что там скрывать: экономическое состояние Армении - оно и так понятно, какие-то внешнеполитические сговоры - они также ясны. Но сам факт, что журналист, популист, представляющий из себя демократа, вдруг делает антидемократические шаги, это еще раз свидетельствует о том, что Пашинян не последователен в своих действиях и не знает куда стремиться.
Нынешний премьер заявляет, что карабахский конфликт должен быть решен мирным путем. Но при этом отправляет своего сына проходить воинскую службу в Нагорном Карабахе. Зачем? Возможно, в качестве аманата, как показатель того, что война там не начнется. Но даже если это и так, то Пашинян делает этот жест в совершенно не подходящее время.
Помимо этого, Пашинян пытается провести внеочередные парламентские выборы, чтобы убрать с политического поля Республиканскую партию Армении. Кстати, этот шаг можно только приветствовать, ибо я считаю РПА фашистской организацией, которая с 2004 года проповедует идеологию цегакрона (каждый армянин, мол, должен жить в моноэтническом государстве в рамках церковной идеологии). Тем более и международная общественность хорошо знает, что организация «Еркрапа» (объединение ветеранов, воевавших в Нагорном Карабахе) фактически является точной копией отрядов СА в гитлеровской Германии, а также боевым крылом Республиканской партии. Однако, отправив своего сына служить в Нагорный Карабах, Пашинян фактически превращает его в одного из членов «Еркрапа». Таким образом, с одной стороны, Пашинян провозглашает борьбу с фашизмом, а с другой - превращает своего сына в фашиста. Потому все эти метания нового лидера одного из членов ЕАЭС и ОДКБ для меня, как россиянина, непонятны, хотя хотелось бы большей ясности.
Единственно, что надо приветствовать, это его намерение привлечь к уголовной ответственности Роберта Кочаряна. И это будет своего рода лакмусовой бумагой для Пашиняна. Удастся ему довести начатое дело против Кочаряна до логичного завершения - суда и осуждения экс-президента на тюремный срок, тогда можно говорить о его последовательности, в противном случае, если все ограничиться обычным сотрясанием воздуха, то можно будет сделать заключение, что Пашинян - просто клоун.
- Как вы прокомментируете одно из заявлений Пашиняна о том, что он не примет ни один документ без одобрения народа?
- Из бесед с российскими друзьями у меня лично складывается впечатление, что на моей родине политистеблишмент крайне озабочен происходящим в Армении. В Москве всегда были две группировки во власти. Сторонники одной из них полагали, что Ереван необходимо поддерживать в любом случае, при всех раскладах, и, по сути, Армения - это одна из республик в составе РФ. Сторонники другой группировки считали, что армяне - это временные попутчики и потенциальные предатели, и обязательно придет время, когда они проявят свою реальную сущность. Так вот, это время настало, и сейчас та часть российской элиты, которая считала армян временными попутчиками, отошла в сторону и воспринимает происходящее там достаточно спокойно, мол, так и должно было когда-то произойти. Но та часть элиты, которая всегда поддерживала Армению, - это группа высокопоставленных чиновников РФ, сильно завязанных на полулегальном армянском бизнесе в России, заявлявших в свое время, что фашистская идеология Нжде - это внутреннее дело самой Армении, сейчас пытаются вернуть к власти Саргсяна. Дело в том, что другой кандидатуры для замещения высшего руководителя Армении у них нет.
До меня доходили слухи из Москвы, что в Нагорном Карабахе планируются изменения линии фронта, причем без согласования с Ереваном, чтобы затем поставить это в вину Пашиняну и обвинить его в сдачи захваченных земель, предательстве памяти погибших и т.д. Это может вызвать политический кризис. Я думаю, что новый премьер-министр об этом знал и поэтому на митинге 17 августа он сделал приведенное вами заявление. Этим самым он дал всем понять, что знает о подготовке подобных провокаций со стороны части политической элиты РФ, а также обезопасить самого себя перед лицом той митинговой стихии, что привела его к власти.
- Собирается ли Пашинян изменить внешнеполитический курс Армении, выйти из ОДКБ и развернуть вектор в сторону Запада?
- Полагаю, что на этот опрос надо отвечать в двух плоскостях: то, как ситуация в Армении представляется одной частью политической элиты РФ, считающей армян своими «холопами», и другой частью, полагающей, что Армения - это все же самостоятельное государство со своей суверенной политикой.
Так вот, в глазах тех, кто считает Армению форпостом и колонией, любое, откровенно не промосковское действие официального Еревана является враждебным. Однако, если посмотреть на политику Пашиняна, то при всем его популизме он не сделал ни одного кардинального антироссийского телодвижения. Россия и Армения имеют большой объем двусторонних договоров и соглашений, и ни одного из этих соглашений Пашиняном не нарушено в одностороннем порядке. То есть у Москвы нет никаких формально-правовых юридических оснований, кроме его полного неприятия пророссийской идеологии, для того, чтобы упрекнуть Ереван в нарушении союзнических обязательств или препятствовании реализации российских интересов в регионе. Де-юре все соглашения исполняются.
Ведь, что говорит Пашинян: «Мы европейская страна и хотим, чтобы Армении были свойственны ценности XXI века - либеральная демократия, отказ от коррупции, отказ от клановости в управлении государством, проведение во внешней политике суверенного курса (то есть отказ от подчинения той же России)». Вот это все и бесит определенные властные круги в Москве.
Как известно, Армения при Саргсяне была военно-клерикальной хунтой, где во главе государства стояли бывшие полевые командиры незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов Нагорного Карабаха, плюс церковь. Это типичный образец военного феодализма средних веков, либо классического итальянского фашизма 20-х годов прошлого века. К несчастью для России, идеология в моей стране развивается по тому же пути - усиление клерикализма (усиление роли Московского патриархата Русской православной церкви) и его сращивание с государством. В этом плане Россия стремительно сползает в средневековье, в XVII век, во времена московского царства периода правления Алексея Михайловича. Естественно, при наличии таких тенденций в России военная теократия Армении была ей близка по духу. Поэтому, когда сегодня Пашинян выводит свою страну на общецивилизационный путь развития - это большой моральный удар по России. Потому как Москва остается одной из немногих стран мира с феодально-клерикальной идеологией. В итоге, те силы в российской правящей элите, которые выступают за возвращение России в средневековье в идеологическом плане, готовы пойти на многое в отношении Армении, чтобы не остаться в одиночестве.
- А на какие шаги может пойти Москва с целью восстановления своего пошатнувшегося влияния на Ереван?
- В свое время Александр Дюма-сын сказал, что ни одна армия не способна остановить идею, время которой наступило. Сейчас субъектом их истории является армянский народ. Если он захочет отказаться от коросты национализма, от господствующей миацумовской идеологии, если захочет принять демократические ценности, если народ потребует уничтожения коррупции, ареста и уголовного преследования военных преступников, которые очень сильно нагадили не только азербайджанскому, но и своему народу, то это его суверенное право. Если армяне захотят изменить свою судьбу и Никол Пашинян является персонифицированным воплощением этого стремления, то какие бы меры ни применялись, они не дадут результатов. Тем более что по моим подсчетам Пашинян пользуется поддержкой от
60 до 70% населения Армении. Никто сегодня не пойдет на прямую оккупацию Армении и проведение там политики геноцида. А другого способа сломить волю народа не существует.
- Какими вы видите перспективы карабахского урегулирования при новом премьере?
- Пашинян недаром заявил, что будет принимать решения исключительно с согласия народа. Ни в России, ни в Азербайджане никто точно не знает, какой процент армянского народа согласен с оккупационным режимом. По этому поводу не проводилось референдумов или плебисцитов. Априори говорилось, что все армяне выступают за оккупацию 20% территории Азербайджана. Но в реальности многие армяне просто бегут из Армении, и им абсолютно наплевать, что происходит в стране, гражданами которой они являются. Главное заключается в том, что вопрос продолжения оккупации азербайджанских земель должна решать не диаспора, хотя она является главным заказчиком этой оккупации, а непосредственно сам народ. Этот вопрос может стать моментом истины для Пашиняна. Если он действительно собирается демократичным путем - с опорой на общественное мнение и международное право решать вопрос будущего Нагорного Карабаха и оккупированных вокруг него земель, то самый логичный механизм - это проведение плебисцита на тему: что с этими землями делать дальше?
Понятно, что прямо здесь и сейчас постановка такого вопроса означает политическую, а возможно, и физическую смерть Пашиняна, ибо это приведет к перевороту и возвращению Саргсяна. Тем не менее я уверен, что этот вопрос будет поставлен на повестку дня, но только после целого ряда последовательных шагов. Вначале надо будет провести демократические парламентские выборы, затем очистить политическое пространство Армении от последователей Саргсяна и прочих дутых политических организаций, созданных зарубежными олигархами, в числе которых Карапетян, Абрамян и т.д. Из всего числа этих разрозненных и маргинальных сил должны остаться две-три, из числа которых и будет формироваться парламент и правительство. И только после этого можно будет говорить о том, что можно ожидать от новых армянских властей в вопросе урегулирования карабахского конфликта.
При этом любое вмешательство в избирательный процесс извне, любые попытки изменить ситуацию в Армении (в частности, свергнуть Пашиняна) в самой стране будут восприниматься как антидемократические и антиконституционные. И в этом смысле судьба Кочаряна - наглядная демонстрация пророссийской оппозиции в Армении, что они могут стать следующими. К сожалению, в самой России многие этого не понимают.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать