• четверг, 18 Апреля, 21:40
  • Baku Баку 21°C

Улица волнуется, шумит, гудит…

17 мая 2018 | 17:07
Улица волнуется, шумит, гудит…

КОММЕНТАРИЙ
Начавшиеся для армянского премьера Никола Пашиняна будни быстро заставили его забыть о праздниках. Возобновившиеся акции неповиновения и блокировки улиц грозят перерасти в новую революцию.
Складывается картина непрекращающихся волнений, поскольку новое положение в стране после громкой конституционной реформы, бархатного переворота, наконец, прихода во власть так называемого представителя народа ничего не меняет.
Использующий прямой контакт с улицей посредством онлайн-включений по социальной сети, Пашинян в некотором роде импонирует протестующим, однако они не возьмут в толк запаздывание обещанных изменений. Мало того, что их попросту нет, ими даже не пахнет. Когда глава кабинета снова и снова напоминает своим сторонникам, что «ключевой целью инициативы «Мой шаг» была победа власти народа», многие справедливо вопрошают: в чем суть добытой победы, и если она имеет место, почему ничего не меняется в жизни людей?
Премьер прав, утверждая, что недавние акции протеста против ушедшего Сержа Саргсяна были обращены в сторону безвластия. Коль с ним покончено, то в чем смысл революционных приобретений?
Получившая мандат народа власть медлит с обещанными реформами, потому строптивые демонстранты, вдоволь нахлебавшиеся несправедливости и бездействия от руководства страны, настоятельно требуют к себе и своим заботам внимания. Иного пути у них нет, поэтому они снова прибегают к неповиновению.
Премьер не отрицает наличия в стране массы проблем, однако бессилен представить план или концепцию преодоления трудностей. Вообще логика момента требует выработки всеобъемлющей антикризисной программы, раз все в один голос соглашаются с мнением о безвыходности положения. Призывая сограждан к терпению и сдержанности, Пашинян требует время для перегруппировки сил и средств, чтобы взять ситуацию под контроль.
Памятуя, что сразу после избрания премьером он ринулся в Карабах, чтобы успокоить сепаратистский режим, представляется, что он не намерен менять политику Саргсяна в главном. Это означает, что нерешенность территориальной проблемы, загнавшей Армению в тупик, устраивает и Пашиняна, которому не с руки сказать что-то новое о главной неурядице страны. Собственно, на практике часто встречается, когда претендент на власть, критикуя и бичуя недостатки старой команды, после завоевания руководящей позиции продолжает ее же курс, сетуя на мифические причины.
У Пашиняна, как видится, никакой новой программы и стратегии в помине нет. Он классический демагог, которому помогли противники старой власти и внешние центры. Но у всех, кто ассистировал свержению Сержа Саргсяна, свои задачи и цели. Им не до Карабаха не потому, что они не осознают пагубную суть кризиса. В Армении существует табу на тему деоккупации азербайджанских территорий.
Пашинян боится его нарушить, поэтому подыгрывает сепаратистам, чтобы не навлечь на себя гнев карабахцев. В остальном же подыгрывает тем, кто составил ему компанию в деле изгнания Сержа Саргсяна. А приложившийся к революции Запад как был за отторжение Карабаха от Азербайджана, так на этом и стоит.
Получается, что внутренние силы, побаиваясь остроты вопроса, не желают рисковать своим положением. Им остается крутить старую волынку о приверженности курсу на мирное разрешение проблемы в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ.
Состоявшаяся 15 мая в Париже встреча министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова с сопредседателями Минской группы ОБСЕ ничего нового не принесла. Баку по-прежнему настаивает на субстантивных переговорах, понимая, что у Еревана политика подрыва мирного процесса по-прежнему в силе. Анонсированная на июнь встреча сопредседателей с Николом Пашиняном может стать переломной в том случае, если армянская сторона заявит о готовности рассмотреть план взаимных компромиссов. В случае отсутствия здравого подхода схема «территории в обмен на независимость НКР» станет сигналом для эскалации, и уже после никто не сможет дать гарантии на сохранение спокойствия.
После апрельской войны Ереван неустанно актуализирует вопрос размещения дополнительных средств мониторинга на линии соприкосновения. Азербайджан не видит никакого смысла в реализации плана в условиях, когда армянская сторона беспрерывно нарушает режим временного перемирия. «Ломать – не строить», гласит народная мудрость. Чтобы без конца будоражить обстановку в зоне конфликта, Ереван и использует механизм провокаций, который позволяет вуалировать его нежелание говорить по существу проблемы.
Новый министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян фактически озвучил позицию своей страны, которая по существу никакая не новая, а старая, если не сказать, непотребная. Он утверждает, что Ереван возобновит переговоры только после выполнения ранее принятых договоренностей, намекая на итоги Венской встречи президентов. Однако Мнацаканян забывает, что это желание армянской стороны раз и навсегда было перечеркнуто азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым в Женеве, где Серж Саргсян буквально был посрамлен.
Чтобы не потерять лица, он придумал историю о встрече с армянской диаспорой Швейцарии, в ходе которой озвучил тезис о невозможности возврата Карабаха в состав Азербайджана.
То был провал армянской дипломатии, который подвел черту под этапом имитационных усилий армянской стороны. В позиции Баку изменений нет, а значит, Ереван обречен прояснить для себя, чего он желает. Во избежание непоправимого новому премьеру Армении стоит призадуматься, как вырулить на тропу здравомыслия. В противном случае Пашиняну и его жидкой команде придется решать проблему куда более сложную и накладную.
Тофик АББАСОВ
banner

Советуем почитать