• четверг, 28 Марта, 18:08
  • Baku Баку 13°C

Жилкин: «Неправильно, когда люди приходят работать на выборную должность, и тут же их жены резко богатеют, дети становятся бизнесменами»

27 февраля 2014 | 12:49
Жилкин: «Неправильно, когда люди приходят работать на выборную должность, и тут же их жены резко богатеют, дети становятся бизнесменами»
Губернатор Астраханской области Александр Жилкин рассказал «Известиям» о предстоящем Каспийском саммите, который пройдет во второй половине 2014 года, об экономической и социальной обстановке в своем регионе, а также о взаимоотношениях с бывшим мэром.
— Недавно вы публично предложили гонимым украинскими радикалами бойцам из отряда «Беркут» приют в Астраханской области. Ваше решение не изменилось?
— Президент Янукович продемонстрировал слабость и беспринципность, когда в бессилии найти компромисс и локализовать протестное движение, чтобы обойтись без кровопролития, поставил ребят под пули. И даже в этом случае они беспрекословно выполняли приказ, не применяли оружие. Это достойно уважения. А сейчас они могут ни за что пострадать, а когда разберутся — будет поздно. И поддержать их — дело чести. Поэтому я, прочитав в соцсетях об опасениях бойцов «Беркута» и их семей попасть в мясорубку революционной эйфории, не мог поступить иначе. Я сделал официальное заявление, что мы готовы принять людей, если это будет необходимо. Меня поддержал астраханский бизнес, очень многие и сейчас звонят, спрашивают, когда приедут беркутовцы, выражают готовность их приютить, поддержать и устроить. Так что из бюджета никаких трат не потребуется. Я проинформировал МИД РФ, что если будут обращения, то Астраханская область готова принять ребят на временное проживание. Мое заявление продиктовано еще и тем, что область имеет теснейшие контакты и подписанные соглашения о сотрудничестве со многими регионами Украины в ее восточной и западной частях.
— А на какой стадии развития находятся сейчас экономические отношения с прикаспийскими странами? Астрахань выбрали следующим местом проведения Каспийского саммита.
— С Ираном, Азербайджаном, Туркменистаном, Казахстаном мы реализуем массу гуманитарных проектов. В Астрахани учатся 5,5 тыс. студентов из прикаспийских государств, а наши студенты, изучая, например, в школе бизнес-перевода язык фарси, едут практиковаться в нем в Иран. К нам постоянно приезжают на гастроли театры прикаспийских государств. Мы проводим совместные спартакиады.
— Вы говорите об образовании и культуре, а в экономической части?
— За счет экономического сотрудничества с 2005 года сильно вырос внешнеторговый оборот. Если тогда он составлял $300 млн, то прошлый год мы закончили с оборотом в $1,35 млрд. Во многом благодаря сотрудничеству с каспийскими соседями. Мы строим для них суда, буровые комплексы, вместе развиваем транспортные коридоры, авиационное сообщение... Сейчас прорабатываем вопрос линии авиасообщения с Ашхабадом, восстанавливаем авиасообщение с Баку.
— В Астрахани даже планировали поставить памятник Омару Хаяму, это правда?
— Да, сейчас эскиз этого памятника разрабатывается, и вскоре он будет установлен. Есть еще другие памятники, скверы и парки. Памятник Курмангазы, казахскому композитору, у нас его захоронение, памятник туркменскому писателю Махтумкули... Азербайджанские друзья построили в Астрахани мост Дружбы, новую школу имени Гейдара Алиева и даже памятник святому Владимиру Крестителю. И мы со своей стороны предлагаем свое участие в строительстве памятников на территории наших соседей.
— Решение какой из задач, поставленных перед областью в связи с каспийским сотрудничеством, наиболее приоритетно для вас?
— Первоочередным, наверное, стоит считать вопрос создания в области свободной промышленно-экономической зоны. Это необходимое решение не только для Астраханской области, но и для развития всего юга России. Сейчас мы ждем согласия правительства на этот шаг, очень выгодный для нас и тщательно подготовленный нами в части достижения необходимых договоренностей с двадцатью крупнейшими мировыми компаниями, готовыми строить свои заводы у нас. Если же мы будем медлить, то такие зоны откроют у себя Казахстан и Туркменистан.
— Как решается «вечная проблема» — браконьерство?
— Я занимаюсь ею уже девять лет. Сейчас, несмотря на традиционные сети, которые все-таки ставят рыбаки-одиночки, ситуация достаточно спокойная. Нет уже того безобразия, как 10 лет назад, когда везде сидели браконьеры-бандюги, ловили рыбу в промышленных объемах и никого больше не пускали. Мы вместе с правоохранительными органами и странами-соседями буквально «выбили» их. Проводили совместные операции, общие патрули. Мы выдвигаем инициативу в правительство о наказании в виде лишения свободы за эти деяния до трех лет. И необходимо повысить штрафы, потому что бизнес по икре очень доходен и штрафы в 5 тыс. рублей просто смешат браконьеров. Нужно реально сажать и исполнителей, и организаторов. Но по большому счету сейчас эта проблема сведена к минимуму. Мы сейчас думаем не только о том, как сохранить, но и о том, как приумножить рыбные ресурсы.
— Какова же ваша стратегия в этом отношении?
— С одной стороны, мы уже подписали необходимые договоры с прикаспийскими странами о совместном ограничении промышленного лова, чтобы дать рыбе несколько лет на размножение. Кроме того, мы увеличиваем количество рыбной молоди, искусственно выращивая и выпуская ее в водоемы. Например, осетровых выпускаем более 30 млн штук в год. Мы предложили Росрыболовству рассмотреть государственно-частное партнерство в плане модернизации государственных рыборазводных заводов, и этот вопрос сейчас в разработке.
— То есть сами вы пока не едите черную икру?
— Да, не ем. Ловить пока нельзя, и я готов обойтись. Да я ее не так уж и люблю (смеется).
— С прошлым мэром Астрахани у вас не сложились отношения. Есть какие-то пожелания будущему?
— В прошлом году мне было очень стыдно за мэра Астрахани, который, казалось бы, пришел из крупного бизнеса, а оказался банальным жуликом. Кем должен быть глава муниципалитета? Альтруистом, влюбленным в свой город и землю. Он не должен быть популистом. По моему опыту, такие всегда «сдуваются», и потом люди сами обращаются ко мне, чтобы я такого человека снял, хотя это не входит в мои полномочия. И конечно, неправильно, когда люди приходят работать на выборную должность, и тут же их жены резко богатеют, дети становятся бизнесменами.
— Из принятых областной думой местных законов есть такие, которые вы считаете необходимыми принять и на региональном уровне?
— В связи с развитием туристического кластера и популярностью рыбалки в регионе частный лов рыбы порой ведется у нас в промышленных масштабах. Необходимо вернуть ограничение, которое существовало при СССР, норма вылова — 5 кг рыбы на одного человека. Мы настаиваем на том, чтобы этот пункт добавили в закон «О рыболовстве». Иначе что мы имеем? До 3 млн туристов-рыбаков, которые вылавливают рыбу тоннами, и у нас нет оснований остановить этот любительски промышленный лов.
И конечно, федеральное значение имеет проект по созданию свободной промышленно-экономической зоны. Сегодня готово уже девять инфраструктурно обустроенных площадок под заводы, мы ждем только решения правительства РФ.
banner

Советуем почитать