• суббота, 20 Апреля, 07:23
  • Baku Баку 14°C

Несмотря на угрозу покушения

23 мая 2018 | 09:01
Несмотря на угрозу покушения

ПОЗИЦИЯ
В который раз рискованным товарищем проявил себя президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Несмотря на сообщения о том, что группа лиц турецкого происхождения на Балканах готовит покушение на него, он не только не отказался от планов, но даже с еще большим рвением поехал в столицу Боснии и Герцеговины Сараево.
В программу однодневного визита президента братского государства наряду с переговорами с главой Госсовета этой страны Бакиром Изетбеговичем было включено выступление на митинге перед общиной европейских турок.
По итогам визита главы государства можно констатировать, что все обошлось, хотя и была проделана большая превентивная работа. Данные разведслужбе передали проживающие в столице Македонии турки, да и вообще, похоже, практически вся нация начинает осознавать, насколько ключевой фигурой является для них этот бунтарь из бедного стамбульского квартала Гасым Паша.
Не в первый раз
Лучше всех этот порыв отразил вице-премьер Турции Бекир Боздаг, написав в своем Твиттере, что «президент Турции является лидером нации, и он не из тех, кто будет бояться угроз смерти и кто откажется от своего дела на полпути».
Кстати, это отнюдь не первая попытка физического устранения политика. В июле прошлого года турецкие органы государственной безопасности предупредили полицию Германии о возможном покушении на Эрдогана в ходе саммита G20 Гамбурге. Тогда официальная Анкара направила письмо в Федеральное управление уголовной полиции ФРГ о возможной подготовке покушения, а также назвала имя предполагаемого преступника. В ноте также говорилось, что «люди, одетые в форму немецкой полиции, могут совершить покушение на президента», и это сообщение, между прочим, оказалось чистой правдой.
Более того, нельзя сбрасывать со счетов неудавшуюся в ночь на 16 июля 2016 года попытку военного переворота, когда было убито 250 одних только гражданских лиц. И тогда опять же главной целью была жизнь Эрдогана, и снова оперативная информация от спецслужб соседних стран не дала свершиться трагедии. В целом же число охотников на главного возмутителя «мирового спокойствия» измеряется десятками, однако братская страна делает все возможное для неприкосновенности своего лидера.
Фактор инвестиций
В последние два десятка лет братская страна сделала значительные инвестиции на Балканах, которые она не без оснований считает сферой своего влияния еще со времен Османской империи. Не только реставрируются мечети, но и вкладываются серьезные деньги в инфраструктурные проекты, в гуманитарные кампании, в образовательные заведения, медицину, энергетику, всячески приветствуется налаживание бизнес-связей балканских и турецких предпринимателей.
В этом свете примечательно обещание Эрдогана проплатить примерно 3 млрд евро в рамках строительства нового шоссе, которое свяжет давно не общавшиеся между собой Белград и Сараево. Кстати, если торговый оборот с так называемыми «западными Балканами» в 2002 году составлял 435 млн, то по итогам прошлого года он вырос уже до 3,5 млрд баксов.
И еще один штрих - официальная Анкара сегодня говорит больше о «новом прагматизме», чем об исламской идентичности, и даже строительство и реставрацию мечетей преподносит, как развитие сети культурных памятников для привлечения туристов и пополнения таким образом бюджетов стран, расположенных на «горячем» полуострове, входящем в сферу геополитических интересов всех ведущих мировых игроков. Впрочем, в том же Евросоюзе скептически относятся к активности братской страны, потому со стороны европейцев скорее звучат опасения, что Турция продвигает политический ислам в Европу через Балканы.
При этом Турция активно налаживает прагматические отношения не только с Боснией и Герцеговиной, но и с Сербией, которая предпочитает ради экономических связей закрыть страницу исторического противостояния - к 2020 году взаимный торговый оборот планируется довести до $5 млрд. Дело дошло до того, что в апреле сербский город Нови Пазар (который еще называют «сербским Стамбулом») объявил Эрдогана своим почетным гражданином. Кстати, в середине июля 2016 года сразу после попытки государственного переворота в Турции там проходили массовые стихийные демонстрации в поддержку власти, и она, видимо, этого не забыла.
Прошлогодней осенью вместе с Эрдоганом в этот населенный пункт приехали восемь его министров и около 200 солидных бизнесменов. Впрочем, главной темой помимо торговых отношений и инвестиций был газопровод «Турецкий поток», который требует и политической стабильности в регионе. Эрдоган тогда сообщил: «Турция и Сербия - две ключевые страны на Балканах. Ваша страна является ключом мира и стабильности в непростом регионе, являющемся мультикультурной и динамичной структурой, находится в позиции, открывающей путь дальше - в Европу».
Обосновано ли беспокойство?
Нарастающее экономическое, политическое и тем более религиозное влияние братской страны, как и ожидалось, вызывает все большее беспокойство в Евросоюзе. А масла в огонь подлил недавний инцидент в Косово, когда турецкие спецслужбы схватили шестерых граждан своей страны, подозреваемых в симпатиях к Фетхуллаху Гюлену, экстрадировав их без суда и следствия. Похожие аресты произошли и в Албании, а потому официальный Брюссель в итоге даже опубликовал официальное заявление, что считает этот акт недемократичным и неуважительным к законодательным процедурам, на которых зиждется Евросоюз. То есть, с одной стороны, европейцы против влияния других стран на этом фланге и хотели бы закрыть маршрут бесконтрольной миграции через Балканы в ЕС, а с другой - они боятся брать ответственность и вкладываться в регион.
Как обрисовал ситуацию для корреспондента газеты «Каспiй» глава Центра исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, неправы те аналитики, которые считают, что Турция наращивает свое влияние на Балканах специально, чтобы досадить ЕС, а заодно и США якобы в отместку за то, что ее шансы на вступление в Евросоюз тают на глазах:
- Напротив, Анкара на этапе превращения в ключевого «полузащитника» глобальной политики нуждается в стабильности, и не в ее интересах «размахивать красной тряпкой» перед фейсом такого неадекватного союзника, как Вашингтон, который может реализовать как раз в отместку ключевому партнеру по НАТО курдскую угрозу поглубже той, которая до сих пор существует в Африне, Кобани и Манбидже. Да и Балканы всегда были неспокойным регионом и болезненной точкой для турок, англосаксов и русских. Кроме того, отношения между Албанией и Турцией исторически были не самыми радужными, и сегодня Тирана, жаждущая заполучить себе новую американскую военную базу, в братской стране считается «американским штатом», который к тому же полон сторонников Гюлена. А поскольку его ученики проживают повсеместно в Косово, Албании и Боснии, то «лучшим другом» Анкары на полуострове становится, как ни странно, Сербия.
Так вот, «сараевский поход» стал к тому же своего рода предвыборным мероприятием в ходе кампании Эрдогана, который будет стремиться заполучить себе голоса европейских турок – ему нужна была международная трибуна, поскольку Германия, Австрия и Голландия запретили вести агитацию на своей земле, а в Сараево собралось до 20 тысяч граждан страны со всей Европы. И это не случайный выбор лидера, так как после операции в Африне авторитет президента Турции и правящей партии возрос. Однако продолжают нарастать экономические трудности и инфляция. Полагаю, что правящая партия и ее союзник приняли такое решение, чтобы не растерять голоса избирателей.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать