• пятница, 29 Марта, 17:50
  • Baku Баку 14°C

Запоздалые меры,

05 июля 2018 | 10:16
Запоздалые меры,

РЕГИОН
Наверное, в будущем учителя, задавая вопрос об основных изобретениях китайцев, к пороху, колесу и бумаге добавят межгосударственную стену - настолько широко распространено сегодня желание отгородиться.
Головное государство «свободного мира» США возводит барьер на границе с Мексикой, в ответ на что уже получили левое правительство в Мехико по итогам президентских выборов. Украина отгораживается от многовекового братства с Россией, а Турция и совсем недавно Ирак решили «увековечить» границу с Сирией.
Щит (без)опасности
С Турцией все более или менее понятно, она больше всех страдает от внутреннего и внешнего террора - военные операции «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь» были проведены как раз с целью отбросить подальше от границ курдские «Отряды народной самообороны», финансово и организационно привязанные к террористической «Курдской рабочей партии». Но почему вдруг Ирак приступил к строительству «щита безопасности» вдоль границы с Сирией?
По большому счету, такая зараза, как десятки тысяч боевиков террористической группировки «Исламское государство» (ИГ «внезапно» появилось летом 2014 года), по региону начала распространяться как раз с территории Междуречья. Да и фамилия у их лидера говорящая - Аль Багдади. Так что зря правительство Ирака с запозданием решило построить щит безопасности длиной 20 км, включающий сторожевые башни, термические датчики и другую аппаратуру, отслеживающую перемещения в приграничном районе. Бастион протянется к северу от города Эль-Каим в крупнейшей иракской провинции Анбар, а строительство сооружения при активной помощи американских инженеров обойдется почти в $3,4 млн.
Масштабная военная операция по нейтрализации последних анклавов ИГ на территории Ирака началась 16 апреля. От террористов планируется очистить все районы на иракской границе с Сирией, Иорданией и Саудовской Аравией. Для осуществления операции созданы три региональных командования со штабами в провинциях Найнава, Анбар и Салах-эд-Дин.
Однако террористическая угроза в иракских городах по-прежнему остается крайне высокой. Как сообщают представители командования армии Ирака, вблизи границы были развернуты серьезные силы, дабы предотвратить возможные попытки джихадистов проникнуть на территорию их страны. Правительственные войска Башара Асада, между тем, тоже укрепляют оборону в окрестностях города Абу Кемаль, который не раз подвергался атакам отрядов ИГ, базирующихся на Восточном берегу реки. То есть получается, что хваленые и всячески поддерживаемые Вашингтоном «Отряды народной самообороны» не только не подавили террористов, но даже способствовали их реанимации на занятых курдскими боевиками территориях.
По мнению экспертов, сложность обстановки к востоку от Евфрата объясняется реализацией секретных планов Соединенных Штатов по реорганизации сил внутри подконтрольных вооруженных группировок. Некоторые даже полагают, что коалиция, возглавляемая США, является главным центром управления не только для курдов, но и для всех радикальных исламистов. В принципе, версия, по которой ИГ будет переформатировано, прежде всего, усилиями американцев для продолжения войны против правительства Башара Асада, может иметь право на существование. По крайней мере очевидно, что ни Вашингтон, ни его союзники не ведут действенной борьбы, а деньги, потраченные на строительство забора, будут благополучно «съедены».
Сообщающиеся сосуды
Не исключено, что и курды, и ИГ фактически являются членами проамериканской коалиции - эдакими сообщающимися сосудами, отсюда и многочисленные факты того, что их столкновения в конце концов оборачиваются ассимиляцией. Сейчас обе стороны пытаются по-братски поделить власть за Евфратом, но когда придет время курдским формированиям как официальным союзникам США повоевать с террористами, на деле они вберут в себя остатки сил ИГ, чтобы их легитимизировать.
Такое уже не раз случалось. Это извечное «разделяй и властвуй» в Сирии проявляется довольно наглядно. Вот как они действуют: вооружают и тех, и других, когда надо - стравливают их друг с другом, когда не надо - консолидируют между собой. На днях турецкая разведка опубликовала данные, согласно которым американцы активно поставляют вооружение на Ближнем Востоке, в том числе и различным негосударственным группировкам, участвующим в гражданской войне в Сирии, а также Ираке. Все эти поставки объединяет один интересный факт - имеется потребность в оружии советского образца, к которому привыкли в этих странах. Понятное дело, оно очевидно не производится в США и большинстве стран НАТО. Каким же образом и где Пентагон «достает» оружие советского стандарта и поставляет его на Ближний Восток? Схема поставок достаточно проста - Пентагон не закупает оружие самостоятельно, чтобы не подставиться - черновой работой занимаются частные компании-посредники третьих стран.
Кроме того, Вашингтон не оказывает прямой финансовой помощи большинству союзных сил на Ближнем Востоке, так как имелся печальный опыт с нецелевым расходованием полученных средств, поэтому уже многие годы поставляют только само оружие и услуги по обучению персонала.
На сегодняшний день американские частные компании совершают сделки с двумя государственными структурами - либо c Главным управлением войск специального назначения Министерства обороны США, либо с Picatinny Arsenal - военной научно-исследовательской и производственной организацией, находящейся под управлением Пентагона. Теперь США закупает у посредников только новое оружие и строже отслеживает его качество. Что касается закупаемых объемов, то они только увеличились после того, как началась гражданская война в Сирии и Ираке.
Как обходят запреты
Последние годы перед компаниями-посредниками стоит более сложная задача, чем раньше - организовать производство тех же боеприпасов советского калибра, да и самого оружия тоже. Задача усложняется тем, что закупки в России и Китае запрещены. Таким образом, целевыми становятся страны Восточной Европы, где сохранились некоторые производства или же хотя бы специалисты. Чаще всего дела ведутся с производителями в таких странах, как Болгария, Сербия, Чехия и прочие страны бывшего соцлагеря.
Номенклатура необходимого вооружения огромна, при этом найти в необходимом количестве некоторые виды боеприпасов проблематично - например 23 мм снаряды для зенитной установки ЗУ-23-2, ставшей очень популярной в сегодняшних конфликтах (она устанавливается на внедорожники и используется против сухопутных целей), вне России практически не производятся. Естественно, такие контракты становятся «лакомыми» кусочками, хотя и непростыми в плане организации - необходимо «с нуля» создать производство. Однако американские «солдаты удачи» или «псы войны» (это более удачное сравнение) обходят любые трудности, поскольку на кону стоят сотни миллионов баксов чистой прибыли.
Так что правительству Ирака вполне уместно было бы задать вопрос: а для чего строить стену на границе с Сирией, если оно и без того находится не в полной уже, но все равно в определенной зависимости от Вашингтона, который имеет влияние на все силы, противостоящие Башару Асаду?
Ариф АЛЕКПЕРЛИ
banner

Советуем почитать