• вторник, 19 Марта, 10:59
  • Baku Баку 8°C

Преступный сговор: почему на стол бакинцев попадает товар по высоким ценам

18 июня 2018 | 17:25
Преступный сговор: почему на стол бакинцев попадает товар по высоким ценам
Продукты под брендом Made in Azerbaijan уже долгое время успешно конкурируют на мировых рынках с аналогичной продукцией иностранного производства. Меры правительства по оздоровлению и усилению деловой активности на рынке продуктов питания и сельскохозяйственной продукции в целом положительно отразились и на внутреннем рынке.
По некоторым позициям в производстве фруктов и овощей несколько лет как ощущается положительная тенденция. Все торговые точки Баку, например, заполнены дешевым луком, картофелем, чесноком.
Лучшая часть клубники уходит на экспорт и переработку
Но при этом купить приличную, сладкую, сочную клубнику не получится. Нет клубники, и все. Почти везде реализуется клубника размером с крупную алычу — кислая и невкусная. Стоит она в пределах 2,5-3 манатов. Дешевой клубники население столицы так и не дождалось. А ведь по всем прогнозам, урожай в этом году был отменный. Об этом свидетельствуют сюжеты наших каналов — клубники посажено намного больше, чем в предыдущие годы, а ее нет в достаточном количестве.
Куда же уходит клубника? Почему на внутренние рынки доставляется такой плохой товар?
У клубники всего три направления движения: на экспорт, на заводы по переработке и на внутренний рынок. Понятное дело, что лучшая часть клубники уходит на экспорт и переработку. А все, что остается, попадает на стол местных потребителей по завышенным ценам. Зимы в этом году практически не было, весной нет жары, а клубника любит прохладу, значит, в регионах эта ягода выращивается в больших объемах.
Человеку неимущему кроме покупки лука и картошки в маркете делать нечего
Государство выделяет на развитие отрасли колоссальные средства, фермеры получают беспроцентные ссуды, они освобождены от налогов, за каждый гектар и за многие виды выращиваемых культур государство выдает субсидии. Фермеры могут приобрести по низким ценам семена, удобрения, технику. Какой смысл во всей этой деятельности, если клубника стоит в Баку в десять раз дороже, чем непосредственно на поле?
Дело не только в клубнике. Скажем, черешня сорта «Бычье сердце», порой в торговых точках реализуется за 8-10 манатов. Кстати, самая вкусная черешня, между прочим. А так называемая алыча вида «гёйчя» (göyçə) продается за 3-4 маната. То есть, человеку неимущему, кроме покупки лука и картошки в маркете делать нечего.
Почему в июне на рынке сельскохозяйственной продукции такая дороговизна? Сколько еще должно государство потратить сил и средств, чтобы каждый средний человек мог насладиться изобилием недорогих фруктов и овощей? Ответ прост: без должного контроля за происходящими на рынке процессами достичь результатов не получится.
Цены устанавливают всякого рода рыночные спекулянты, маклеры и посредники. Для удержания высоких цен они не пускают на столичные рынки излишнюю продукцию, и зачастую все та же клубника гниет на полях. Это ни для кого не секрет — достаточно посмотреть телевизионные сюжеты, когда возмущенные производители просят помочь им в реализации сельскохозяйственной продукции. У них не хватает ни транспорта, ни денег для доставки товара в город.
Эту деятельность можно было бы назвать преступным сговором
Законы экономики и рынка тут бессильны, так как дело организовано таким образом, что фермер не в состоянии противостоять организованным посредническим группам и компаниям. На самом деле эту деятельность можно было бы назвать преступным сговором с целью создания и установления на азербайджанском рынке монопольных цен на жизненно необходимые продукты питания. За это дело можно было бы посадить не один десяток людей, но почему-то никого не сажают.
Сфера сельского хозяйства входит в компетенцию многих государственных структур. Но даже одно министерство сельского хозяйства вполне в состоянии повлиять на ситуацию. Сколько лет как в Баку организуются сельскохозяйственные ярмарки, где продукция из села реализуется в разы дешевле рыночных цен. Конечно, несколько ярмарок не в состоянии серьезно подорвать бизнес организованных посреднических объединений. Но меры принимать надо.
Нужно убирать все препоны с пути сельхозпродуктов из деревни в город
Количество ярмарок в столице, безусловно, надо увеличивать. Нужно ввести в оборот так называемые сезонные лицензии. Каждый, кто желает, может заниматься продажей сельскохозяйственной продукции. Для этого лишь надо иметь эту самую лицензию, разрешение на место на улице и санитарную книжку. В процесс торговли должно подключиться как можно больше людей, что в принципе может подорвать монополию спекулянтов.
Стоило бы организовать специальный транспортный парк, который бы занимался доставкой сельхозпродукции по крупным городам страны. Можно было бы найти какие-то средства в бюджете для организации этого парка. Со временем, по мере реализации проекта, вложенные деньги вернулись бы с лихвой. Подорвать чью-то монополию можно лишь созданием альтернативных вариантов. Кроме того, контролирующие органы обязательно должны следить за процессами на внутреннем рынке. Если кто-то нарушает антимонопольный закон, то такие компании нужно наказывать, причем очень строго.
Безусловно, нужно убирать все препоны с пути сельхозпродуктов из деревни в город. Без кардинальных мер бакинцы и гости столицы будут страдать от дороговизны и нехватки продуктов, а сельчане будут с ужасом наблюдать за тем, как с трудом выращенные овощи и фрукты гниют прямо на полях.
Sputnik Азербайджан
banner

Советуем почитать