• пятница, 29 Марта, 15:42
  • Baku Баку 14°C

Были времена и потяжелее…

03 июля 2018 | 11:02
Были времена и потяжелее…

РЕГИОН
Цена на углеводороды пока не идет на убыль, даже несмотря на то, что президент США Дональд Трамп нашел способы, как воздействовать на Саудовскую Аравию, чтобы та увеличила добычу нефти.
Конечно, в Эр-Рияде и Москве сидят крупнейшие производители, заинтересованные в поступлении большего объема сиюминутных денег, однако есть множество стран, таких как Иран, Ливия, Венесуэла, Канада и Нигерия, которые планируют снизить добычу «черного золота». А потому в ближайшей перспективе их действия могут привести к дальнейшему росту цен, даже несмотря на планы ОПЕК+ нарастить добычу.
Кстати, стоимость нефти после месячного перерыва приблизилась к уровню $80 за баррель. Например, с начала минувшей недели различные марки топлива подорожали более чем на 5%, а ключевым фактором роста цен стали намерения американцев отрезать иранской нефти доступ на мировой рынок.
Без подушки безопасности
Лишая южан доступа к нефтедолларам, американцы вредят себе тоже, портя отношения с крупными потребителями топлива.
Так, на днях Госдепартамент заявил о том, что проведет переговоры с Китаем и Индией насчет того, чтобы убедить их прекратить эти закупки. В случае отказа от «убедительного» предложения импортеры попадут под возобновленные антииранские санкции второго порядка, предупредили в Госдепе, то есть эти обещания иллюстрируют ситуацию, в которой рынок нефти оказался непредсказуемым из-за политических факторов. Вступление в силу антииранских санкций ожидается в начале ноября, но уже сейчас инвесторы оценивают их последствия для рынка, тем более что они могут быть более значительными, чем шесть лет назад (во времена непредсказуемого президента Ирана Махмуда Ахмадинежата), когда в результате введения с 1 июля 2012 года эмбарго на поставки иранской нефти всего за несколько месяцев они сократились более чем на 1 млн баррелей в сутки.
Думается, Пекину и Дели выгоднее сотрудничать с Вашингтоном, нежели с Тегераном, и если они «испугаются» заокеанскую державу, может быть выведено с рынка примерно 2 млн баррелей. Однако ни китайцы, ни индусы не могут получить внятный ответ на вопрос: за счет чего можно будет покрыть дефицит.
Кроме того, эмбарго в отношении муллократии приведет прочих производителей к необходимости использовать все свободные мощности и лишит рынок подушки безопасности, что опять же приведет к росту цен. Так что компании азиатского региона уже готовятся к расширению санкций и наращивают импорт нефти из Ирана, который в мае составил 1,8 млн баррелей в сутки (+15% к показателям годом ранее).
Грядут самые жесткие санкции в истории
Очевидно, что поздней осенью южане ощутят «всю прелесть» нарастающего санкционного давления, однако, как говорится, бывало и хуже, население затягивало пояса, а массовые выступления протеста преподносились как козни врага и жестоко подавлялись. Во всяком случае, всегда было так, и прав в этом плане верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, который написал в своем блоге, что его страна найдет пути противостояния и вето, и эмбарго: «Американцы регулярно прибегают к нагнетанию экономического давления, чтобы внести раскол между нашим народом и властями, однако они забывают, что до этого шесть их президентов уже пытались сделать это, но отступили».
После того как Трамп объявил о выходе США из международного соглашения по иранской ядерной программе и возобновлении экономических и финансовых санкций против Ирана, руководство Тегерана создало специальный комитет для изучения возможного влияния санкций, выяснения ситуации с экспортом нефти и сохранения нефтяных доходов. И, похоже, иерократия нашла способ обойти американские санкции - власти этой страны собираются разрешить частным компаниям экспортировать нефть.
По словам первого вице-президента Ирана Эсхака Джахангири, после введения санкций против его страны сырая нефть будет продаваться через биржи, а местным частным компаниям разрешат ее экспортировать по совершенно прозрачной схеме. Такие поставки не будут попадать под ограничения США и их союзников. Джахангири отметил, что часть нефти уже предлагается на открытых торговых площадках. Пока речь идет об объемах в районе 60 тыс. баррелей в день.
Напомним, пару недель назад госсекретарь США Майк Помпео объявил о 4 ноября как о дне, когда наступят «самые жесткие санкции в истории» и «беспрецедентное финансовое давление на режим в Иране». В то же время он добавил, что Иран может избежать действия этих ограничительных мер при условии согласия на «значительные изменения». К таким изменениям относится готовность заключить новое, гораздо более жесткое соглашение по иранской ядерной программе, которая будет иметь значительно большие ограничения.
Экспертная оценка
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу, Вашингтон оказывает давление на своих союзников и такие страны, как Китай и Индия, требуя от них отказаться от импорта иранской нефти:
- Вступление в силу антииранских санкций ожидается примерно 4 ноября, но уже сейчас инвесторы оценивают их последствия для рынка. Они не исключают дальнейшего роста цен на нефть, который не смогут остановить планы России и Саудовской Аравии по наращиванию добычи. Что касается Индии, одного из крупнейших потребителей, то она не признает односторонних санкций, а только те санкции, которые ввела ООН. В этой стране слишком многое завязано на нефтяные проекты с Ираном. Сомнительно также, что Китай согласится отказаться от покупки иранской нефти.
Обеспокоены будущими санкциями США и в Токио, и в Сеуле. Так, агентство Reuters со ссылкой на анонимного представителя правительства Южной Кореи сообщило, что эта страна сейчас ведет переговоры с Вашингтоном, чтобы вывести корейских покупателей иранской нефти из-под удара антииранских санкций. Такие переговоры проводит и японская сторона, это признал неделю назад, выступая перед журналистами, генеральный секретарь правительства Японии Есихидэ Суга.
Кстати, Тегеран может договориться и с Россией о перепродаже своей нефти. Более того, клерикальный режим обладает массой иных рычагов воздействия, например, он вполне может использовать лоббистские инструменты в самых разных странах, включая Великобританию как ближайшего союзника США. В конечном итоге, думается, на политику Ирана американские санкции влияния не окажут, поскольку даже в самые тяжелые времена он обходил либо смягчал обруч давления.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать