• вторник, 19 Марта, 14:40
  • Baku Баку 8°C

Без моральных ограничений

18 августа 2018 | 09:01
Без моральных ограничений

КОММЕНТАРИЙ
Сразу скажу - поскольку апрельские события в соседней стране, повлекшие чистку элит и показательное «наказание» двух бывших президентов (во всяком случае, близких родственников и подельников Саргсяна арестовали), перевернули ситуацию с ног на голову, там образовался клубок противоречий. С одной стороны, местная революция стала возможностью провести чистку «чужих» коррупционеров, так или иначе привязанных к ранее правившей Республиканской партии, и создать условия для раскрытия потенциала в рамках государственного строительства. Но с другой, если присмотреться, ничего не изменилось, поскольку налицо смена «шила на мыло».
На днях местные политические процессы вновь привлекли внимание ведущих СМИ и аналитиков, так как апелляционный суд страны освободил из-под стражи ранее арестованного экс-президента Роберта Кочаряна, проживавшего в Москве.
Эхо мартовских событий
Напомним, что сей деятель проходит по уголовному делу в рамках статьи о свержении конституционного строя. Речь идет о мартовских событиях 2008 года, когда шло противостояние между первым президентом Левоном Тер-Петросяном и тогдашним премьер-министром Сержем Саргсяном, ставшим впоследствии главой режима. Именно этот фактор и стал ключевым в создании атмосферы разворовывания всех ресурсов, обнищания населения и его безоглядного бегства из страны.
Помнится, тогда выборы сопровождались массовыми народными протестами против избрания Саргсяна и внутриполитическими интригами, когда различные видные политики по мере изменения баланса сил перебегали из одного лагеря в другой. В первых числах марта действовавший на ту пору президент Роберт Кочарян ввел чрезвычайное положение, после чего, мягко говоря, силовой разгон демонстрантов закончился трагической гибелью десяти человек.
Среди активистов оппозиционного блока находился и нынешний премьер-министр Никол Пашинян, который был осужден на семь лет и амнистирован в 2011 году в честь 20-летия независимости Армении. Так что тут проглядывается элемент личной мести за «несправедливую посадку». Конечно, «дело 1 марта» является исключительно внутренним делом страны-агрессора, но тем не менее считается одной из наиболее позорных страниц в ее политической истории наряду с расстрелом парламента в октябре 1999 года. Так что для нынешних властей раскрытие обстоятельств данного дела и наказание виновных имеет как моральное, так и политическое значение. Они справедливо (к сожалению, это редкость) считают, что страна не может идти в будущее с подобным грузом на плечах, да и Пашинян во время своих предреволюционных выступлений делал множество политических обещаний о раскрытии «папки 1 марта». Он сдержал свое слово, и процесс по установлению виновных был запущен в крайне сжатые сроки - с точки зрения технологии сохранения и наращивания электората перед досрочными выборами он сделал верный ход.
«Небольшие» издержки
Однако не до конца были просчитаны внешнеполитические издержки расследования. Три главных фигуранта дела - Роберт Кочарян, Юрий Хачатуров и Микаэл Арутюнян - для следствия вроде как являются обычными гражданами страны, которые должны нести ответственность перед законом без каких-либо исключений. Однако проблема в том, что для многих акторов внешнего мира они имеют совершенно иные статусы. Так, Кочарян - это экс-президент, который был вовлечен в значительные и масштабные международные процессы как лицо армянского суверена, Арутюнян был министром обороны, а Хачатуров до сегодняшнего дня является генеральным секретарем Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Столкновение двух противоположных восприятий стало очевидным, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров сделал заявление о том, что Москва обеспокоена ситуацией в Ереване. Более того, глава МИД РФ подчеркнул, что происходящие в Армении события идут вразрез с недавними заявлениями нового руководства об отсутствии намерения преследовать своих предшественников по политическим мотивам.
Более того, во время последнего Каспийского саммита президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время встречи с президентом Владимиром Путиным отметил, что имеется необходимость обсудить вопрос генсека ОДКБ, «ставший для нас проблемой». Учитывая ажиотаж в СМИ и экспертной среде, вряд ли в Ереване просчитывали подобный сценарий. Примечательно, что российский лидер в своем ответе также счел данный вопрос «проблемным».
Тонкость политической игры заключается в том, чтобы любому содержанию придать соответствующую форму. Армения - небольшая страна, наземные границы которой справедливо блокированы со стороны Азербайджана и Турции, а значительная часть критической инфраструктуры принадлежит российским частным, государственным и полугосударственным компаниям («Газпром» и «Роснефть» - энергетика, РЖД - железные дороги и т. д.). Основной продукт внешнеполитического потребления - это безопасность, которую в разных двусторонних и многосторонних форматах страна-агрессор также получает от России.
Именно понимание этих объективных факторов заставило Никола Пашиняна делать последовательные заявления о сохранении стратегической ориентированности в российском и евразийском направлениях. Однако, приняв за основу эти нарративы, Москва упустила другие, не менее важные сигналы. Один из таких - меняющиеся реалии, когда Ереван стремится прочертить жирную линию между внешней и внутренней политикой. Прошлые власти не могли этого сделать по причине отсутствия внутренней легитимности, которая компенсировалась внешней поддержкой в виде признания выборов со стороны Москвы, Брюсселя и Вашингтона.
Нынешний же премьер, по всей вероятности, считает, что тотальная поддержка внутри страны позволяет совершать резкие изменения без оглядки на вышеуказанные центры, и в связи с этим вновь возникает проблема восприятия. Для армянской стороны бархатная революция стала возможностью провести чистку коррупционеров и создать условия для раскрытия общенационального потенциала в рамках государственного строительства. Для России, Казахстана и Беларуси это попытка изменить политическую природу внутри евразийской системы, которая может привести к непредсказуемым последствиям.
Европейский Союз видит потенциал для своего полноправного участия в процессе реформирования и демократизации страны-члена Евразийского экономического союза, Америка видит возможности геополитического и геоэнергетического характера, а Иран - крайне важный сосед Армении - не желает усиления этих западных элементов и т. д. Внешняя политика является крайне сложной, многослойной и нюансированной субстанцией в глобальной международной жизнедеятельности, и к этому нужно относиться крайне прагматично и хладнокровно. Уже наличие одного неурегулированного карабахского конфликта должно заставлять любого армянского правителя быть вынужденным реалистом. Конечно, при наличии существенных качественно-количественных ресурсов официальный Ереван может постепенно начинать задумываться о процессе диверсификации внешнеполитического влияния иных центров силы, что впоследствии позволит быть более раскованными в делах внутренних. Однако, как говорится, мечтать не вредно – Москва не будет защищать и кормить голодного сатрапа, смотрящего в сторону Парижа и Брюсселя.
От первого лица
По мнению пресс-секретаря партии, вице-спикера парламента Эдуарда Шармазанова, в стране происходит раскол общества, осуществляется тотальный террор мысли, права и совести. «Сто дней премьерства Пашиняна показали, что в этой стране действует не правительство, а «ревком», управляющий методами большевиков. Как во внешней политике, так и во внутренней Пашинян очень четко продемонстрировал, как можно в сжатые сроки испортить то, что выстраивалось годами», - отметил одиозный политик в интервью Спутник Армения, полагая, что под видом борьбы с коррупцией власти расправляются с оппонентами.
«Даже в период первого президента, когда закрывались газеты и партии, не было такого политического террора, такой жесткой расправы с оппонентами. Как можно срывать пресс-конференцию человека (речь о Роберте Кочаряне - ред.), на основании чего?», - заявил он.
За 100 дней премьер фактически расколол общество на революционеров и контрреволюционеров, на белых и черных, отмечает республиканец.
Большую обеспокоенность РПА вызывает и внешняя политика правительства. Так, серьезное испытание проходят стратегические, союзнические отношения с Россией.
В истории этих отношений не было еще случая, чтобы глава МИД России обвинял своих армянских коллег в нарушении договоренностей. Июльский инцидент в селе Паник Ширакской области и реакция Пашиняна на него, затем уголовное дело в отношении генерального секретаря ОДКБ и комментарий российского министра говорят о том, что у нас есть серьезные проблемы», - говорит он.
По его словам, в то время как соседний Азербайджан укрепляет отношения с Россией, Армения целенаправленно ухудшает их. Не лучше обстоят дела и на западном направлении - нет обещанных инвестиций, нет миграционного бума. Одного вице-премьера отправили в США, другого – в Канаду. Ну и где же результаты? Сам премьер едет в Брюссель и там упрекает европейских коллег в том, что они не дают ему побольше денег», - говорит он.
Вице-спикер напомнил и об освобождении членов вооруженной группы «Сасна црер», захватившей в июле 2016 года полк патрульно-постовой службы полиции в Ереване. По его словам, эти люди убили трех полицейских, которые в данном случае были законными представителями государства, однако события развернулись так, что вместо того, чтобы понести законное наказание, члены этой группировки, фактически будучи преступниками, выступившими против правительства, спустя короткое время, оказались на свободе.
Обобщая, Шармазанов сказал, что на будущее смотрит с тревогой, и пока неизвестно, что будет завтра, через день, месяц.
Основной момент
И он прав, поскольку надо считаться с реальностью и постепенно привыкать к ней, так как армянское правительство не ищет выхода, а «плачется» по любому поводу. Так вот, у них налицо миллион человек, покинувших страну, почти семимиллиардный (в баксах) государственный долг, отрицательные инвестиционные показатели, феодально-клановая система социально-экономических взаимоотношений плюс бандиты на каждом углу. Исторические аналогии показывают, что в подобных ситуациях необходимо вести ювелирную политическую игру, имея большой запас мудрости и терпения. Теперь же конфигурация, которая еще вчера казалась исключительно внутриполитическим кейсом (Кочарян, Хачатуров), автоматически приобрела явные внешнеполитические оттенки. Это как минимум означает, что в процесс вовлечены иные акторы, имеющие собственные интересы и видение его логического завершения.
Постреволюционный язык армянской стороны пока не до конца понятен устоявшимся партнерам по евразийскому пространству. В свою очередь для «либерального» правительства в Ереване не ясна логика своих основных (Москва, Минск, Астана) коллег по ЕАЭС и ОДКБ. В подобных ситуациях сторонам, которые по-разному воспринимают положение, необходимо выработать общепонятный язык политического общения.
Пока каждый настаивает на своем, и сложно предугадать, как будут развиваться события дальше. На этом фоне Роберт Кочарян, который после использования силы против демонстрантов в марте 2008 года стал фактическим политическим трупом и более десяти лет даже не пытался вернуться в большую политику, был частично реанимирован.
Великому французскому дипломату Шарлю Морису де Тайлерану принадлежит цитата о том, что «если вы хотите основать новую религию, дайте себя распять, и на третий день воскресните». Арест Кочаряна, которого поддержал ряд политических сил, контролирующих большинство мест в парламенте, и его дальнейшее освобождение стали в какой-то степени его политическим воскрешением. Трудно оценивать его шансы в борьбе за реальную власть ввиду недоверия к нему абсолютного большинства граждан. Однако нельзя не учитывать наработанные за годы его президентства международные связи, финансовые возможности и, безусловно, опыт политической борьбы, в которой действует только одно правило: правил никаких – все средства хороши, кроме морали.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать