• четверг, 28 Марта, 21:18
  • Baku Баку 13°C

В Карабахе царит тотальное недовольство политикой Еревана – Эксперты

06 июня 2018 | 17:01
В Карабахе царит тотальное недовольство политикой Еревана – Эксперты
Новый лидер Армении Никол Пашинян пока не поддался соблазну добить своих вчерашних противников из карабахского клана. В Ереване представителей этого клана он в мае успешно сверг, однако повторить ереванский сценарий в самом Карабахе пока не удалось. Пашинян на этот раз сам выступил в роли усмирителя протестов, обратившись к толпе протестующих в столице Карабаха в своей фирменной «демократичной» манере – по видео на своем Фейсбуке.
Как известно, на оккупированных азербайджанских землях с начала 90-х годов действует сепаратистский режим, которым руководит Бако Саакян. Сразу после падения режима Сержа Саргсяна, соратника Саакяна по карабахскому клану, многие эксперты предрекли и Ханкенди «ереванский сценарий». Об этом в частности в мае говорил порталу «Москва–Баку» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.
1 июня в Степанакерте это предсказание начало сбываться. Произошла массовая драка, в ходе которой силовики жестоко избили двух местных жителей. После этого в течение нескольких дней в центре города собирались толпы возмущенных горожан, требовавших отставки руководителей трех силовых ведомств – прокуратуры, службы безопасности и полиции. Хотя требования об уходе самого Саакяна не звучало, было очевидно, что гнев направлен и против него.
Саакяну сразу же припомнили, что построенный им режим основан на насилии и подавлении инакомыслия, неугодных ему людей регулярно избивают, фактическая власть в регионе принадлежит исключительно силовикам. При этом режим Саакяна нельзя назвать марионеточным – он не полностью подчиняется Еревану, сохраняя известную долю самостоятельности.
Однако сам Пашинян не стал разжигать страсти, а призвал протестующих, наоборот, уладить все споры в мирном ключе, путем диалога. Одновременно бывший президент Армении Левон Тер-Петросян, который слывет «политическим отцом», идейным вдохновителем Пашиняна, выступил с открытым письмом, требуя не допустить ереванского сценария в Карабахе, поскольку это прифронтовая зона и беспорядками в регионе, дескать, может воспользоваться Азербайджанская армия.
После этого власти вступили в переговоры с толпой в Степанакерте, правда, не сам Бако Саакян, а его правая рука – премьер Араик Арутюнян. Он пообещал ряд уступок, в частности, создание «общественного совета», в который власти пригласят и представителей манифестантов. В итоге протесты пока утихли.
«Из-за Карабаха Пашинян оказался в ситуации политической шизофрении», – иронизирует директор российского Института ЕАЭС Владимир Лепехин. С одной стороны, новый премьер теперь заявляет, что не позволит «различным силам» дестабилизировать обстановку в Карабахе, а с другой – он же сам еще недавно на митингах выступал против засилья карабахского клана. Но теперь Пашиняну, а точнее стоящим за ним западным спецслужбам, выгодно, чтобы этот клан уцелел в самом Карабахе, поддерживая там порядок.
«А куда же он денется из Карабаха – этот клан, он же карабахский? – риторически спрашивает эксперт. – Чтобы контролировать ситуацию в Степанакерте тем же самым людям, которые теперь контролируют ситуацию в Ереване, важно было лишить влияния на Нагорный Карабах нынешних лидеров карабахского клана. Это Серж Саргсян и так далее. Такая цель достигнута».
В отличие от российских, азербайджанские эксперты видят в подоплеке событий совсем иные причины. «В Ханкенди протесты созрели и начались митинги даже раньше, чем в Ереване. В Ереване митинги получили такой размах в том числе и потому, что люди знали: жители Карабаха в массе своей тоже недовольны Саргсяном и поддерживают Пашиняна», – сказал глава Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу.
Политолог уверен, что большинство армян в Карабахе, страдающих от нищеты, настроены на примирение с Азербайджаном, поскольку только отмена блокады позволит повысить уровень жизни простых жителей этого региона. Среди них была популярна точка зрения экс-президента Тер-Петросяна, давно призывавшего найти компромисс и заключить мир с Азербайджаном.
«Вы знаете, что Пашинян раньше был сторонником Тер-Петросяна, разделял в том числе его позицию по нагорно-карабахскому конфликту, которая отличалась от официальной позиции Еревана, – сказал эксперт. – Но как только Пашинян выдвинул еще более жесткие требования в нагорно-карабахском урегулировании, как только карабахские армяне поняли, что Пашинян будет продолжать политику Саргсяна, только в ухудшенном варианте, они активизировались. По этой причине и начались волнения».
Другой причиной волнений могло стать желание жителей Карабаха получать финансовую подпитку от диаспоры напрямую, а не через Ереван.
«В Карабахе царит тотальное недовольство политикой Еревана. Ереван, например, строит в Карабахе дома за счет помощи от диаспоры, но теперь квартиры в этих домах не выдаются бесплатно, а продаются по ипотечным кредитам, а население Карабаха не в силах выплачивать эти кредиты», - рассказал политолог.
«На самом деле Нагорный Карабах более американизирован, чем даже сам Никол Пашинян. Просто посмотрите географию поездок делегаций из Карабаха: США, Франция и другие западные страны. Армяне из Карабаха обладают таким влиянием, что могут организовать мероприятия и в американском конгрессе, и во французском сенате. Запад когда-то давно использовал их, чтобы развалить Советский Союз и до сих пор благодарен им за это», - сказал Ахмедоглу.
«Кроме того, карабахских армян раздражали слухи о том, что Саргсян хранил свои деньги в американском фонде. Сейчас, как ожидается, будут проверять банковские счета Саргсяна и его брата в США. Карабахские армяне подозревают, что Саргсян получал от американцев деньги для Карабаха и прятал их на свои счета в американские банки. Думаю, теперь карабахцы вообще хотят получать всю помощь диаспоры, Запада прямо, минуя Ереван».
Как предполагает Ахмедоглу, споры по разным поводам, в том числе вокруг финансовых потоков, вынудят Пашиняна рано или поздно все же добиться замены руководства сепаратистского режима в Карабахе.
Замена руководства в Степанакерте будет лишь эпизодом в более широком процессе смены геополитической ориентации Армении, считает, в свою очередь, Владимир Лепехин, а лозунг «борьбы с карабахским кланом», по его мнению, был не чем иным, как отвлекающим маневром спецслужб Запада.
«Власть в Армении была многовекторная. Она ориентировалась и на Россию, и на Евросоюз, и на Штаты. Были во власти и радикальные националисты или, скажем так, сторонники «среднего пути». Очень разные во власти были люди, - напоминает российский политолог. - А сейчас наступила определенность, в правительство пришли люди, - не все, но в основном ориентированные на Запад и конкретно на Америку».
Часть карабахцев пока искренне ждет перемен к лучшему от нового правительства Армении, признает эксперт. «Под влиянием популистских заявлений Никола Пашиняна какая-то часть населения Карабаха может его поддерживать, она верит, что этот человек поможет социально-экономическому развитию региона. Но именно в Карабахе быстрее всего наступит отрезвление относительно истинных целей нового правительства Армении», – подчеркнул российский эксперт.
Лепехин считает: в принципе Пашинян, если бы мог, вообще закрыл бы проблему Карабаха, действуя в интересах своих западных партнеров. Этот регион нужен Западу всего лишь как инструмент давления на соседний Азербайджан, а заодно и на саму Армению.
banner

Советуем почитать