• пятница, 29 Марта, 16:49

Обнаружена самая далекая радиогалактика

17 июня 2018 | 18:47
Обнаружена самая далекая радиогалактика
Астрономы обнаружили самую далекую на сегодняшний день радиогалактику: она существовала в конце эпохи реионизации. Находка позволит узнать больше о формировании и эволюции галактик, а также процессах, которые происходили в ранней Вселенной. Препринт работы опубликован на портале arXiv.
Считается, что яркие радиогалактики с высокими значениями красного смещения (англ. high-redshift radio galaxies, HzRG) — прародители крупных массивных эллиптических галактик. Они содержат большое количество пыли и газа и являются одними из самых массивных в ранней Вселенной; кроме того, их часто обнаруживают в центральной части скоплений и протоскоплений галактик. Изучение таких объектов и их окружения может дать представление о формировании и эволюции крупномасштабной структуры Вселенной.
Радиогалактики на красных смещениях z > 6 представляют особый интерес, так как несут информацию о процессах, шедших во Вселенной в эпоху реионизации (подробнее про этот период жизни Вселенной читайте в нашем материале) или вторичной ионизации водорода, продолжавшейся около 450 миллионов лет. После этой эпохи началась длящаяся до сих пор Эра вещества: во время нее Вселенная приобрела знакомый нам вид.
Задача поиска ярких и очень далеких радиогалактик, однако, — весьма сложна, из-за чего такие объекты считаются одними из редчайших во Вселенной. В новой работе группа астрономов во главе с Ааюшем Саксеной (Aayush Saxena) из Лейденского университета сообщает об обнаружении новой радиогалактики типа HzRG — TGSS1530. Первоначально объект был найден в данных обзора TGSS (TIFR GMRT Sky Survey), а в дальнейшем его природа была подтверждена в ходе наблюдений при помощи наземных телескопов «Gemini North» и LBT (Large Binocular Telescope). Наблюдения в радиодиапазоне велись при помощи системы VLA (Very Large Array). Значение красного смещения z для новооткрытой галактики составляет 5,72, что означает, что она существовала близко к концу эпохи реионизации.
Размер галактики оценивается примерно в 11,4 тысячи световых лет, а верхний предел общей звездной массы — в 1011 масс Солнца. Предполагается, что мы наблюдаем радиогалактику на ранних стадиях ее эволюции. По наблюдаемым свойствам TGSS1530 похожа на другие известные радиогалактики при z > 4 и является самой далекой радиогалактикой, известной на сегодняшний день. Исследователи отмечают, что это ненадолго: будущие глубокие обзоры неба, такие как LoTSS (LOFAR Two-metre Sky Survey), позволят открыть еще более удаленные объекты.
Nplus1.ru