• пятница, 19 Апреля, 18:43
  • Baku Баку 24°C

Кто выступит в роли «Берии»?

30 июля 2018 | 19:56
Кто выступит в роли «Берии»?

КОММЕНТАРИЙ
Это была вовсе не мирная революция, имели место массовые беспорядки, которые привели к 10 жертвам, заявил Виктор Согомонян, руководитель руководитель офиса Роберта Кочаряна, комментируя уголовное дело против своего патрона и обвинение его в свержении конституционных порядков.
Дело в том, что Кочарян и его команда называют дело сфабрикованным, арест незаконным и утверждают, что происходящее - политическое и личное преследование. «Это Республика Армения, и здесь не будет правового произвола, - заявил Согомонян, отметив, что найдут «Берию» и накажут».
Таким образом, Роберт Кочарян, который косвенно обвинил в событиях 1 марта Никола Пашиняна в ходе интервью 26 июля, пытается договориться с ним, переводя стрелки в другую сторону. При этом обвиняет он не первого, а «Берию», то есть второго. А это является прямым указанием на Сержа Саргсяна, бывшего в то время премьер-министром страны. Роберт Кочарян заявил, что готов сесть в тюрьму, но борьбу не прекратит.
Кочарян в роли жертвы?
Заявляя о том, что он будет вести борьбу до конца, Роберт Кочарян в то же время подчеркивает, что события 1 марта - это целая цепь событий и акторов, и не совсем понятно, почему именно он или почему только он? Кочарян, указывая на Саргсяна, возможно, намекает, что Пашинян готов был договариваться с ним об условиях ухода с политической арены, почему бы не договориться и с Кочаряном о 1 марта?!
Как считает армянское экспертное сообщество, Кочарян намекает, что почти физически ощущает, что Серж Саргсян и Левон Тер-Петросян могли договориться и отдать его на заклание. К тому же после событий 1 марта была создана фактологическая группа, которая выявила серьезные обстоятельства по поводу этих событий. Однако договориться не получилось, потому что Саргсян «кинул» их, да и Тер-Петросян потом пытался косвенно договориться с верным соратником Кочаряна - Варданом Осканяном о формате невластного полюса. Таким образом, события 1 марта очертили политический облик следующего десятилетия, структуру отношений, перегруппировки, став, по сути, пультом управления.
Дело против Кочаряна знаковое во всех смыслах. Во-первых, должны ответить все виновные в преступлении, особенно в убийстве 10 человек, во-вторых, это дело может стать мощной силой, направленной на демонтаж правившей более 20 лет криминальной системы. В-третьих, хотя его будут судить за преступления против армян, азербайджанский народ получит хоть и частичное, но моральное удовлетворение от этого процесса уже сейчас, не дожидаясь, когда пробьет наш час, и мы спросим с этого палача азербайджанского народа по полной программе.
Новая ситуация
Армянский эксперт Саргис Арцруни считает, что если обвинение Роберта Кочаряна в свержении конституционного строя найдет судебное подтверждение, то получается, что власть Сержа Саргсяна на протяжении 10 лет действовала вне поля легитимности, потому что Кочарян передал власть своему преемнику посредством свержения конституционного строя. Эта делает почти неизбежным привлечение Саргсяна к ответственности в деле 1 марта в силу того, что именно он был в то время премьер-министром страны. Таким образом, антиконституционна не только власть Сержа Саргсяна, но и первый и второй сроки президентства Роберта Кочаряна.
И еще: на президентских выборах 1998 года Кочарян не имел права баллотироваться, поскольку конституция устанавливала определенный ценз гражданства и проживания в стране, требованиям которого он не удовлетворял. Президентские выборы 1998 года были нелегитимными - даже независимо от результатов, ибо в них участвовал кандидат, который не имел на это права. Получается, что 20 лет назад Роберт Кочарян фактически узурпировал власть. Даже если принять в расчет, что на выборах в 2003 году он и одержал победу. Ибо Конституционный суд признал его победу условно, потребовав через год провести в стране референдум доверия. Это условие Кочарян не выполнил.
Однако расследованием преступлений 1 марта дело не ограничится, поскольку Кочарян имеет непосредственное отношение и к событиям 27 октября, так как все факты свидетельствуют о том, что он является соучастником в организации террористического акта в парламенте, следовательно, властью в Армении завладел посредством теракта, государственного переворота. А там могут засветиться такие факты, если учитывать, что армянская сторона обвиняет российские спецслужбы в организации теракта в армянском парламенте, что мало никому не покажется.
Вот и получается, что Армения на протяжении 20 лет жила в антиконституционном режиме, находясь в когтях режима криминальной олигархии. Это сегодня обосновывается не только на политическом уровне, но и на уровне правовых оценок.
Граница веры и разочарования
Вместе с тем одними зрелищами дела не поправить, и Никол Пашинян приближается к опасной черте, поскольку произошедшая в Армении так называемая бархатная революция была основана на желаниях и вере смести, наконец, криминально-олигархический режим. То есть чаша терпения общества переполнилась, и люди хотели избавиться от прежних властей. А вера - категория эмоциональная, не очень разумная и тем более вовсе не политическая. Следовательно, армянская революция не была политической, потому что зиждилась не на политическом расчете, тактике и стратегии, а именно на вере. А посему так называемый капитал Никола Пашиняна фактически не политический капитал, как это принято говорить. И его власть основана на вере, вернее, доверии. Это власть человеческих эмоций и ожиданий, желаний и мечтаний. Эта власть не предполагает программы или стратегии, это беспрограммная и деидеологическая власть.
Как считают армянские аналитики, государство, построенное на доверии масс, потеряв это доверие, непременно приходит к распаду, так как граница веры и разочарования, доверия и ненависти - очень тонкая, часто невидимая. А общество, состоящее из разочарованных и не верящих индивидов - самый важный стимул для застоя и деградации государства. Ибо недостаток эмоций заставляет людей думать. А мысль, идея - первые враги веры. И когда общество к действиям властей начнет относиться разумно, с этого момента и начнется девальвация веры. Так вот, армянские власти пока не могут найти замену вере, и общество в любой момент может сделать свой шаг. А Никол Пашинян непременно окажется следующим в череде поверженных армянских вождей, если не начнет мыслить как государственный муж и не сделает решительных шагов к установлению мира с Азербайджаном, начав с безоговорочного вывода оккупационных войск с захваченных азербайджанских территорий, гарантируя, таким образом, процветание своей страны.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать