• пятница, 29 Марта, 01:35
  • Baku Баку 7°C

Классика торможения

24 мая 2018 | 09:02
Классика торможения

ВЗГЛЯД
Замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян буквально повторил тезис своего нынешнего премьер-министра о том, что «в качестве субъекта Нагорный Карабах должен вернуться за стол переговоров».
На просьбу же внятно истолковать это заявление, он «мудро» напомнил, что участие банды, узурпировавшей власть в так называемой «НКР», предусмотрено самим ходом вялотекущего процесса при посредничестве МГ ОБСЕ.
Судьба региона, управляемого династией Джаванширов, воистину стала трагичной после того, как по Гюлистанскому договору 1813 года он отошел от Гаджаров к русскому царю. Понятие Карабахское ханство было упразднено в 1822-м, а сама территория стала именоваться по высочайшему указу провинцией, равно как и азербайджанцы - «закавказскими татарами». Под армян же подвели всех автохтонных христиан, включая карабахских албанцев и удин, для того чтобы унифицировать их, а заодно и передать Албанскую церковь в распоряжение армянских патриархов.
Трагедия вынужденного соседства
Таким образом карабахцы в одночасье стали «хаями не по своей воле», потому в переписи 1886 года значится, что из совокупных 121,22 тыс. населения 103, 06 тыс. душ составляли армяне.
Кстати, в составе царской России территория Карабаха, в которую, между прочим, входил и Зангезурский уезд, и низменная его часть, подверглась под различными предлогами чудовищным административным делениям, вследствие чего ее территориальная целостность была нарушена. Восстановить ее удалось на короткое время лишь в период Демократической Республики, однако затем новая российская, хотя и более интернациональная власть, где было немало армян, все-таки пробила идею о создании Нагорно-Карабахской автономной области (на этот счет имеется декрет Центрального исполнительного комитета Азербайджана от 7 июля 1923 года), после чего целостность всего региона была нарушена окончательно. Территория НКАО была сформирована не на научно-географической, этнографической и исторической базе, а по принципу волюнтаризма или, говоря народным языком, самодурства. То есть она была образована под видом автономной структуры, путем объединения локальных территорий, населенных преимущественно армянами.
Надо отметить, что, руководствуясь этим принципом, подобную административно-политическую структуру можно образовать в любом месте компактного проживания какого-либо пришлого населения в большинстве стран или крупных городов мира. Так, в Нью-Йорке на основе китайского квартала можно потребовать автономии для китайцев или в таком же порядке объявить Гарлем афроамериканским, Брайтон-бич - постсоветским и так далее. В нашем случае дело дошло до того, что кяльбаджарское село Агдабан и физулинское Юхары Вейселли оказались в пределах НКАО, после чего в них была изменена административная иерархия. По постановлению комиссии, подготовившей Положение об НКАО, в ее состав и ведение было включено более 170 населенных пунктов, где азербайджанские населенные пункты оказались в меньшинстве, а управляли там порой армяне, присланные из административного центра.
Вернемся к нашим баранам
Так вот, выясняется, что Карабах (читателям можно посоветовать обратиться к письмам А.Грибоедова, а также к трудам В.Величко, чтобы не было сомнения в попытке ввести в этнически преднамеренное заблуждение) действительно не имел административного отношения к армянам. Тем более что первый из авторов вплотную занимался первой волной вынужденного, порой насильственного переселения армян из империи Гаджаров, ошибочно называемой Персией, и из Османской Турции. Выходит, что в историческом разрезе Шаварш Кочарян прав, но он ситуацию трактует несколько иначе - по его словам, «НКР» вполне себе субъект международного права, раз уж с ним следует сесть за стол переговоров.
Но позвольте прояснить текущую ситуацию. По официальным данным, там есть свой бюджет где-то на уровне 200 млн «зеленых», но практически все отрасли промышленности (виды услуг, включая торговлю, связь, извоз и пр. - не в счет) контролирует Ереван, почти так же, как в Армении все находится в руках Москвы. Это, так сказать, экономическая составляющая.
Что до внешнеполитической, независимость «НКР» не признана ни одной страной мира, включая саму страну-агрессора, хотя, по правде говоря, до 70% личного состава местной «армии» рекрутируется из Армении в то время как местные ребята сбегают от комиссариатов в ту же «любимую» Россию и даже… в ненавистную Турцию. Кстати, тамошние вояки даже стреляют по нашим позициям, преимущественно по жилым массивам оружием, «закупаемым», то есть взятым под беспроцентный кредит Арменией, а это означает, что сами карабахцы давно хотели бы вернуться под юрисдикцию официального Баку, но элементарно боятся бородатых террористов.
Странная логика
Есть еще один момент. Даже если допустить, что армянские политики искренни в своем желании видеть представителей сепаратистского режима за столом переговоров, не совсем понятно, почему они считают, что от имени так называемой «НКР» должны и могут говорить только армяне. Как же быть в таком случае с азербайджанской общиной, изгнанной исключительно благодаря российской армии с собственных земель? И вообще, судя по этническому самоопределению, на этой территории проживают самые обыкновенные армяне, которые не являются отдельным народом, могущим пользоваться правом на самоопределение. К тому же в самой Европе, например, жестко борются с сепаратистскими попытками ирландцев, шотландцев, басков, каталонцев и прочих реально автохтонных народов. Кочарян, конечно, все это знает, но где-то в глубине души надеется вместе со своим премьером затормозить переговорный процесс, отбросив его на десятки лет назад.
То есть, судя по «логике» замминистра, он хочет вернуться к исходной позиции начала 1990-х годов, когда мировому общественному мнению и международным организациям пытались навязать мнение о том, что якобы местные «отряды народной самообороны», а не армянские вооруженные силы при поддержке военизированных подразделений диаспоры и российских десантников (вспомним штурм Кяльбаджарского хребта) «освободили» эти земли от власти официального Баку.
Возможно, четверть века назад международная общественность так и думала под воздействием ведущих мировых СМИ, когда даже название нашей молодой страны произносилось кем-то с трудом, а кем-то - нехотя. Но сегодня ситуация в корне изменилась, даже в стенах ООН при упоминании Азербайджана мировые лидеры держат в уме многочисленные глобальные и региональные выгоды, гарантируемые высшим политическим руководством государства, а к Армении, не говоря уже о «НКР», относятся как к вечно плачущему Пьеро…
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать