• среда, 24 Апреля, 14:56
  • Baku Баку 27°C

Беспредел или социальная помощь?

20 февраля 2014 | 14:26
Беспредел или социальная помощь?

ПРОБЛЕМА
Система начисления адресной социальной помощи превратилась в коррупционное болото. Как говорится, в движении - жизнь. Но всегда ли так? Эта сфера - один из немногих примеров, когда состояние максимального покоя взяточников сформировало топкое, трясинное место. Болото в теле нашего государства живет по своим, неписаным законам. Чтобы подробно разобраться, что это такое, почему возникла «экосистема» и как все-таки из нее выбраться, редакция газеты «Каспiй» связалась с депутатом Милли Меджлиса, членом парламентского комитета по экономической политике, руководителем Института экономических и социальных инноваций Али Масимли.
Коротко о главном
О монстрах и подводных течениях этой трясины население знает не понаслышке. Казалось, болото не растрясти, однако счастье пришло, откуда не ждали. Смена руководства Минтруда и социальной защиты обернулось крупномасштабной «экологической вылазкой» под кодовым названием «борьба с присвоением бюджетных средств». Страна облегченно вздохнула, а прокуратура засучила рукава. По словам нового главы ведомства Салима Муслимова, дела нечистых на руку чиновников будут переданы в Генеральную прокуратуру, а сайт министерства исправно публикует полные списки адресатов социальной помощи по городам и районам Азербайджана.
А.Масимли не скрывает своих надежд на решение проблемы, но осторожен в прогнозах:
- Полностью устранить взяточничество и коррупцию в этой отдельно взятой сфере будет невозможно, - считает депутат, посвятивший социальным вопросам не один десяток лет. - Невозможно, потому что теневая экономика и коррупция - суть явления неискоренимые. Эта проблема актуальна во всем мире, но развитые страны добились условных показателей. В нашем случае можно сократить объемы коррупции комплексным подходом к административным и экономическим мерам.
- Как давно появился институт социальной помощи в Азербайджане? Расскажите о механизмах начисления АСП.
- Система государственной адресной социальной помощи применяется в Азербайджане с 2006 года на основе закона «Об адресной социальной помощи», который был принят в октябре 2005-го. В свою очередь Кабинет министров утвердил постановление о порядке предоставления АСП. Так вот, исходя из этого документа, при начислении помощи определяют разницу между критериями нуждаемости и доходов семьи. Приведу пример: среднемесячный доход гипотетической семьи, скажем, из пяти человек - 300 манатов. Исходя из критерия нуждаемости, который с 1 января 2014 года утвержден на уровне 100 манатов, прожиточный минимум семьи должен составить 500 манатов. Из этой суммы вычитаем 300 манатов дохода семьи и получаем размер помощи - 200 манатов. То есть 40 манатов на члена семьи. В целом по стране средняя сумма адресной социальной помощи, исходя из всего объема начислений, составляет 26 манатов.
По официальной статистике на 2013 год, АСП в Азербайджане получили 134 тыс. семей - это 590 тыс. человек. Выделяется помощь на год по обращению одного из членов семьи, в течение 10 дней специальная комиссия выносит заветное решение - нуждается ли семья в помощи. Право на социальную помощь имеют малообеспеченные семьи, среднемесячный доход которых по не зависящим от них причинам ниже совокупности критерия нуждаемости на каждого члена семьи.
Проблема «со стажем»
По мнению А.Масимли, институт назначения адресной социальной помощи - весьма полезная, но новая для нас практика. Десятилетний опыт обнажил проблемы организационного характера. Коррупция и нечистые на руку чиновники довели эту благую идею до абсурда:
- К сожалению, случаи откровенного воровства настолько известны, что не нуждаются в «представлении». Наиболее распространены случаи, когда работники ведомств присваивали пластиковые социальные карты на пять или шесть месяцев. Только после этого карты эти возвращали, и адресат мог получить причитающееся ему социальное пособие. Мы говорим не только и не столько о фактах нарушения закона и Конституции. Это бесчеловечно - отнимать последние гроши у нуждающихся людей, которые вынуждены бороться за выживание. К счастью, после смены руководства Минтруда и социальной защиты наметилось решение проблемы.
- Что конкретно делает министерство?
- В решении этого вопроса министерство рассчитывает на бдительность граждан. Сайт ведомства публикует списки получателей. К примеру, можно узнать, что в Шеки адресную социальную помощь получают 2462 человека, в Гахе - свыше 600 человек. Приводятся имена и фамилии получателей АСП. Можно пойти дальше и вывешивать эти списки в общественных местах. В маленьких городах люди знают друг друга в лицо, имеют представление о доходах соседа. Это увеличивает прозрачность. Думаю, что таким способом можно выявить незаконных получателей социальной помощи и назначить ее людям, которые действительно нуждаются. С другой стороны, необходимо также задействовать судебный механизм и привлечь к ответственности виновных.
Только подумайте: такая гуманная по сути своей мировая практика доведена у нас до абсурда. Только в 2013 году на АСП было выделено 184 млн. манатов государственных средств. Получается, что часть помощи не доходит до адресата, ее получают люди посторонние. Кто виноват? Те, кто управляют этой системой, они тоже замешаны в коррупции.
- Коррупция и взяточничество в этой сфере - проблема не новая. Она насчитывает десяток лет «стажа». Почему о ней вспомнили только сейчас?
- Об этой проблеме говорили и продолжают говорить. Я и Вахид Ахмедов (член парламентской комиссии по экономической политике - Ред.), другие депутаты и независимые эксперты поднимали этот вопрос неоднократно. Я выступал в 2012 году, когда возникла нелицеприятная ситуация с начислением АСП. Дело в том, что по официальной статистике 2012 года объем получателей АСП снизился к 2011 году. Тогда я поднял вопрос о том, что такое «снижение» - искусственное. Действительно, официально показатели бедности снизились - тенденция похвальная, но суть в другом. Исходя из этой статистики, Минтруда и социальной защиты сократило в 2012 году число семей, получающих адресную социальную помощь на 22 тысячи. Таким образом, помощи лишилось 105 тысяч человек. Такое отношение к бедности противоречит Конституции, концепции социально ориентированной рыночной экономики, закону «О критериях нуждаемости». Не надо путать разные вещи - уровень бедности определяют исходя из прожиточного минимума, а адресную социальную помощь - из критерия нуждаемости.
Нельзя лишать помощи 22 тысячи семей только потому, что кто-то вдруг заработал больше 125 манатов. Это не просто грубейшее нарушение закона, но попрание конституционных прав граждан. В 2013 году количество получателей помощи увеличилось, и это стало наглядным свидетельством того, что мы были правы.
- Но вернемся к главной теме нашей беседы. Как вы думаете, насколько связана коррупция с пробелами в законодательстве? Подчас любая неясность в законе грозит обернуться лазейкой для нечистых на руку чиновников.
- Я часто с этим сталкиваюсь, общаясь с населением и решая такого рода вопросы. Приведу наглядный пример из жизни. Девушка из деревни вышла замуж и приехала жить в город. Доход молодой семьи ниже критерия нуждаемости. Оформлены документы на получение социальной помощи - по всем условиям помощь семье полагается. Но чиновники нашли причину отказать: оказывается, на имя девушки есть земельный участок, принадлежащий ее прежней семье. Такие пробелы в законодательстве нужно исправлять - именно они питают коррупционный механизм, создавая видимую причину для отказа и провоцируя взяточничество.
- Минтруда намерено автоматизировать назначение АСП уже к 2015 году. Что вы думаете по этому поводу?
- Если свести к минимуму контакт между населением и чиновниками, проблему коррупции можно частично решить. Частично - потому что искоренить коррупцию полностью невозможно. В эту сферу можно и нужно внедрять современные технологии, у нас уже есть показательный опыт социальной службы АSAN xidmət. Если такая система будет действовать по всей стране, проблема большей частью решится.
- Зачастую социальная помощь настолько мала, что носит символический характер.
- Я несколько раз поднимал этот вопрос - или выдавать достойные пособия, или ликвидировать их вовсе. Сам по себе институт социальной помощи - гуманная идея, но, к сожалению, у нас ее довели до абсурда. С другой стороны, критерий нуждаемости - искусственный показатель. Нужно исходить из прожиточного минимума.
- Мы говорим о коррупции в отдельно взятой сфере. Но можно ли искоренить часть проблемы в отрыве от общей картины болезни?
- Если мы говорим о стране в целом, болезнь эту можно частично излечить, но только коренными реформами во всех сферах жизни. Для этого гражданин должен почувствовать себя членом общества и научиться защищать свои права. С этой точки зрения, нужно повышать сопротивляемость, «иммунитет» нашего общества. Если нет способности к сопротивлению, коррупция и взяточничество только усилят позиции. Повторюсь, главный, я сказал бы, магистральный путь решения проблемы - это углубление реформ во всех сферах жизни, повышение сопротивляемости общества и применение информационно-коммуникационных технологий в таких трудных областях, как назначение адресной социальной помощи.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать