• четверг, 25 Апреля, 14:02
  • Baku Баку 23°C

Месть - не выход

07 июня 2018 | 12:22
Месть - не выход

РЕГИОН
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи распорядился, чтобы Организация по атомной энергии Ирана немедленно начала обогащение урана, десятикратно увеличив мощности центрифуг.
Рахбар однозначно заявил, что его страна не может одновременно находиться под санкциями и ядерным надзором. Эти планы, предупредил он, будут реализованы в случае если участники ядерного соглашения, продолжающие его соблюдать после выхода из него США, не смогут обеспечить Ирану экономические выгоды, которые гарантирует сделка. «Наши враги не смогут остановить наш прогресс в ядерной сфере», - пообещал аятолла Али Хаменеи.
Попали в цугцванг
Глава государства пообещал, правительство исполнило - накануне южане по дипломатическим каналам передали соответствующее письмо в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Но тут есть щепетильный момент. В ситуации с режимом шиитской муллократии месть - не лучший выход, поскольку это весьма затратное занятие. Между тем неминуемое обострение ситуации может привести к тому, что если до сих пор Иран не производил ядерное оружие, то теперь приступит к этому. А это, в свою очередь, может побудить американцев к тому, чтобы руками Израиля наносить удары по отдельным ядерным объектам иерократического режима.
Соответственно, это вызовет ответную реакцию Ирана в Сирии, в худшем варианте они блокируют после ударов Израиля и США Ормузский пролив от любого судоходства, что вызовет скачок цен на нефть и приведет к энергетическому кризису. Кроме того, теперь у Тегерана есть моральное и юридическое право (не они замораживали ядерную сделку) выполнять любые действия по активности своих военных подразделений не только в Сирии, но и в целом на Ближнем Востоке. Это также ведет к «горячей» конфликтной ситуации, в которую, кроме Израиля и США, вовлечена будет добровольческая часть Североатлантического альянса.
Решение Дональда Трампа подрывает доверие к руководимой им стране, которая сначала заключает международный договор, а потом его отвергает. Более того, подобные действия подрывают на корню всю систему международного права. Можно предположить, что со стороны стран Евросоюза будет оказываться мощное давление на заокеанских союзников, поскольку после выхода из соглашения администрация Белого дома еще более расширила антииранские санкции, которые могут весьма отрицательно повлиять на авторитет и прибыль европейских компаний, которые ведут бизнес в соседней стране.
Европейский «козел отпущения»
Своим заявлением Хаменеи дал понять, что у европейских стран есть примерно двухмесячный срок для того, чтобы предоставить гарантии по защите интересов Ирана и компенсации убытков, причиненных вследствие выхода США из сделки. Если же европейские участники сделки не сделают этого, Тегеран предупреждает о принятии «вынужденных решений», хотя и не намерен вступать в конфронтацию с Британией, Францией или Германией. «Но история неоднократно показывала, что Европа следует за США», - заявил он, имея в виду, что именно так вели они себя во время переговоров по ядерной сделке в 2004-2005 годах.
В качестве конкретных мер рахбар требует, чтобы европейцы выпустили совместную резолюцию, осуждающую позицию США, и не вмешивались во внутреннюю политику страны. Наконец, европейцы должны обеспечить реализацию иранской нефти, чему могут помешать американцы, ведь известно, что для Тегерана доход от продажи нефти - значительный источник поступлений в бюджет. Кроме того, Хаменеи обозначил требования к европейской банковской системе. Банки, по его словам, должны «гарантировать проведение бизнес-транзакций» с Ираном.
Как сказал корреспонденту газеты «Каспiй» глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, аятолла обратился к Европе, потому что именно европейцы сегодня главные игроки, от которых зависит сохранение сделки в какой-либо форме:
- Администрация Трампа уже приняла окончательное решение о выходе из ядерной сделки. Великобритания, Франция и Германия, находящиеся в одной связке с США, тоже были соавторами соглашения. Конечно, американцы оказывают на европейцев огромное давление. С января (когда Трамп объявил о желании выйти из соглашения) по апрель американцы и европейцы провели шесть раундов консультаций. Наверное, «гринго» давили на европейцев, чтобы те последовали антииранскому курсу Вашингтона (кстати, европейское турне израильского премьера Нетаньяху тоже из этой серии). А их визави, которые очень рассчитывают на бизнес в Иране, пытались найти компромисс. Потому что действительно иранский рынок - лакомый кусочек для мирового бизнеса. И если в 2016 году товарооборот между Ираном и Евросоюзом составил почти $5 млрд, то в 2017-м этот показатель увеличился уже в два раза. Это говорит о том, что Европа заинтересована, что понимают и завистливые США, которые, в свою очередь, практически не имеют экономических отношений с Ираном, но хотят в перспективе их навязать.
Конечно, требования южан маловыполнимы. Аятолла говорит о принятии резолюции европейских стран против США, но у Америки и Европы особенные отношения. Франция, Германия и Великобритания - главные союзники американцев в Европе и, конечно, никаких резолюций не будет, хотя они и поддерживают СВПД. Тегеран также требует, чтобы Европа не поднимала вопрос о создании ракет в стране. Но ракетная программа Ирана дает пищу для размышлений, к ней много вопросов. Конечно, Европа будет поднимать эти вопросы, потому что это серьезная проблема. Иран также потребовал от Европы противостоять американским санкциям против исламской республики. Такие прецеденты уже были. В 1996 году Европа приняла документ, призванный защитить европейский бизнес от санкций США против Кубы и Ирана, но тогда и санкции, и времена были несколько другие…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать