• четверг, 18 Апреля, 08:07
  • Baku Баку 12°C

Амплуа: утомленные солнцем

04 марта 2014 | 12:12
Амплуа: утомленные солнцем

Бурное строительство последних лет грозит превратить Баку в выжженную пустыню. Министерство экологии и природных ресурсов (МЭПР) АР задумалось, о нависшей над нами угрозе, и представило в парламент законопроект «О защите зеленых насаждений». Инициативой Минэкологии зелень в столице нужно сажать, увеличивать и защищать.
Отныне законодательство будет регулировать отношения в сфере учета, охраны, посадки, восстановления и воспроизводства зеленых насаждений. С оговоркой - насаждений, не входящих в лесной фонд. Как и следовало ожидать, законодатели предусмотрели и ответственность за вырубку деревьев. Теперь желающим обрезать кустарник без разрешения Исполнительной власти придется отвечать перед законом. Загрязнять зеленые участки отбросами тоже нельзя: за любое самоуправство можно поплатиться штрафом, административным взысканием и даже уголовной ответственностью. Чтобы срубить дерево у автомобильной трассы и железной дороги, нужно будет заручиться разрешением ответственных за это органов. Строителям тоже придется несладко, ведь прежде чем посягнуть на что-то «зеленое», им придется обивать пороги чиновников «соответствующих» (люблю это слово) инстанций.
Логика у авторов железная, другое дело соблюдение механизмов чудо-закона. «Зелень» оказалась под бдительной охраной государства. Как будут действовать механизмы закона, неизвестно, но бурнае работа законодателей обещает благую цель. По всему видно, что к проблеме озеленения Минэкологии решило подойти комплексно. Ведется работа над Кадастром зеленых насаждений, но по этому поводу экологи пока ничего сказать не могут. Законопроект «О защите зеленых насаждений» получил более широкую общественную огласку, а дружная армия экологов считает его панацеей от бед, постигших флору республики.
Тонкости зеленой политики
О законопроекте, ставшем сегодня одной из главных тем парламентских обсуждений, рассказал кандидат биологических наук, эколог, председатель Общества устойчивого развития Фикрет Джафаров.
По мнению Ф.Джафарова, преимуществ у законопроекта множество. Главный и бесспорный его «плюс» в том, что он дает исчерпывающее определение самого понятия «зеленые насаждения». Раньше этого не было и сказать, что скрывается за общепринятой расплывчатой терминологией, было сложно.
Другой момент, за который лично Ф.Джафаров благодарен авторам законопроекта - четкое определение категорий насаждений. И, наконец, не менее четкое распределение обязанностей в этой сфере. Теперь-то мы будем знать, кто в ответе за вырубку деревьев в парках, обрезку кустарников в общественных местах и нагромождение мусора на территории охранных зон.
«Когда закон вступит в силу, население будет знать, куда обращаться и с кого спрашивать. Сегодня вроде бы и есть ответственные ведомства, люди туда обращаются и получают стандартный ответ: это не наше дело. Как правило, жалобы населения следующего порядка: мы в свое время посадили деревья и прочие зеленые насаждения, а сейчас их беспорядочно вырубают и уничтожают. Дело в том, что раньше эти насаждения нигде не были зафиксированы, а значит, их не было на бумаге, за них никто не отвечал.
Сегодня эта проблема решается в законодательном порядке. То же самое можно сказать о лесопарковой зоне - если она не относится к территории лесного фонда, Минэкологии ничего не решает, потому что у этих насаждений есть другой «хозяин», который использует их по своему усмотрению.
Новый закон поставит точку в вопросе о защитных насаждениях. Защитные насаждения представляют собой полосы, состоящие из нескольких рядов растений. Кроме непосредственных защитных функций они способствуют расчленению и укреплению структуры ландшафта, его биологическому обогащению. Постановлением Кабинета министров охранные зоны вокруг водохранилищ вошли в сферу полномочий МЧС, министерство провело здесь серьезную работу. Вы можете увидеть это на примере Джейранбатанского водохранилища», - сказал Ф.Джафаров.
Минэкологии спасает деревья
Пожалуй, тема вырубки деревьев стала одним из спорных и резонансных вопросов истории градостроительства последних лет. Как мы уже говорили, новое законодательство откорректирует сферы ответственности различных ведомств в плоскости этого сложного вопроса. А пока зеленые насаждения в поселках, парках, зонах отдыха и общественных местах курируют специализированные структуры, действующие при органах Исполнительной власти. К этой категории насаждений Минэкологии не имеет отношения, считает эколог. Тем не менее, региональные мониторинговые структуры, действующие при министерстве, призваны контролировать ситуацию, а именно, следить за тем, чтобы деревья и прочая флора не уничтожалась.
«Если в парке незаконно вырубаются деревья, - сказал Ф.Джафаров о наболевшем, - Минэкологии уполномочено подать судебный иск и потребовать возмещение ущерба. Но главное, прежде чем начать какие-либо работы, связанные с зеленными насаждениями, требуется предварительное согласование на реконструкцию парка или дорожного полотна. Вся надлежащая документация должна пройти госэкспертизу. Учитываются масштабы вырубки деревьев, ущерб насаждениям и объемы компенсации. Это значит, что в качестве компенсации должны быть посажены деревья в другом, более подходящем месте».
Новый закон четко определит категории насаждений, а значит, не будет больше вопросов, какое именно ведомство отвечает за деревья, растущие под окном дома, клумбу в парке или защитную полосу у трассы. За парковые и бульварные зоны, а следовательно, насаждения этих территорий, отвечает городская Исполнительная власть. Почвозащитные полосы охранного статуса курирует министерство - с этим вопросов нет. Осталось определить категории насаждений - задача нелегкая, но выполнимая.
- Деревья - это уникальный мир, они не просто живут рядом. Растения, окружающие нас, сосуществуют с людьми, приносят радость и печаль, здоровье и болезни. Есть деревья-вампиры, забирающие энергию и опустошающие человека. Только подумайте, что произойдет, если заселить нашу столицу такими чудовищами, - сказал в интервью газете «Каспiй» руководитель Национального центра экологического прогнозирования Тельман Зейналов.
О том, какие деревья можно будет сажать в столице, новый закон умалчивает: «Законопроект не регламентирует, что сажать, где сажать и зачем сажать, - пояснил Ф.Джафаров. - Такие вопросы решало градостроительное законодательство в общих чертах. Нет формата и структуры насаждений, но есть список объектов промышленного производства, вокруг которых обязательно должна присутствовать охраняемая зона насаждений. Регламентировался не состав деревьев, а территория первой, второй и прочих категорий. К примеру, территория первой категории не должна быть меньше 1 км, второй - 500 метров, охранная зона насаждений иных промышленных предприятий может быть в пределах 25-50 метров».
Открытое интервью
Законопроект «О защите зеленых насаждений» вызвал немало вопросов у наших читателей. Граждан интересуют вопросы насущные, как скажется новый закон на повседневной жизни?
- Можно ли срубить дерево на собственном участке или обрезать кустарник перед домом? - интересуются люди. Наш собеседник любезно согласился ответить на вопросы читателей:
- Можно, если дерево находится на территории участка, который является вашей собственностью. Если речь идет об общественной собственности, по закону вы не имеете на это права. Приведу пример: жильцы этажного дома хотят срубить дерево, потому что его крона заграждает солнечный свет. Самоуправство в таком случае недопустимо. Придется написать заявление в ведомство, которое отвечает за территорию и должно выполнить эту работу. В течение 10-20 дней заявитель должен получить письменное соглашение или отказ.
- Другой, не менее распространенный вопрос читателей: можно ли срубить редкое, многовековое дерево, растущее на собственном земельном участке?
- Вековые и редкие деревья входят в список, утвержденный Кабмином, - «Памятники природы Азербайджанской Республики». Эти растения описаны и идентифицированы. Никто не имеет права продать участок собственности с включением такого насаждения. Но если гражданин все же приобрел земельный участок, где растет вековое и даже редкое дерево, которое указано в этом списке - растение становится его собственностью. Естественно, для этого нужно оформить право собственности на землю.
- Жители столицы интересуются, почему уничтожаются деревья в парках? И где былые тенистые аллеи, так любимые бакинцами?
- Вырубка, обрезка деревьев и реконструкция парков производится по проекту, который утверждает мэрия. Что касается современного садово-паркового дизайна, в нашей стране принята европейская модель ландшафтной стратегии. В новых парках больше простора и света, имеются отдельные теневые участки, нет живых изгородей. Это новый, оправдавший себя в Европе, подход к садово-парковому искусству.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать